Как OZON теряет лояльных клиентов и не несёт за это ответственности

ООО «Интернет решения», один из крупнейших российских маркетплейсов OZON сталкивается с проблемой утраты лояльности клиентов.

Озон Глобал
Озон Глобал

Многие пользователи, которые ранее были довольны сервисом, начали выражать недовольство в связи с негативным клиентским опытом покупок, отсутствием поддержки и в целом работой подразделения Oozn Global, отвечающего за продажу и доставку товаров из-за рубежа (Китай).

Рассмотрим основные причины, по которым OZON теряет своих лояльных клиентов, и почему компания не несёт за это ответственности.

1. Коммуникации с продавцом (проблема 1)

Единственным способом коммуникации с продавцами из Китая является официальный чат в приложении OZON. К сожалению, продавцы в большинстве случаев игнорируют любые запросы покупателей. В частности, невозможно получить информацию: об оригинальности товара, его наличии и состоянии, оперативности отправки, наличия транспортировочной упаковки итд. У многих продавцов он и вовсе отключен.

Возникает резонный пользовательский вопрос - какой функционал несет данный чат, если продавцы из Китая его игнорируют? Если чат фактически не работает, как можно выяснять и согласовывать критически важные клиентские вопросы?

2. Коммуникации со службой поддержки OZON Global

Качество обслуживания клиентов также вызывает критику. Ответы на обращения к специалистам службы поддержки Озон Глобал ограничиваются клишированными отписками по скрипту, бесконечными извинениями и заверениями, что ситуация находится на особом контроле и все хорошо. В результате такого невникания в вопросы клиента затем таки приходится сталкиваться с недобросовестными продавцами / мошенниками, отменой заказа в одностороннем порядке, доставкой товара отличающегося от заказанного, доставкой подделок, грязного товара б/у и, самое главное, это потерянное время в 3-4 недели на ожидания и затем на попытки решить вопросы. Этого всего можно избежать, если не отписываться и банально вдуматься в запрос и обращение, а также переадресовать их сотрудникам, соответствующих подразделений компании.

Особенно критический момент - сотрудники поддержки противоречат друг другу, а по сути «сочиняют на ходу» - один оператор заявляет о том, что в Китае Новый год, продавец отдыхает и не может отправить товар и ответить на обращения, другой же, напротив, уверяет, что товар УЖЕ упакован в лучшем виде и отправлен. Подобные действия вызывают еще больше сомнений / вопросов и эскалируют ситуацию.

Служба поддержки OZON Global
Служба поддержки OZON Global

3. Ожидание и потеря времени / денег из-за недобросовестных продавцов / мошенников

Пожалуй, главная проблема недовольства лояльных клиентов.

А почему? Потому что отсутствует многоуровневая проверка иностранного продавца при регистрации. Отсутствует полноценный мониторинг качества работы продавца на площадке, включающей проверку товара на соответствие и ценообразование. Обращения клиентов в официальном чате поддержки и указания на подобных продавцов, в большинстве случаев сотрудниками службы поддержки попросту игнорируются.

Популярные «схему мошенничества», которые требуют внимания и действий ответственных служб.

Продавец размещает карточку товара по цене ниже рыночной стоимости товара, в результате после оплаты происходит следующее:

  • Продавец удаляет карточку товара или все товары в магазине
  • Продавец удаляет карточку товара и через некоторое время размещает вновь, но уже с измененной в 2-5 раз ценой
  • Покупатель вовсе не получает оплаченный товар, спустя 10 дней заказ отменяется в одностороннем порядке
  • Покупатель получает не тот товар, который заказывал или «кирпич»
  • После оформления заказа в личных сообщениях покупателю начинают приходить сообщения перейти в сторонние мессенджеры для обсуждения заказа, такое и вовсе указывает на 100% мошенников. При этом варианте Покупатель вновь не получит заказанный товар

Возникает резонный вопрос, неужели высокотехнологичная компания OZON, ее сотрудники, служба безопасности не могут справиться с подобными продавцами и взять ситуацию под контроль?

Типичная схема привлечения внимания и обмана покупателя продавцами из Китая на Озон Глобал
Типичная схема привлечения внимания и обмана покупателя продавцами из Китая на Озон Глобал

4. Проблемы с доставкой

Пользователи жалуются на задержки, потерю посылок и неудовлетворительное состояние товаров при получении. OZON Global сотрудничает с различными логистическими компаниями, и ответственность за доставку перекладывается на них. Таким образом, Озон Глобал формально пытается уйти от ответственности за проблемы, связанные с доставкой. При этом за доставку заказов по территории России отвечает OZON Rocket (ООО «Рокет») компания входящая в экосистему OZON.

Согласно информации, размещенной на сайте компании OZON (Условия доставки из-за рубежа). «Продавец сам выбирает транспортные компании, с которыми сотрудничает. Вы выбираете доставку одной из транспортных компаний, которые предложил продавец».

Выбор метода доставки заказа OZON Global
Выбор метода доставки заказа OZON Global

По факту покупатели сталкиваются с тем, что выбор транспортной компании вовсе отсутствует. Проблема коммуникации с продавцом (проблема 1) приводит к тому, что покупатель вынужден довольствоваться тем методом, который самостоятельно выберет продавец.

Как правило, продавец экономит и выбирает дешевую / непонятную логистику с противоречивым названием «CEL Economy Premium» или «GUOO Economy Premium Big» вследствие чего, затем у покупателя возникают проблемы отследить заказ с Озон Глобал на разных этапах транспортировки.

Экономный Премиум или Премиум Эконом. Доставка Озон Глобал
Экономный Премиум или Премиум Эконом. Доставка Озон Глобал

Получается, что компания OZON на этапе оформления заказа из-за рубежа вводит своих клиентов в заблуждение. Таким образом лояльные клиенты лишаются права выбора логистической компании, соответственно условий и сроков доставки, а также возможности полноценного отслеживания отправления на этапах доставки.

Подводя итог

Действия недобросовестных продавцов и бездействие сотрудников подразделения OZON Global наносят ущерб не только репутации, но и финансовым показателям "большого" OZON. Это ведет к утрате лояльных клиентов, что является серьезной проблемой для любой компании. Однако, вместо того чтобы признать проблему и принять меры для ее устранения, компания, похоже, предпочитает искать оправдания и перекладывать ответственность на других, используя пробелы в Российском законодательстве и отсутствие контроля государства за трансграничной торговлей. Такое поведение может свидетельствовать о низком уровне клиентского сервиса и о долгосрочных последствиях для бизнеса.

Хочется надеяться, что руководство и топ-менеджмент компании, совет директоров OZON, а также представители Ozon Holdings PLC, АФК Система и Восток Инвестиции обратят внимание на подсвеченные проблемы, услышат наконец лояльных клиентов и примут соответствующие меры.

8
28 комментариев