ВТБ банк выдал на моё имя кредиты и сделал это полностью без моего участия, только по старой сим-карте
В пятницу, 21 июня 2024 года я получила смс на телефон о том, что мой номер на Госуслугах изменен. Попытавшись войти в сервис я обнаружила, что смс для подтверждения стали отправляться на мой старый номер телефона, который был заблокирован за неиспользование, а недавно его перекупили другие владельцы, об этом сообщили в поддержке оператора связи МТС.
Мне удалось восстановить доступ к Госуслугам через Сбербанк Онлайн и я увидела, что мошенники пытались получить микрозаймы, но я успела изменить все доступы.
Вечером этого же дня я решила на всякий случай получить выписку в сервисе "Кредитная история". Информация в выписке стала для меня шоком: на мое имя оформлено два кредита и одна кредитная карта в ВТБ банке на общую сумму 450 000 рублей!
Один из кредитов оформлен почти месяц назад и я ничего не знала об этом. Информация не пришла даже на email-адрес, которым я и сейчас пользуюсь и который есть у ВТБ в моих контактных данных.
Позвонив в банк, я получила подтверждение, что кредиты действительно оформлены и разными суммами отправлены третьим лицам и на Wildberries. Да, теперь нет Киви кошелька, но есть Wildberries.
Откуда у меня счёт в ВТБ банке, о существовании которого я не знала
В 2016 году я открывала вклад в банке ВТБ, но уже через год его закрыла. Больше никаких взаимоотношений с данной финансовой организацией у меня не было: я не пользовалась их картой, не устанавливала приложение, никогда не входила в онлайн – кабинет и т.д.
Но, как оказалось, после закрытия вклада в ВТБ24 остался действующим некий счёт. О необходимости его закрытия и вообще о его существовании никто из сотрудников не сообщил.
Именно к этому счёту и был привязан старый номер телефона, указанный в 2016 году как номер для получения информации от ВТБ24 банка, которым воспользовались неизвестные лица, чтобы получить кредиты уже в ВТБ банке.
Но на этом они не остановились, оказывается теперь через ВТБ банк можно войти и на Госуслуги. Этим воспользовались третьи лица. Только когда я заметила СМС о смене номера на Госуслугах я и узнала о кредитах, взятых ранее в ВТБ на мое имя.
Совет всем, кто не хочет оказаться на моём месте
Зайдите на сайт Налог.ру и в личном кабинете посмотрите все свои действующие счета в разных банках. Если в ВТБ у вас остался счёт, но вы им не пользуетесь и он привязан к старому номеру телефона, немедленно бегите и закрывайте!
Например, у многих в ВТБ были зарплатные и студенческие карты, которыми позже люди могли перестать пользоваться.
Закроют в течение 10 дней, нужно идти именно в отделение банка, по телефонному звонку можно заблокировать только личный кабинет, счет закрыть не получится.
Закрыть старый счёт в ВТБ нужно очень срочно, потому что ситуация оказалась гораздо хуже, чем просто единичная ошибка.
Узнав о том, что на меня повесили несколько кредитов, я стала искать в интернете информацию, как такое возможно. И выяснилось, что людей, оказавшихся в такой же ситуации, по стране десятки, а, может, уже сотни.
Люди из Краснодара, Москвы, Рязани, Ижевска, Казани, Перми, Орла, Ярославля, Тюмени, Томска и других городов пишут свои отзывы на портале Банки.ру, Пикабу, на ЯрПортале и других ресурсах. Чтобы совместно решать проблему, я создала группу ВК и стала объединять там пострадавших.
Истории у всех похожие как под копирку, только суммы выданных кредитов разные — от нескольких десятков тысяч до самого большего пока 2 миллионов рублей.
Отдельной истории заслуживает бабушка, к которой пришли домой и объявили, что у неё просрочка по кредиту на сумму 1 700 000 рублей. Женщина инвалид третьей группы по слуху, а сим–карта была оформлена на покойного мужа.
Людей уже очень много из разных городов, ниже сообщение девушки, которая находится в декрете с детьми, на неё оформили автокредит и еще 100 000 рублей, общая сумма почти на 2 000 000 рублей.
В чём причина проблемы: версия ВТБ
Одна из пострадавших показала мне ответ ВТБ на её электронное обращение. Из ответа следует, что в сложившейся ситуации виноват клиент, поскольку не уведомил о смене номера телефона, при этом безопасность входа в приложение банка не подвергается сомнению.
"На момент совершения операции в банк не поступали ваши сообщения об утрате указанного номера телефона или о компрометации средств подтверждения, таким образом, у банка отсутствовали основания для отказа в проведении операций".
"Банк не может нести ответственности за ущерб, возникший вследствие несанкционированного использования третьими лицами идентификаторов и/или средств подтверждения клиента, если такое использование стало возможным не по вине банка".
Скрины ответов банка на электронное обращение одной из пострадавших
В своём ответе представитель банка упоминает, что для входа в приложение помимо телефона нужен логин и пароль, но, как выяснилось, при наличии номера телефона узнать логин очень просто.
На YouTube даже видео опубликовали, как, имея только привязанный к счету в ВТБ номер телефона можно за две минуты зайти в личный кабинет.
Является ли такая лазейка следствием ошибки службы безопасности банка? Представители ВТБ пока не готовы это признать. Пользователи одного из форумов пытались протестировать эту возможность, у многих получилось, но у кого–то нет. Я не пыталась проверить, но то, что на мне уже 3 кредита, которые я не оформляла – факт.
Мои вопросы к банку ВТБ в связи со сложившейся ситуацией
- Сим–карта – это теперь удостоверение личности?
- Почему выдали кредит по счету, движения по которому не было 7 лет?
- Почему не использовалась для подтверждения электронная почта, указанная в качестве одного из контактов?
- Почему кредит выдали по заявке, в которой неверно указан мой адрес прописки, место работы ит.д.?
- И главный вопрос: почему подобная проблема, насколько мне известно, массово возникла именно с банком ВТБ?
Вопросов к банку очень много. А клиентам ВТБ совет только один: если давно не пользовались счётом, который привязан к старому номеру телефона, срочно идите в банк и закрывайте! Иначе сильно рискуете!
Юристы, к которым я обратилась за консультацией, сказали, что пока подобного в судебной практике ранее не происходило, но есть похожие ситуации. Первое заседание у одного из потерпевших, о котором я знаю, назначили на 9 июля.
Как сказал один из юристов, это настоящее ноу-хау в мошеннической практике, потому что всё делается на полном аутсорсе: никаких звонков, уговоров, зомбирования. Просто на вас взяли кредит, а вы даже не знаете.
Конечно, не хотелось бы идти в суд, но пока, несмотря на многочисленные обращения, ВТБ не проявляет готовности разбираться в проблеме. Кроме того, я точно знаю, что доказательства на моей стороне. Как минимум, у оператора связи есть документ, подтверждающий, что номер телефона на момент оформления кредита мне не принадлежал, также есть записи звонков и т.д.
Да, я признаю свою фатальную ошибку, что не проверила существование счета и не отвязала номер. Теперь получаю вот такой опыт. Учитесь на чужих ошибках и обязательно проверьте действующие счета, ну а с банком ВТБ желаю не связываться никому и никогда.