Как скачать приложение ВТБ и стать должным банку из-за проблем с UX
Это мой первый пост. Этим постом хотел проверить, как тут статьи публикуются и заодно рассказать забавную историю.
Захотел я тут на днях посмотреть, какие вообще есть приложения у ведущих банков: насколько они удобные, какие приемы дизайна используются, какие есть тарифы и возможности внутри. Цель — найти резервный банк, чтобы хранить некоторые средства. И столкнулся вот с каким UX:
При входе в приложение ВТБ мне было предложено ввести номер телефона, чтобы попасть дальше первого экрана. Дальше ничего кроме номера телефона, ФИО и даты рождения приложение не запросило. Да, я понимал, что возможно у меня появится демо- или реальный счет, но я смогу его закрыть, если что.
И действительно, после авторизации, банк мне сразу выпустил виртуальную карту. Здесь я заметил, что так быстро клиентом банка я ещё не становился и это интересная механика для повышения метрики по новым клиентам. Продакт молодец.
Что оказалось после
1. А оказывается, что вместе с регистрацией автоматически подключаются уведомления по операциям за 59 рублей в месяц (правда с третьего месяца), а в приложении функцию уведомлений не отключить. Тут я понял, что с таким подходом лучше пойти смотреть другой банк с их приложением.
2. Решил закрыть карту. Оказывается, в приложении её тоже не закрыть. Можно только заблокировать.
3. Подумал, что в интернет-банке может быть больше функций. Интернет банк предлагает ввести логин (или номер клиента) и пароль или войти через QR-код. Пароль при регистрации я не создавал и у меня его нет.
Пробую войти через QR по инструкции: на главном экране приложения в разделе «Избранное» нажать на кнопку с QR. Захожу в приложение: раздела «Избранное» нет, кнопки QR нигде нет. Облом.
Пытаюсь войти по номеру клиента и паролю. Пароля у меня нет, поэтому нажимаю на кнопку «Забыл пароль». Сайт пишет: неверный логин. Тоже облом. Интересно, как в интернет-банк входят другие?
3. Пишу оператору в чат, пробираясь через чат-бота. И вот что выясняется:
- Функцию отключения платных уведомлений они не успели реализовать. Может быть, сделают в феврале.
- Закрыть карту онлайн нельзя. Нужно идти в отделение, ждать в очереди и писать заявление.
- Если я этого не сделаю, то должен буду платить по 59 рублей в месяц.
Вот так я скачав приложение и введя номер телефона, буквально за несколько секунд стал должен банку небольшую сумму каждый месяц.
Немного кликбейт, конечно. Конечно, я пойду в отделение, напишу заявление на расторжение договора и больше не посмотрю на ВТБ.
P.S. В итоге выбрал Газпромбанк. Приложение у них как-будто из 2015 года: устаревший UI, информации мало, неудобное. Но зато продукты есть конкурентные и темных паттернов меньше (платные СМС можно отключить, а Push бесплатные)