Как ФЗ 161 портит жизни: реальные истории блокировок, на которые банки закрывают глаза

Эта статья выходит как крик о помощи людей, которых по их мнению без оснований занесли в базу по 161 ФЗ. Все истории были собраны от участников чата о блокировке по 161 ФЗ. Я не профессиональный журналист или сотрудник банка, поэтому истории были записаны со слов людей, но я склонна им верить. Также я осознанно не брала истории “дропов” и людей, занимающихся серыми схемами, так как в них должны разбираться компетентные специалисты. Но людей, которых занесли в базу по странным критериям достаточно и с ними надо работать. Также у многих героев нет даже бумажных или электронных подтверждений о регистрации их обращений, банки просто не дают их фотографировать или не присылают данные о их регистрации.

Как ФЗ 161 портит жизни: реальные истории блокировок, на которые банки закрывают глаза

Напомню, что 161 ФЗ направлен на борьбу с мошенническими действиями. Последствиями блокировок по 161 ФЗ является ограничение или полная невозможность пользоваться дистанционным банковским обслуживанием. Простыми словами вы не можете расплачиваться картами, переводить и получать деньги (кроме заработной платы и социальных выплат), вам удалят личные кабинеты. При этом могут отключить не все, а только одну или несколько функций.

История Дениса Исаева: как жить полмесяца без денег после блокировки по 161 ФЗ с полностью белыми доходами

26 августа Т-Банк прислал сообщение о блокировке моих счетов из-за нахождения моих данных в базе ЦБ РФ по 161 ФЗ. В тот же день я обратился в интернет-приемную Центрального банка и начал ждать ответа. Пока ждал ответ, постепенно блокировались счета и в других банках. ЦБ ответил через 13 рабочих дней, указав, что сведения подали 2 банка: Т-Банк и Альфа-Банк и отказал в удалении из базы. После этого я обратился в оба банка.

История с Т-Банком особенно любопытна: я использую его исключительно для пополнения кредитной карты, чтобы оплачивать автокредит и приобретать билеты на различные мероприятия через их приложение. Все средства я переводил с моей основной карты Альфа-Банка. Т-Банк начал расследование, пообещав дать ответ до 4 октября, однако информации нет до сих пор. 15 октября зарегистрировали новое “срочное” обращение с ответом до 9 ноября. При этом даже, если мне ответят, то узнать, что мне ответили, будет сложно – доступа в личный кабинет нет.

Переходим к Альфа банку, в нем мне сообщили, что никаких блокировок с их стороны нет, однако уже 19 сентября моя карта была откреплена от счёта из-за подозрительной операции, хотя в этот день никаких операций я не совершал. Персональный менеджер подтвердил блокировку по 161 ФЗ и в тот же вечер мне заблокировали доступ к личному кабинету, а также карты. Альфа банк отправил заявление в ЦБ и снова пришел отказ.

Сейчас я жду ответа от Т-Банка и готовлюсь повторно обратиться в ЦБ. Думаю подать жалобу в прокуратуру и иск в суд на Т-Банк, Альфа Банк и Центральный банк, поскольку не совершал мошеннических операций, и мои доходы полностью прозрачны.

Сначала ситуация нанесла удар по моральному состоянию: меня безосновательно записали в мошенники, несмотря на то, что я занимаюсь легальной деятельностью и исправно плачу все налоги. Но дальше стало еще хуже. Альфа-Банк за день до зарплаты заблокировал мой счет и оставил меня без средств к существованию на полмесяца. Пришлось выживать на кредитную карту. Сейчас зарплата поступает на счет в Сбербанке, но каждый день я живу в страхе, что и его заблокируют. А средства на заблокированном счете в Альфа банке остаются недоступными, и я пока не знаю, как их вернуть.

Анонимная история: реальные мошенники открыли счет на мое имя в Яндекс Банке и мне пришла блокировка

Столкнулась с блокировкой по 161 ФЗ. Обратившись в Центральный банк РФ, выяснила, что сведения обо мне передал Яндекс Банк. Примечательно, что я никогда не была его клиентом, не открывала там счетов, что подтверждено справкой из налоговой. Более того, проверка кредитной истории во всех БКИ также показала полное отсутствие любых взаимодействий с этим банком.

И тут началась настоящая жесть: связаться с банком оказалось возможным только через чат, так как после 30-40 минут ожидания на линии трубку никто не берёт. У банка нет отделений, а для регистрации обращения мне пришлось отправить селфи с паспортом. Только после этого они начали внутреннюю проверку, которая обещала занять 15 календарных дней. По результатам проверки Яндекс Банк нашел счет, открытый на мое имя и закрыл его. Также Яндекс Банк отправил заявление в ЦБ. Ответ они не прислали до сих пор, хотя все сроки уже давно вышли.

Для меня непонятно, как могли открыть счёт на другой номер телефона и почему этот счёт не отразился в налоговой. Конечно, я написала заявление в МВД, заявление зарегистрировали, но никакой обратной связи пока нет, лишь присвоенный номер КУСПа.

Автор этой истории обычный физик, которая также не связана с мошенническими схемами.

История Михаила: несовершеннолетние тоже в базе

Летом мне позвонили из Т-Банка и сообщили, что мой счет заблокирован в соответствии с ФЗ 161. Сначала я не понял, что это значит, но всё стало понятно, когда под блокировкой оказались все мои счета. Постепенно участь постигла счета в Т-Банке, Альфа-Банке, Сбербанке, Почта Банке и Озон Банке. Я не могу зайти в личные кабинеты, а также пользоваться картами.

Когда я обратился в Центральный банк за разъяснениями, мне сообщили, что инициаторами блокировки стали Сбербанк и Озон Банк, и отказались исключить мои данные из базы. Сейчас я нахожусь в ситуации бесконечного "футбола": ЦБ отправляет меня к банкам, а банки — обратно в ЦБ. При этом единственный банк, с которого мне удалось вывести деньги, это Озон Банк.

Мои родители сильно переживают и не понимают, как это произошло. Я тоже затрудняюсь что-то объяснить: я лишь пользовался такси и получал переводы от друзей и одноклассников, чтобы оплачивать покупки, так как учился в кадетской школе и помогал им. Я готов предоставить все чеки и банковские выписки, но, похоже, это никого не интересует.

История Альмира: не знаю, как устраиваться на работу, а в кредите на образование уже отказали

25 июля 2024 года, после принятия ФЗ 161, на мои счета наложили блокировку. Узнал я об этом через день, когда блокировка пришла на мой счет в ВТБ. В августе я подал заявление в Центральный банк и выяснил, что инициатором ограничения оказался Сбербанк. Я являюсь клиентом Сбербанка, но последняя операция по моему счету была в январе 2024 года. Я многократно обращался в Сбербанк с просьбой исключить мои данные из “черного списка", но каждый раз получал лишь стандартные отписки. Банк не сообщает, что я должен сделать, чтобы снять с себя ограничения, хотя я готов предоставить любые справки — из МВД, ФНС и других инстанций. Однако никакие документы предоставлять не нужно, как сказала поддержка Сбербанка. Это вызывает у меня недоумение. Я также подавал заявления в ЦБ через другие банки, где мои счета также заблокированы, но результата не последовало.

Серыми схемами я никогда не занимался. Да, у меня были переводы, но все они от знакомых и связаны с личными делами.

Эта ситуация оказала огромное влияние на мою жизнь. Во-первых, родители какое-то время не понимали, что происходит, и спрашивали, чем я мог таким заниматься, раз все мои счета заблокированы. Мне было нечего им ответить, но сейчас они, к счастью, немного успокоились. Также я подозреваю, что именно из-за этого мне не одобрили кредит на образование под низкий процент, и мне пришлось одалживать деньги у знакомой. Доходило и до абсурдных ситуаций: я оформил новую карту, потому что блокировки накладываются не сразу. Доехал на автобусе в город, но на обратном пути моя карта уже оказалась заблокированной, и мне пришлось искать наличные деньги. Сейчас я ищу работу, но даже тут возникает проблема — в банке мне сообщили, что зарплату я смогу получить лишь один раз с заявлением на закрытие счета. Это, конечно, незаконно, но вот таковы реалии. А живу я в небольшом городе, где выбор банков крайне ограничен, и ситуация становится еще сложнее. Единственное утешение – это, пожалуй, что я успел вывести все деньги со счетов.

История Никиты: уже сложно понять, что происходит

30 сентября я получил уведомление от Т-Банка, что попал в списки по 161 ФЗ. В тот же день я позвонил в поддержку, где мне сообщили, что я действительно заблокирован и что нужно писать обращение в Центральный банк. Также они прислали инструкцию, как это сделать. Мои деньги зависли на счете Т-Банка, а я нахожусь в состоянии шока, так как моя деятельность легальна, а карту я использовал для переводов друзьям и родственникам. В отчаянии я лечу в Москву, чтобы лично разобраться с Т-Банком и вернуть свои деньги. Однако денег своих я так и не увидел. Лишь через день мне дали временный доступ к личному кабинету, чтобы я смог вывести свои собственные средства.

К этому времени пришел ответ от ЦБ: данные обо мне отправил Сбербанк. Обратившись в поддержку, я узнал, что мою карту заблокировали из-за подозрения в компрометации, якобы для моей же безопасности. В Сбербанке я подал два обращения: первое — о разблокировке карты по компрометации, второе — о запросе на исключение из списков по 161 ФЗ. Однако банк отказывается признать, что они отправляли мои данные в ЦБ, утверждая, что ничего подобного не делали и не направляли обращение. Моя единственная догадка — это предшествующий этим событиям перевод денег на счет ИП за рекламу. Я проверил все детали транзакции: назначение платежа и код деятельности — всё соответствовало. Более того, Сбербанк даже позвонил мне, чтобы подтвердить, что перевод был сделан мной. Транзакция прошла, но спустя короткое время я оказался заблокирован. По идее, закон требует, чтобы такие платежи были приостановлены на 48 часов, а затем автоматически завершены, если от клиента не поступило обратных указаний. Но что-то явно пошло не так: деньги прошли, а я получил блокировки.

Теперь разобраться в этой ситуации невероятно сложно, как и жить без своих карт. Банк не идет на встречу и не говорит, как решить мою проблему.

_____

Оставляю ссылку на чат в ТГ для людей, которые также оказались под блокировками и которым нужна хоть какая-то информация, которую по крупицам из разных источников собирают участники. Также вас точно поддержат там морально.

1
26
1
2
305 комментариев