Кадры живые и виртуальные: как компаниям влиять на внедрение ИИ на местах

Сотрудники не хотят изучать возможности искусственного интеллекта, а руководители видят в новой технологии источник стресса. Поэтому внедрение ИИ в бизнесе идет намного медленее, чем могло бы. Почему так и как с этим быть, рассказал директор по маркетингу Битрикс24 Александр Вартанян в своем докладе на первой Энтерпрайз кейс-конференции «1С-Битрикс» — она прошла 30 октября в Москве. Мы все послушали, записали, а теперь делимся ключевыми инсайтами с вами.

Александр Вартанян, директор по маркетингу Битрикс24
Александр Вартанян, директор по маркетингу Битрикс24

ИИ, с которым мы имеем дело сегодня, не превосходит человеческий мозг. Однако при этом в отдельных аспектах показывает куда более впечатляющие результаты. Например, когда речь заходит об обработке больших объемов данных: там, где человек потратит дни, искусственный интеллект справится за минуты. Поэтому разговоры о том, что ИИ заменит человека, не больше, чем спекуляции — но при в качестве помощника алгоритмы сегодня незаменимы. Они помогают выполнять задачи самым разным специалистам: аналитикам, разработчикам, управленцам, работникам креативных индустрий.

Но сомнения в целесообразности внедрения искусственного интеллекта все еще очень сильны и их наглядно иллюстрируют цифры.

Так, 58% наемных работников (специалистов как интеллектуального, так и физического труда) абсолютно уверены, что в ближайшие 5 лет их труд нельзя будет автоматизировать и заменить роботами и искусственным интеллектом. И только 3% допускают такую возможность.

77% линейных сотрудников утверждают, что ИИ замедляет их работу. 39% жалуются на то, что им приходится перепроверять и редактировать результаты работы ИИ. А 23% недовольны тем, что приходится тратить время на обучение.

Менеджмент также не готов к использованию ИИ: руководителей беспокоит необходимость выделять ресурсы на обучение, ими движет страх неоправданных ожиданий и стресса при внедрении таких технологий. Для того чтобы полноценно использовать в компании возможности искусственного интеллекта, необходим культурный сдвиг.

Нужно преодолеть разрыв в восприятии и построить доверительные отношения между руководством, сотрудниками и ИИ

Александр Вартанян

Что поможет бизнесу внедрять ИИ безболезненно

1. Human-oriented подход: основа для доверия

При внедрении систем искусственного интеллекта важно создать атмосферу доверия. Это работает для любых нововведений, но учитывая сложность технологии и уровень сомнений, с ИИ придется быть особенно внимательными:

  • Добиваться прозрачность в восприятии ИИ, объяснять сотрудникам цели его использования.
  • Снять беспокойство и показать, что искусственный интеллект — не замена человека, а помощник и инструмент.
  • Убедить команду в том, что искусственный интеллект эффективен в синергии с опытом живого человек и полагаться исключительно на автоматизацию нельзя.

2. Укрепление доверия через менеджеров

Вовлеченность сотрудников зависит напрямую от вовлеченности руководителей и на этапе внедрения новых технологий крайне важен личный пример. И именно поэтому за результат и эффективность внедрения отвечают руководители, а не линейные сотрудники.

3. Личный опыт руководителя

Хорошо, когда руководитель внедряет в компании технологию или инструменты, с которыми он сам знаком. Он может убедительно донести их ценность и объяснить с ними буквально работу на пальцах.

С искусственным интеллектом дело, как правило, обстоит иначе. Как набраться опыта в работе с новыми технологиями и успешно транслировать его подчиненным?

  • Начните разбираться с основ — как работает ИИ-помощник, что умеет, чего не умеет.
  • Пробуйте разные небанальные механике и думайте о разнице результатов.
  • Введите ИИ в свою повседневную рабочую рутину, используйте для решения раздражающих задач.
  • Расширьте экспертизу, изучите более сложные подходы — АРІ, интеграции, обучение моделей.

Внедряя новые технологии, руководителю нужно быть готовым к отработке самых разных возражений, а иногда даже ломать устоявшиеся процессы.

Кадры живые и виртуальные: как компаниям влиять на внедрение ИИ на местах

Вот самые популярные причины отказа от ИИ, а также аргументы и действия, которые помогут решить проблемы.

«Он тупой»

Нет, это не так.

ИИ — это программа, которая обучена на колоссальных объемах данных и способна выполнять многие задачи. Он оценивается не по умственным способностям, а по своей умению обрабатывать информацию и выполнять задачи. Важно: ИИ — это инструмент, а не конкурент.

«Я пробовал, фигня»

Точно нет.

Если сотрудник пробовал использовать ИИ и столкнулся с трудностями, ему, скорее всего, нужно дополнительное обучение и поддержка. Иногда сотрудники могут не использовать новые инструменты на полную мощность из-за нежелания принимать новое.

«Именно нам он не поможет»

Поможет.

LLM (Большие языковые модели) — это универсальный инструмент с широким спектром применения. Он может подстроиться под конкретный бизнес и задачи, чтобы соответствовать потребностям компании.

«Угу, а потом меня уволят»

Не уволят.

ИИ призван улучшить работу сотрудников, а не заменить их. Он не обладает уникальными навыками и опытом, которые есть у сотрудников. Роботы могут выполнять рутинные задачи, но решения, требующие креативности, человеческого опыта и моральной оценки, остаются в руках сотрудников.

Что еще предусмотреть в процессе внедрения?

Важно, чтобы сотрудники не испытывали затруднений с доступом к новой технологии и к обучающим материалам. Руководителям важно транслировать собственное видение не только самой технологии, но и той ценности, которую она принесет компании.

  • Проработайте систему метрик, которые буду указывать на результативность внедрения
  • Перераспределите время сотрудников, чтобы они могли сфокусироваться на изучении новой технологии.
  • Дайте максимум возможностей по обучению — сформируйте базу знаний, проводите внутренние мероприятия, хакатоны.
  • Вовлекайте сотрудников в ИИ для настоящей работы, а не просто для смешных картинок.

И главное: внедрение искусственного интеллекта должно идти от целей и миссии компании. Важен не только измеримый результат, но и согласованность с ценностями.

33
Начать дискуссию