«Разница между конкурентами только одна — сервис»: как инвестировать в счастье клиента
Что такое «треугольник доброты», чему пандемия научила стратегов и зачем думать о потребителе, когда вокруг хаос? Колонка Марины Востриковой, руководителя направления клиентской поддержки «Битрикс24»
После пандемии мы очнулись в другом измерении — и теперь не знаем, что делать.
Куда несется мир? Что происходит вокруг? Как меняются компании?
Работники офисов разошлись по домам. Многие из тех, кто трудился «в полях», по-новому взглянули на свои навыки и стали экстренно перестраиваться на онлайн.
Во время локдауна бьюти-салоны рассылали клиентам средства для домашнего окрашивания, репетиторы начали вести уроки по видеосвязи, фитнес-тренеры — записывать курсы вроде «как не одряхлеть на карантине».
При этом все мы устали. Еще в прошлом году 80% вынужденных удаленщиков признавались, что потеряли интерес к работе. Больше половины — эмоционально истощены.
Всеобщее выгорание влияет на наши потребительские привычки. Вспомните, сколько раз вы заказывали еду или одежду на дом в 2019-м — и как делаете это сейчас?
Рынок труда тоже изменился. Теперь те, кто живет в регионах, получили возможность работать дистанционно и претендовать на столичную зарплату. Хороших специалистов по-прежнему мало, а найти и позволить их себе стало сложней.
Мир в процессе перестройки, но уже сейчас важно научиться лавировать в хаосе.
Что делать бизнесу?
Переориентироваться на клиента
Во времена глобальных перемен разница между конкурентами только одна — сервис.
Понять, что «сервисность» купить нельзя
Никакой стратег не подарит вам готовое решение. Придется целиком перепрошить компанию.
Запустить процесс перестройки прямо сейчас
Чтобы изменения начались уже через год-два. Когда проблема станет совсем большой, будет поздно начинать думать о сервисе.
Меняться нужно всем: руководителю, менеджменту, сотрудникам. Возможно, даже оргструктуре бизнеса.
Зачем нужна клиентоориентированность
Сервис — это не просто услужливый официант в кафе или улыбчивый кассир в продуктовом у дома. Это фундаментальный подход, который помогает зарабатывать вдолгую.
Компании, ориентированные на потребителя, на 60% прибыльнее других. Качественный пользовательский опыт помогает брендам получать почти в 6 раз больше конкурентов.
При этом не каждый руководитель понимает, что «повторный» клиент не просто приносит пользу. Он стратегически важен бизнесу. 80% прибыли генерирует 20% покупателей. Удерживать их — гораздо более выгодный сценарий, чем искать новых.
Если мы хорошо знаем компанию и симпатизируем ей, то уже входим в тот процент людей, который готов раз за разом переплачивать за особый подход.
Например, за чистое и аккуратное такси комфорт-класса, где вам предложат воду и поездку без лишних бесед.
Клиентоориентированность помогает не только наращивать прибыль. С ее помощью можно уменьшить ценовую конкуренцию и спастись от демпинга. В 2021-м пора начать отстраиваться от других игроков рынка качественно, а не количественно.
И фокусироваться на потребностях своей аудитории.
Варианты сервисной стратегии
У любой компании есть две стороны, где нужно развивать клиентоориентированный подход:
Внутренняя
Это команда, процессы, коммуникации, корпоративная культура, инструменты.
Внешняя
Это стратегия, клиенты, маркетинг, внешние ресурсы и документы
Поговорим о второй стороне — самой заметной.
Варианты сервисной стратегии включают в себя несколько уровней: отсутствие стратегии; сервис как статья расходов; вынужденный сервис; конкурентное преимущество; выражение бренда.
На вершину пирамиды попасть сложно. К счастью, не всем туда нужно. А вот к конкурентному преимуществу стоит стремиться.
Основные признаки клиентоориентированности — это глубокое понимание потребностей клиента, забота о нем, индивидуальный подход и инициативность сотрудников.
80% людей готовы на покупку, если компания проявит персональный подход.
Чтобы работники стали более внимательными и проактивными, руководителям придется дать им свободу. Например, у сети отелей Ritz-Carlton есть «правило двух тысяч долларов». Эту сумму сотрудники гостиницы могут потратить для разрешения любой проблемы постояльца.
Ядро любой стратегии — информация о клиенте. Например, если вы работаете в B2B, важно знать, как партнер переживал период перемен. Уходил ли он в кредиты? Увольнял или нанимал людей? Запускал новые продукты или ушел в подполье?
Базовые данные помогут выстроить новый подход.
Признаки неверного решения
1. Неправильное обращение к клиенту: например, ошибка в имени или других деталях
2. Долгий ответ на запрос и шаблонные фразы
3. Незнание истории коммуникации: переспрашивание одного и того же, «перебрасывание» между менеджерами
4. Неэтичность и неэкономичность коммуникации, незнание своей предметной области
Найти верный путь помогает «треугольник доброты». Он напоминает, что важно думать о клиенте, быть лучшим в своей профессиональной роли и учитывать интересы своей компании.
Треугольник — про «лимитированное добро». Важно действовать в рамках своих ресурсов. Когда все стороны находятся в балансе, тогда можно надеяться на высокий LTV и рост других важных показателей.
Хорошая сервисная стратегия — это
- Шанс стать номером один на ключевых рынках
- Возможность кратного роста
- Создание ценность для потребителя и долгосрочное конкурентное преимущество
- Минимум репутационных провалов и аварий, которые вредят бизнесу
Как следствие — устойчивый cashflow, рост NPS, усиление бренда и привлекательность компании для новых сотрудников.
Как построить сервисную стратегию: чек-лист
1. Обсудите с командой видение стратегии
Как она выглядит? В чем ваша ценность для клиента? Как можно донести ее через сервис?
2. Найдите драйвера
Им может стать один из руководителей или группа из топ-менеджмента, специально нанятый сотрудник или внешний эксперт.
3. Определите клиентов, с которыми умеете работать
За счет чего у вас получается им продавать? Можно ли масштабировать лучшие практики на всю компанию?
4. Составьте список корпоративных принципов и правил
Такие «заповеди» помогут работникам говорить на одном языке и транслировать вовне верные посылы. Правила — разъяснят, как действовать в спорных ситуациях. Вдохновиться можно подходом Netflix или других гигантов рынка.
5. Обучите коллег новому подходу
Устройте встречу с менеджерами или главами отделов, заявите об обновлении на общем вече, разошлите информационные письма и проведите практические тренинги.
6. Проверяйте процессы и команды на соответствие общему видению
Простого «опроса 360» здесь может не хватить. Если нужно, разработайте собственную методику аудита. 7. Собирайте обратную связь. Говорите с клиентами и коллегами: важно, чтобы они оценили и помогли улучшить сервисную стратегию.
8. Создайте базу знаний
Это может быть отдельный раздел на внутреннем портале или другой онлайн-документ. Храните и обновляйте там все принципы, правила и регламенты. Лучше всего, если у базы будет реестр изменений.
9. Помните, что успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма
Стратегия может быть гибкой и меняться вместе с ростом бизнеса. Главное — не бояться ошибок и не путать минутные «хотелки» клиента с фундаментальным сервисом.