Cобираем письма как конструктор и экономим полмиллиона рублей

Кейс Ситидрайва.

Cобираем письма как конструктор и экономим полмиллиона рублей

Электронные письма — важный канал коммуникации с клиентами. Они должны быть продуманными и эффективными. А когда писем нужно много, нельзя допускать промедлений и растягивать процесс. Поначалу мы готовили рассылки вручную, теряли много времени и денег. О том, как родилась идея перехода на собственный конструктор писем в Ситидрайве, рассказывает графический дизайнер компании Пётр Третьяков.

Две недели на одно письмо

CRM-менеджер отправляет одно-два письма в неделю пользователям Ситидрайва. В предпраздничную пору или во время акций это количество может возрастать до восьми-десяти — например, если предусмотрено несколько призов или подарков для разных категорий пользователей.

Какие письма получают пользователи Ситидрайва:

— контентные: в основном, это новости о сервисе — например, анонс нового тарифа;

— дайджесты, в которых мы вспоминаем главные новости месяца;

— промо-рассылки с акциями, промокодами и конкурсами;

— опросы.

Сперва письма для Ситидрайва верстали специалисты агентства-подрядчика, руководствуясь брендбуком. Подготовка одного письма с учётом всех правок могла занимать до двух недель. И каждое письмо стоило Ситидрайву несколько тысяч рублей. Платить приходилось не только за дизайн, но и за вёрстку простых блоков. Это объяснимо: в агентстве свой поток задач, спринты, скорость работы и правила. Но результат нам не всегда подходил.

Тогда наши правила составления писем включали:

1. Систему размерности шрифтов для заголовков, подзаголовков, текстов и предупредительных надписей.

2. Нюансы использования ссылок и кнопок — например, что кнопки ставим только слева и используем не больше двух кнопок на одно письмо.

3. Систему цветов — как подчеркивать самое важное с помощью нашей палитры.

4. Модульную сетку, чтобы все письма были похожи по формату.

5. Общие рекомендации по сочетанию этих элементов.

Гайд по дизайну писем
Гайд по дизайну писем

Через несколько месяцев стало понятно: так как над письмами в агентстве работают разные дизайнеры, не все из них погружаются в гайды бренда до нужной нам степени. Все письма были разными, часто они не соответствовали стилю компании, а элементы писем размещались не системно, а по вдохновению сотрудников агентства. Это бросалось в глаза, и дизайнеры Ситидрайва тратили много времени на обратную связь.

Тогда руководитель команды дизайнеров собрал 5-7 примеров подходящих писем и составил свод правил для их подготовки, после чего визуальные решения стали соответствовать фирменному стилю. Однако теперь встал вопрос об оптимизации. Мы поняли, что чтобы сделать подготовку еще эффективнее, можно упаковать правила, шаблоны и примеры в простой и понятный конструктор.

Универсальный набор блоков

Мы стали искать решения, как можно оптимизироваться и при этом сэкономить. Сперва мы проанализировали, какие блоки используются в письмах сейчас, какие из них важны, а от каких можно отказаться. Решили оставить только самое необходимое.

Сейчас в каждом письме есть четыре основных блока: заголовок (Lead), первый абзац (Header), основная часть (Body) и футер со ссылками на социальные сети (Footer).

Lead. Это постоянный, фиксированный блок с логотипом. Мы сделали два варианта выключки (расположения текста): влево и по центру.

Варианты заголовочных блоков
Варианты заголовочных блоков

Header. Если проще — это микс из картинки, заголовка, абзаца и кнопки. Мы сделали несколько вариантов этого блока: стандартные и поярче для промо-рассылок. Любой из элементов, например, кнопку, можно выключить при необходимости. Header может быть как с белым, так и с цветным фоном: фирменным зеленым или фиолетовым.

Варианты блоков первого абзаца
Варианты блоков первого абзаца

Body. Это основной набор блоков для контента. Самый используемый шаблон этого блока содержит картинку, заголовок, текст и кнопку. Есть несколько дополнительных блоков с буллитами и картинками большего размера. Фон блока также может быть и белым, и цветным. Это разнообразие позволяет сделать длинные письма интереснее.

Варианты блоков основной части письма
Варианты блоков основной части письма

Footer. Блок с копирайтами и ссылками на социальные сети, гиперссылка для отписки.

Варианты футеров
Варианты футеров

После проработки всех блоков у нас получилось:

— 6 вариантов баннеров (lead-блоки);

— 6 вариантов хедеров;

— 30+ вариантов контентных блоков (с картинками/промокодами/кнопками и другими элементами);

— 2 варианта футера.

Все эти блоки сверстали в html-страницу.

Блоки Header и Body всегда фиксированы по ширине и расположению, но «резиновые» по высоте. Мы решили ввести простую систему отступов в контенте, кратную 8px. Если нужно больше, то отступ может быть 16, 32, 40 или 64px. Чётные цифры в этом пункте важны, чтобы было проще масштабировать блок. Например, если нужно уменьшить стандартный отступ в два раза, мы сокращаем его до 4px. С нечётным числом деление было бы дробным, и это может осложнить работу. Отступы между блоками — только 32px, исключение — отступ между Header и первым блоком, который всегда равен 0px.

Пример использования системы отступов
Пример использования системы отступов
Пример отступов между блоками письма
Пример отступов между блоками письма

Шаблоны писем мы разбили на блоки таким образом, чтобы из них можно было «собрать» любое послание за считанные минуты. Все шаблоны продублировали и для мобильной версии.

В результате мы получили шаблоны с выверенными до последнего пикселя размерами и шрифтами. Теперь исключена ситуация, когда письмо в почте у пользователя на десктопе или на смартфоне, например, не помещается в экран. Также удалось решить проблему с тёмной темой. Раньше блоки с логотипом на фиолетовом фоне непредсказуемо конвертировались в разных почтовых клиентах. Порой логотип было просто не видно. В новых шаблонах проблему решили: вместо HEX-кода (обозначение цвета вида #000000) стали использовать фон с картинкой нужного цвета.

Следующим этапом нужно было выбрать модульный редактор для автоматизации. Он должен был быть гибким, быстрым, одновременно создавать мобильную и десктопную версию писем. Нашли вариант, который подходит нам и по функционалу, и по бюджету.

Что ещё мы доработали

На изготовление писем с помощью конструктора Ситидрайв перешел в начале 2022 года. Мы всё ещё экспериментируем с блоками и обновляем их раз в 1-3 месяца по необходимости, а также продолжаем оптимизировать работу в модульном редакторе.

Примеры добавляемых блоков
Примеры добавляемых блоков

Из последних обновлений — добавили блок с тремя картинками, отдельно собрали яркие заголовочные блоки для маркетинговых кампаний, исключили блоки с персональными приветствиями — мы отправляем мало личных писем, поэтому такие блоки только мешались. Пока они лежат в наших архивах «про запас».

Примеры совмещённых блоков
Примеры совмещённых блоков

Ещё мы совместили три блока в один — логотип, заголовок, картинка. Вроде, мелочь, но при изготовлении писем также можно сэкономить время на сборке этих трех составляющих.

Теперь несложное письмо без картинок менеджер может собрать за считанные минуты. Дизайнер участвует в подготовке письма, только если нужны иллюстрации.

Конструктор сэкономил полмиллиона рублей

Уже год письма Ситидрайва создаются быстро, просто и с предсказуемым результатом. Над макетами работают четыре дизайнера. У кого меньше загрузка, тот и подключается к задаче. А собирает письма в модульном редакторе CRM-менеджер самостоятельно — для работы теперь не нужно знать html. Также доступ есть у копирайтера — он может поправить текст конкретного письма при необходимости. Ему в помощь в редакторе есть встроенная проверка орфографии и ссылок.

В целом система настолько интуитивно понятна, что подключиться к ней может любой дизайнер или другой специалист.

Благодаря использованию конструктора мы меньше времени тратим на тесты перед каждой рассылкой. Прежде нужно было оценивать, как каждое наше послание смотрится на мобильном экране, не поехали ли цвета в тёмной теме. С использованием шаблонов мы больше не тратим на это время.

А главное — срок подготовки любого, даже самого сложного письма сократился с двух недель до 1-2 дней, а иногда удаётся управиться и за час. Один дизайнер может подготовить в день десяток писем. Благодаря этому мы отказались от агентства в части дизайна и верстки писем и сэкономили минимум полмиллиона рублей только за 2022 год.

Система конструктора писем стала для нас удобным решением — она подходит для крупных компаний тем, что позволяет не нарушать консистентность дизайна, даже если над проектом работает несколько дизайнеров. А результат каждый раз предсказуем, поэтому готовые письма требуют минимальных правок, а часто — не требуют их вовсе.

Чтобы работа с конструктором была эффективной, советую придерживаться нескольких принципов:

  • перед началом работы чётко сформулируйте правила, которых будете придерживаться в дизайне блоков — выберите шрифты, определитесь с размерами текста, изображений и вариантами их расположения, чтобы все блоки складывались в единую картинку;
  • совмещайте часто используемые блоки и отказывайтесь от непопулярных, это экономит время на изготовление каждого письма;
  • цените универсальность: чем меньше будет вариантов блоков, тем легче будет любому специалисту собрать рассылку.
3131
7 комментариев

Поздравляю, вы открыли достижения «Мы узнали про дизайн-систему»

7
Ответить

А каким блочным редактором пользуетесь, если не секрет?

3
Ответить

Поддерживаю вопрос. Интересно, подключили сторонний сервис или сделали кастомные решение?
Мы, например, для клиентских писем часто собираем мастер-шаблон (дизайн-систему) в Stripo или сразу в html.

Ответить

А если не получилось с письмами, всегда можно штрафануть кого-нибудь

1
Ответить

Очень любопытно, казалось бы небольшие нюансы в дизайне судя по всему влияют на конверсию.

1
Ответить

Лучше бы сотрудников лучше обучали, поддержка не понимает разницы между зеленой зоной завершения аренды и зеленой зной выделенной пунктирной линией для обозначения зоны завершения по тарифу фикс.

Ответить