Что такое Инкотермс (Incoterms)

Термин Инкотермс используют в международной логистике (сокращение от англ. International commercial terms). Так называют 11 общепринятых условий, регламентирующих организацию перевозки.

Что такое Инкотермс (Incoterms)

Зачем ввели Инкотермс

Регламент помогает сторонам заказчика и исполнителя понимать действия и обязанности друг друга. Единый свод правил сводит к минимуму споры, которые могли бы возникнуть в процессе перевозки из–за неверной трактовки условий.

Правила регулируют:

  • Организацию транспортировки и распределение расходов между сторонами.
  • Страхование груза, порядок оплаты расходов при прохождении границ, ответственность за операции погрузки–разгрузки.
  • Переход рисков на разных этапах доставки от поставщика товаров к заказчику.

Правила Инкотермс не касаются прав собственности, действий в случае возникновения форс–мажора, ответственности при нарушениях условий договора.

Как разобраться в базисах

Каждый свод условий обозначают уникальной трёхбуквенной кодировкой. Участникам перевозки нужно договориться между собой, какая база устроит обе стороны. Разные регламенты обозначают буквами алфавита.

  • E: доставку проводят по самовывозу. Здесь все риски, связанные с перевозкой, ложатся на покупателя.
  • F: продавец несёт ответственность за прохождение таможни в своей стране. Оплата услуг перехода через границу и дальнейшая транспортировка на грузополучателе.
  • C: транспортировку обеспечивает и страхует продавец. Ответственность переходит к перевозчику при передаче груза.
  • D: продавец несёт полную ответственность до передачи товара покупателю.

Таким образом, все действия сторон получают собственное обозначение. Рассмотрим несколько примеров базисов подробнее.

EXW (по первым буквам от EX Works)

Код применяют для перевозки «Франко завод». Согласно регламенту, покупатель забирает ТМЦ в месте производства (на заводе). В этот момент с продавца снимается ответственность.

На покупателя ложится:

  • Погрузка.
  • Прохождение таможенных постов на иностранной и своей границе.
  • Доставка к месту назначения.
  • Разгрузка.

Поставщик товаров может помочь на этапе погрузки, но это не входит в его обязанности.

FCA (Free CArrier)

Кодировку применяют для регламента «Франко перевозчик». Эти правила используют примерно в 50% сделок.

Продавец обязан:

  • Отгрузить ТМЦ с сопроводительными документами.
  • Обеспечить прохождение таможни в своей стране.
  • Оплатить сборы на вывоз.

Обязанности покупателя:

  • Оплатить пошлины на ввоз.
  • Организовать перевозку к месту назначения.
  • Обеспечить разгрузку.

Ответственность переходит к получателю после завершения таможенных процедур в стране производителя продукции.

CIP (Carriage and Insurance Paid to)

Код обозначает условия «Перевозка и страхование оплачены до». Передача ответственности происходит на этапе получения ТМЦ ответственным перевозчиком.

В обязанности поставщика входят:

  • Страхование отправки.
  • Погрузка.
  • Оплата таможни.
  • Доставка груза получателю.

Покупатель несёт ответственность и расходы на следующих этапах:

  • Таможня в своей стране.
  • Разгрузка.

В случае утраты или частичного повреждения ТМЦ именно покупатель будет взаимодействовать со страховой компанией.

DAP (Delivered At Point)

Кодировка описывает регламент «Поставка в пункт». Здесь ответственность получателя минимальна. Риски снимаются с продавца только после получения товара покупателем.

Что выбрать

Условия определяют стоимость и режим доставки. Если процесс проходит по регламенту EXW, покупатель оплачивает цену товара и сам организует транспортировку, выбирая перевозчика, страхование и оптимальный маршрут. Понятно, что по условиям группы D сумма сделки окажется выше. Здесь у покупателя меньше свободы действий и практически нет личного участия, но и ответственность минимальная.

Ни один из базисов не гарантирует 100% защиты от рисков. Лучшие условия зависят от обстоятельств: кто–то полагается на опыт и выбирает более свободные базисы, кому–то важно минимизировать ответственность.

Самой сбалансированной считается группа C. Здесь поставщик оплачивает страховку груза во время перевозки, то есть компенсирует возможные убытки на самом рискованном этапе.

Менеджеры Sky Cargo Service проконсультируют вас по перевозкам и их условиям, быстро доставят груз от двери до двери, помогут с растаможкой и платежом.

Начать дискуссию