ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач

Искусственный интеллект постепенно превращается из громкого тренда во вполне себе обыденную вещь для людей и бизнеса — к 2027 году объём рынка этой индустрии может достигнуть $407 млрд. Дизайнерами и копирайтерами их целевая аудитория не ограничивается — стратеги и UX-исследователи тоже могут использовать такие инструменты в работе.

Меня зовут Лиза Катаева, я юзабилити-специалист диджитал-агентства Convergent. И пока моя коллега Лена создавала красоту в Stable Diffusion и Midjourney, я изучала другого популярного нейродруга — ChatGPT. Расскажу, как он помогает мне справляться с задачами.

ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач

Нейросети для UX

Нейросетки уже давно не только история про картиночки (хотя они, конечно, на слуху у максимального количества людей). Что касается UX, у нас есть:

  • Khroma — ИИ, который анализирует, какие цвета нравятся вашей целевой аудитории, и предлагает подходящую палитру.
  • Visual Eyes — инструмент для отслеживания того, как мы смотрим на страницу, на чём останавливаем взгляд. Похожий функционал у VAS — инструмента, который с точностью до 92% предсказывает, на какое место страницы пользователь посмотрит в первую очередь.
  • Research AI — решение для анализа больших объемов пользовательских данных, с помощью которого можно прогнозировать поведение, отслеживать посещения страниц и вовлечённость, а также находить закономерности.
  • И ещё множество различных тулов для генерации макетов, оцифровки карандашных набросков, создания логотипов и иконок и ещё много чего.

Простор гигантский, и каждый из этих инструментов в состоянии значительно упростить и ускорить вашу работу. Нейросетям можно делегировать анализ огромного количества данных, разработку гипотез и связанную с исследованием рутину. Они могут подсказывать важные инсайты, подталкивать к идеям и здорово визуализировать образы для большего погружения в ситуацию.

Но обозначу сразу — всего этого вау-эффекта не будет, если вы не готовы учиться со всем этим управляться. Любая нейросеть нуждается в чётко поставленных задачах, поэтому нужно учиться формулировать мысли, погружать в контекст и обозначать рамки. И всё это за ограниченное количество символов (о других ограничениях мы поговорим дальше).

ChatGPT не исключение. Я начала тестировать этот инструмент ещё в начале года, когда о нём активно заговорили. Мне было интересно, какие задачи ему можно перепоручить, какие будут результаты и какие есть подводные камни. И вот что у меня получилось (на примере исследования ЦА химчистки).

Какие UX-задачи можно давать ChatGPT

  • Составление плана исследования

ChatGPT может разрабатывать пошаговые процессы работы и составлять к ним инструкции. Это хорошее подспорье для начинающих специалистов, которые ещё не знают, с чего начать, не очень понимают, сколько времени уйдёт на каждый этап и в целом не успели набить руку.

  • Написание вопросов для исследования

Конечно, опытные UX-специалисты и так знают, что спросить у человека, чтобы в полной мере оценить его опыт, потребности и опасения при использовании того или иного продукта. Но далеко не все из нас разбираются в тонкостях различных процессов, в случае с химчисткой — в той же работе с разными тканями. Поэтому ChatGPT может подсказать идеи для более узких вопросов: например, «Есть ли у вас одежда с хрупкой фурнитурой из тканей, которым требуется особый уход?».

ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач
  • Создание персон

Иногда, особенно если речь идёт о бизнесах со специфическими товарами и услугами, бывает сложно понять, какие люди могли бы ими пользоваться, какие у них могут быть проблемы и нужды. В таком случае ChatGPT можно попросить составить портреты, как это сделала я. В принципе, он составляет их довольно точно, описывает возраст, профессии, что помогает лучше проникнуться гипотетическим человеком и понять, какой продукт нужен именно ему. Но есть нюанс: нейросети нужно периодически напоминать, для какого бизнеса она генерирует ответы, иначе есть риск отклониться от траектории.

ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач
  • Составление user stories

ChatGPT может создавать под разных персон уникальные цели, мотиваторы и ожидаемые результаты. Обратите внимание, как я задала вопрос: я не называла имён, но бот всё равно составил свои ожидания от лица ранее разработанных персонажей. Такие ответы могут здорово вдохновить UX-специалиста и навести его на необычные инсайты.

ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач
  • Составление user flow

Эта задача напрямую вытекает из user stories — нам важно понять, как именно пользователь будет двигаться по сайту или приложению, как будет им пользоваться, какие сложности могут у него возникнуть. ChatGPT может составить детальный user flow: от домашней страницы до оформления заявки на услуги.

Помните, мы напоминали нейродругу, для какого бизнеса он сейчас трудится? Так вот, со временем ChatGPT запоминает и отдельно подчёркивает, для какой именно персоны описывает путь. Вот оно, чудо обучения.

ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач
  • Идеи для задач UX-тестирования

Ещё один этап исследования, который можно делегировать для ускорения работы. ChatGPT составляет не только сами задания для респондента, но и прописывает, что мы этим проверяем и к какой цели должны прийти. Это делает исследование более глубоким и качественным.

ChatGPT для UX-специалиста: плюсы, минусы, варианты промптов для задач

Минусы нейросетей

Конечно, без столовой ложки дёгтя эта бочка нейросетевого мёда не обходится. В моменте всё кажется классным, пока не начинаешь рефлексировать. Вот несколько довольно критичных моментов, которые я обнаружила (и статьи других UX-специалистов это подтверждают):

  • Иногда проще самому всё сделать, чем придумать промпт, который нейросеть точно правильно поймёт и воспроизведёт. Она, конечно, ускоряет работу, но прежде, чем это произойдёт, придётся много тренироваться.
  • Нейросети не хватает эмпатии. Во время UX-исследования специалист ставит себя на место человека, примеряет на себя его чувства и эмоции, что выводит на новые инсайты и идеи. Нейросеть этого не умеет, потому часто упускает важные микромоменты.
  • Есть нейросети, которые распознают текстовые и аудиоописания опыта тестера и делают из них выводы. С ними связана большая проблема недостаточного погружения в опыт пользователя: человек не всегда озвучивает свои мысли, проблемы и особенности функционала продукта голосом, но различные микровзаимодействия модератор увидит во время тестирования. UX-нейросетей с возможностью анализа видео ещё нет, а другие инструменты это часто упускают.
  • У ИИ не всегда есть чёткое представление о продукте, который мы тестируем. Сами тестеры могут неверно истолковать некоторые аспекты, а так как тот же ChatGPT вникает в контекст по сообщениям, его можно серьёзно запутать, и ответы будут неверными.
  • Отсюда необходимость перепроверять за нейросетью все выводы и рекомендации, которые она даёт. Иначе можно попасть в очень неприятную ситуацию, как та, что случилась с адвокатом Стивеном Шварцем. Он строил защиту по одному делу на ответах ChatGPT, а тот просто выдумал кейсы. Результат: судебное разбирательство уже в адрес самого Шварца.
  • Расплывчатость выводов. В одной статье я заметила такой пример: ИИ анализировал расшифровку UX-тестирования веб-сайта, на некоторых страницах которого был инструмент фильтрации. Тестер использовал его во время исследования, не говорил про это вслух, но комментировал необходимость добавить фильтр на другие страницы. ИИ порекомендовал «добавить фильтры», и исследователи из этого совета не смогли понять, нужно ли было включать фильтр на каждой странице, или не хватало фильтров на конкретных.

Вместо вывода: дружим с нейронками или избегаем их?

Все эти значительные минусы наводят на простую мысль — нейросети не заменят людей ещё очень и очень долго, несмотря на то, как быстро они прогрессируют. Скорее наоборот: появятся новые профессий, которым понадобятся навыки взаимодействия с искусственным интеллектом. Их будет становиться всё больше, и чтобы оставаться в тренде и, что называется, «в цене», придётся прокачиваться.

В отношении нейросетей не стоит впадать в крайности — агрессивное отрицание, как и ныряние в них с головой, ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому моё решение — не хоронить креативные и аналитические профессии, а присматриваться, дружить, учиться.

А вы что об этом думаете? Давайте обсудим в комментариях.

Подписывайтесь на наш блог! Мы продолжим делиться результатами наших экспериментов с нейросетями и другими материалами на самые разные темы: от чек-листа креатива до тонкостей аналитики.

8
1 комментарий