Тинькофф тянет с предоставлением справки о налогах до марта, ссылаясь на норму закона, не имеющую отношения к ситуации
Столкнулся в Тинькофф Инвестициях с неготовностью пойти на встречу клиенту по надуманной формальной причине. Считаю, это неприятный звоночек для самого цифрового и клиентоориентированного банка.
Много лет я клиент Тинькофф Банка и уже несколько лет - Инвестиций. Подключен премиальный пакет, дебетовая, кредитка, доп. карты для родственника, счета в нескольких валютах, два брокерских счета и ИИС, две сим-карты, ни одной просрочки по кредитам. Вроде как, не похож на клиента, которого стоит посылать по надуманной причине.
Закончился 2021 год. Я люблю сдавать налоговую декларацию 3-НДФЛ в ФНС пораньше, в первых числах января. В этом году мне нужно в декларации сальдировать убытки по ценным бумагам, полученные за границей, с прибылью у российского брокера (Тинькофф) - поэтому понадобилась справка от Тинькофф. Естественно, налоги, о которых нужна справка, уже были у меня удержаны: часть при вывод наличных с брокероского счета в течение года, часть по итогам года в январе.
16 января прошу в чате предоставить мне то, что раньше называлось 2-НДФЛ, а теперь называется «Справку о доходах и суммах налога физического лица» (КНД 1175018, приложение № 1 к 6-НДФЛ).
Мне отвечают, что 2-НДФЛ будет готов до 28 февраля, поэтому я могу обратиться за справкой после 1 марта.
Я еще раз объясняю, что мне нужна не 2-НДФЛ, а именно справка 1175018, которая предоставляется в любой момент времени по просьбе налогоплательщика. И срок предоставления этой справки налогоплательщику не связан со сроком сдачи 6-НДФЛ в ФНС.
Через пару дней мне отвечают чушь, что банк такие справки вообще не выдает:
Уточнили информацию по справке "Справка о доходах и суммах налога физического лица» (КНД 1175018)".
Данную справку подготовить не сможем, так как данная справка готовится работодателем в отношении своих работников и отражает данные по заработной плате.
Справка же 2-НДФЛ от нас как от налогового агента по инвестициям предоставляется в сроки, предусмотренные п.2 ст. 230 НК РФ.
Предоставить справку раньше - не сможем. Расчеты по налогам окончательно производятся в срок до 28 февраля 2022 года включительно. За получением справки 2-НДФЛ можно будет обратиться после 01 марта 2022 года.
Надеемся на понимание.
В ответ на это объясняю, что такие справки может предоставить любой налоговый агент, не только работодатель. И даже привожу ссылку на отзыв с банки.ру о том, как Тинькофф Банк такую справку предоставил.
Проходит еще пару дней и в чате вновь возвращаются с короткой шаблонной фразой о том, что до 1 марта справку не предоставят.
Я уж засомневался - может, я не понимаю законодательство и действительно п.2 ст.230 НК РФ имеет какое-то отношение к моей просьбе. Если что, в этом пункте нет ничего о том, что справку нельзя выдать налогоплательщику раньше 1 марта. Заказываю консультацию юриста на одном из онлайн порталов - юрист подтверждает мое понимание ситуации.
Пункт 2 статьи 230 НК РФ устанавливает сроки сдачи отчетности налогового агента в ФНС, но не сроки, в которые физлицо, получившее доход от налогового агента, имеет право обратиться за выдачей соответствующей справки.
Таким образом, поскольку НК РФ не устанавливает и не ограничивает срок обращения за справкой о доходах и налогах физлица, физлицо вправе обратиться к налоговому агенту за такой справкой в любое время, в том числе до истечения налогового периода, за который запрашивается справка, а также сразу после его истечения.
Это косвенно подтверждается тем, что, например, работодатели обязаны выдавать и выдают такие справки в сроки, установленные ст. 62 ТК РФ (3 дня с даты подачи соответствующего заявления). А если работник увольняется, то такая справка выдается ему в его последний день работы, что регламентировано положениями ч. 1 ст. 62 ТК РФ и ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ. То есть «технических» препятствий для выдачи справки по сути нет.
Следовательно нежелание брокера выдать справку до 01.03.2022 обусловлено больше нежеланием делать дополнительную работу или выдавать справку с непроверенными данными, но никак не ограничениями закона.
Проблема заключается в том, что «надавить» на брокера практически нечем. В НК РФ ответственность за невыдачу справки не установлена, а истребуя ее через суд, больше времени потратите.
Что имеем на выходе:
- Законодательного запрета выдать мне справку прямо сейчас нет
- Справка занимает один лист и содержит минимум информации, которая у Тинькофф в распоряжении есть (ведь они мне отображают в приложении налоговую информацию)
- По непонятной причине эту справку делать просто не хотят
- Вместо того, чтобы объяснить реальную причину, присылают отмазки, расчитанные на идиота, который не в состоянии прочитать статью Налогового кодекса, на которую ссылаются в отказе
P.S. В целом, я Тинькофф Банком и Инвестициями скорее доволен, чем недоволен. И чаще на VC их хвалю в комментах, чем ругаю. Например, банк проявил себя с прекрасной стороны в разборках с пловниками-мошенниками, а мобильный оператор предоставил справку, которую не смог предоставить Мегафон. Но текущая ситуация прям печальная - превзойдет даже классику "где карту получали..."