Что такое анализ PESTEL и когда он применяется?
Анализ PESTEL или PESTLE прорабатывает внешнюю среду компании и помогает идентифицировать возможности и угрозы для нее.
Крайне полезный инструмент для разработки бизнес-плана, стратегического планирования, маркетингового и финансового планов.
Не на все выявленные факторы, оказывающие определенное воздействие на вашу компанию, сможете повлиять, однако, найдете пути уменьшения силы угроз и увеличения веса возможностей.
Данный анализ должен проводиться регулярно, как минимум, раз в полгода-год.
1. Для чего нужен анализ PESTEL?
Это ваша отправная точка для принятия любого стратегического решения, включающего анализ внутренней и внешней ситуации, в которой находится компания.
Эффективное стратегическое планирование имеет решающее значение для бесперебойного функционирования организации, обеспечивает понимание, каким образом необходимо реагировать на определенные события в будущем и корректировать движение компании.
PESTEL рекомендуется при разработке:
- Бизнес-плана,
- Плана стратегического развития компании,
- Маркетингового плана,
- Плана развития, экспансии на новые рынки,
- Плана консолидации,
- Плана действий на случай непредвиденных обстоятельств,
- Плана реструктуризации и так далее.
Другими словами, всегда.
2. Что анализирует PESTEL?
Ранее анализ был известен, как PEST (политические, экономические, социокультурные и технологиче1. Для чего нужен анализ PESTEL?ские факторы).
По мере усложнения рынка и среды включились дополнительные важные силы, что, в итоге, привело к текущему названию:
- Political – Политические
- Economic- Экономические
- Social- Социокультурные
- Technological- Технологические
- Environmental- Экологические
- Legal- Законодательные, правовые факторы.
1. Политические факторы
Политические факторы связаны с политической жизнью на всех уровнях (местном, региональном, национальном, международном), которые могут повлиять на деятельность вашей компании в будущем.
2. Экономические факторы
Включают текущие и будущие экономические аспекты.
3. Социокультурные факторы
Элементы общества (культура, религия, убеждения и другие), которые способны влиять на деятельность и продукт компании. Важно рассматривать тенденции современного общества и прогнозировать возможные изменения на различных периодах.
4. Технологические факторы
Технологические факторы в настоящее время имеют решающее значение, поскольку скорость совершенствования и внедрения цифровых инструментов крайне высока. Вы должны осознавать, что те технологии, которые сегодня находятся только на стадии развития, изменят ближайшее будущее и если не будете учитывать этот аспект, компанию может выкинуть с рынка.
5. Экологические факторы
Элементы, прямо или косвенно имеющие отношение к окружающей среде. Не влияют априори на все сектора, тем не менее, вы должны знать тенденции к изменению политики в данном направлении, стандартов и отношения общества или вашей целевой аудитории, которые могут повлиять на среднесрочную перспективу компании.
6. Законодательные, правовые факторы.
Аспекты, относящиеся к обязательству соблюдать установленные законы и нормы.
3. Как провести анализ PESTEL?
Перечисляя пункты в каждом из описанных выше факторов влияния, выявите те, которые оказывают положительное воздействие и это будет расценено как возможность для компании или отрицательное- угроза.
Заполнение таблицы максимально просто: как те или иные внешние переменные влияют на вашу компанию?
Позитивные- возможности, негативные- угрозы, нейтральные можете игнорировать. Например:
Политические факторы.
- Изменения в правительстве: стабильность, нестабильность.
- Правительственные инициативы в интересах бизнеса.
- Политика субсидий.
- Налоговая политика.
- Изменения в международных отношениях.
Экономические факторы.
- Изменения экономического цикла: кризис или подъем.
- Инфляция.
- Уровень занятости.
- Банковские процентные ставки.
- Курсы валют.
- Источники финансирования.
Социокультурные факторы.
- Возраст населения.
- Структура семьи.
- Культурные угрозы.
- Географическое перемещение населения.
- Уровень образования.
- Уровень дохода.
- Изменение привычек потребления или моды.
- Осознание здоровья.
Технологические факторы.
- Скорость внедрения инноваций.
- Уровень инвестиций в НИОКР.
- Стоимость доступа к новым технологиям.
- Новые форматы производства.
- Новые формы и стандарты распространения (продажи, логистика).
Экологические факторы.
- Изменение климата.
- Нехватка сырья.
- Загрязнение.
- Законы Об охране окружающей среды.
- Регулирование потребления ресурсов.
- Экологическая осознанность населения (или групп населения).
Законодательные факторы.
- Закон об интеллектуальной собственности.
- О здоровье и безопасности труда.
- Об охране окружающей среды.
- О защите прав потребителей.
- Антимонопольные законы.
- Законы, регулирующие сектора и далее.
Преимущества проведения анализа PESTEL
В качестве резюме, отметим основные преимущества анализа PESTEL:
- Активен. Помогает предвидеть неопределенное будущее, к которому вы будете готовы и лучше используете возможности, уменьшая негативное влияния и риски.
- Прост. Для того чтобы обрести представление о том, что ждать, вам просто необходимо задать себе правильные вопросы. PESTEL помогает оформить ответы в концепцию деятельности.
- Универсален. Применим как к стартапу, так и к развитой компании, как к большому, так и к малому бизнесу, в равной степени и вне зависимости от сектора.
Кроме того, он является отправной точкой для формирования SWOT анализа, куда напрямую можете позаимствовать данные и выводы из PESTEL.
+7(499)-495-45-78