Построить «умный» город в России — на примере Москвы
Внедрение интернета вещей в сферу ЖКХ.
В декабре 2018 года телекоммуникационная компания «ВымпелКом» заключила соглашение с правительством Москвы о совместном развитии услуг связи города. Оператор Билайн в тестовом режиме начал развитие интернета вещей в «Смарт-квартале» Марьино.
Какие города называют «умными»
В 2017 году специалисты исследовательской компании Juniper Research составили топ-20 «умных» городов планеты. Эксперты оценили мегаполисы по четырём параметрам: транспорт, безопасность, здравоохранение и производительность. А после подсчитали, насколько эффективно цифровые технологии помогают жителям экономить время.
«Умный» город может сэкономить жителям до 15 дней в год. Обычно столько времени уходит на решение рутинных вопросов.
Первое место в рейтинге Juniper Research занял Сингапур, второе — Лондон, третье — Нью-Йорк. В топе нет ни одного российского города. В перечисленных мегаполисах жизнь граждан улучшает интернет вещей (IoT). Например, технологии могут «вернуть» водителям время, которое они теряют в пробках.
Средняя скорость автомобиля в час-пик — 6,4 километра в час, и люди проводят в пробках до 70 часов ежегодно. В Сингапуре для борьбы с пробками разработана система RoadRunner — автомобили снабжены специальными цифровыми маркерами, а расположенные вдоль дорог устройства непрерывно передают информацию о местонахождении машин на центральный сервер. Если дорога перегружена, её просто перекрывают — пробка не растёт. Также правительство старается сократить количество машин на дорогах. Подобные решения стали возможны благодаря IoT.
В 2008-2009 годах количество подключенных к сети устройств превысило количество людей — тогда родилась концепция интернета вещей.
Эксперт по вопросам урбанизации Энтони Таунсенд в книге «Умные города» сравнивает развитие IoT с распространением электричества в двадцатом столетии. Как и электрификация домов, внедрение интернета вещей способно перевести жизнь горожан на новый уровень.
Планирование «умного» города и его развитие основано на постоянной обработке массива информации. Специальные датчики собирают данные со счётчиков, ведут трекинг фитнес-браслетов и анализируют дорожную обстановку. После обработки информации «умные» технологии предлагают решения по оптимизации процессов.
Основа инфраструктуры умного города — доступный высокоскоростной интернет с большим количеством подключенных устройств. По данным исследования аудиторской компании PwC «Будущее близко: индекс готовности городов», в Москве высокая степень покрытия улиц и парков бесплатным Wi-Fi. В отчёте отмечают развитие цифровой инфраструктуры столицы для туристов — например, электронную карту Moscow CityPass. Её владелец одновременно получает скидки на посещение музеев, путеводитель, транспортную карту и SIM-карту.
Москва занимает шестое место в рейтинге внедрения «умных» систем ЖКХ. Еще в 2014 году «Моссвет» начал внедрение «умных» светильников, которые меняют яркость и площадь освещения в зависимости от погоды и времени суток. Первые «умные» фонари установили на наземном перегоне между станциями «Кутузовская» и «Студенческая».
Интернет вещей в Москве
По данным оператора сотовой связи Билайн, сегодня интернет вещей особенно востребован в области промышленности (21%), городской среде (17%) и жилищно-коммунальном хозяйстве (15%).
Эксперты компании Билайн отмечают хороший темп внедрения IoT в сферу ЖКХ — она занимает большую долю на рынке цифровых технологий и показывает высокий темп роста.
Как устроен «умный» квартал в Марьино
«Умный» квартал в Марьино — это семь многоквартирных жилых домов, которые стали тестовой площадкой для разработчиков IoT. Здесь настроен автоматический сбор телеметрических данных с датчиков по бесплатной Wi-Fi сети. Билайн запустил в квартале тестовую зону IoT на базе сетевого оборудования Ericsson.
Оборудование «Умного» квартала:
- Приборы учёта электроэнергии, газа и воды.
- Системы безопасности и «Умного» города: датчики в домах, персональные трекеры и закладки, датчики температуры, парковки и заполненности бака.
- Промышленный маршрутизатор.
Внедрение интернета вещей в Марьино было разделено на два проекта — «Облачная АСКУЭ» (Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии) и «Интеллектуальный учёт».
Подомовые счётчики проекта «Облачная АСКУЭ» помогли рассчитать, сколько электроэнергии необходимо в местах общего пользования и квартирах — информация нужна сетевой компании. По программе «Интеллектуальный учёт» на уже существующие счётчики установили модемы, информация с которых отправляется поставщику электроэнергии.
Часть старых приборов учёта оказалась неисправной, и их пришлось заменить. Представители компании «Билайн» отмечают, с «умными» счётчиками такая проблема решается просто — данные о неисправности сразу поступают в систему.
Жители «Умного» квартала могут дистанционно контролировать потребление электроэнергии, газа и воды через личный кабинет на официальном сайте Мэра Москвы. Система гарантирует безопасность — если дома лопнет кран, на телефон или электронную почту придёт уведомление. Пользователь дистанционно сообщит УК, чтобы они перекрыли подачу воды. Также «умные» счётчики сами передают показания в «Мосэнергосбыт» — жильцам больше не нужно заполнять бланки.
С помощью IoT в Марьино можно контролировать вывоз мусора, вызвать сантехника, управлять шлагбаумом и домофоном. Компания Билайн собирается внедрить решения для мониторинга общественного транспорта, но для этого требуется время.
Технологии IoT, которые хорошо показали себя в Марьино, будут рекомендованы для масштабирования во всей Москве. В компании тест считают успешным, но подчёркивают, что распространение интернета вещей зависит от мэрии и энергетических компаний.
Планы
В ближайшие два года компания Билайн продолжит внедрять интернет вещей в Москве.
В июле 2020 года в России вступит в силу закон об интеллектуальных системах учета электроэнергии — приобретение, установка и замена счётчиков ляжет на плечи подрядчика. С 2022 года устанавливать можно будет только «умные» счётчики, которые следят за расходом электроэнергии и хранят данные в архиве.
Следующее направление работы — система контроля за исполнением задач сотрудников управляющей компании. Жильцы увидят фотоотчёт, узнают, сколько времени было потрачено на работу, и сколько она стоила.
Также в «Билайне» работают над «Программно-аппаратным комплексом „сотрудник ЖКХ“». В приложении для смартфона пользователь сможет вызвать сотрудника управляющей компании, дворника, слесаря или сантехника. Здесь же можно будет проконтролировать выполнение задачи и при необходимости оплатить услугу.
Оператор сотовой связи расширит сферу работы — к ЖКХ добавят логистику и городское видеонаблюдение.
Компания Билайн собирается запустить ковровое покрытие NB IoT в 15 городах России к 2020 году. Первыми позволить себе внедрение интернета вещей смогут крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань. Для реализации масштабного проекта необходим опыт, который убедит городские власти в пользе IoT — аргументом для них и станет кластер в Марьино.