«Отмыл» деньги сам себе и получил бан: Тинькофф и 115-ФЗ
Исходные данные:
– официально работаю, вся ЗП «в белую» приходит на карту Сбера и в этот же день вывожу ее на свою дебетовку Тинькофф
– также оформлен как самозанятый и с этого есть небольшой ежемесячный доход - тоже все прозрачно
– являюсь клиентом Тинькофф (дебетовые и кредитные карты, накопительные счета, брокерский счет, покупки внутри приложения) с 2019 года
8 апреля мне пришло письмо от любимого (похоже, что уже нет) банка Тинькофф:
Мои предположения и механика использования счетов
Конечно, я сразу предположил пару причин, почему я показался им подозрительным:
1) Периодически покупаю крипту через р2р Бинанс (только покупка, никаких спекуляций)
2) Переводы другим людям: жене, маме, продавцам с Авито, торговцам на рынках (upd. те, которые на улице овощами торгуют, а то смотрю. что многие не поняли))
3) Частые переводы самому себе через СБП меня есть счет в Хоум Кредит Банке, где % по накопительным счетам был значительно выше (4% у Тинькофф, 8% у ХКБ) до недавнего поднятия ставки ЦБ. Чтобы организовать удобное хранение, я разделил деньги на разные счета: - подушка безопасности- деньги на оплату счетов и текущие траты (ЖКХ, дет.сад сына, ипотека, интернет, мобильная связь, на подарки)- деньги от самозанятости- накопления (на ремонт, на отпуск, на здоровье, на покупку техники)И, когда ЗП приходит на Сбер, я перевожу ее на Тинькофф, а дальше начинаю "раскидывать". Чтобы не запутаться и можно было отследить в истории, я перекидываю деньги не одной суммой, а несколькими:
А затем, когда мне нужны эти деньги, через СБП перевожу обратно себе на Тинькофф и делаю покупки. И, благодаря такому "отмыванию", за 3 месяца 2022 года по категории "Переводы" у меня образовался оборот в 1 млн руб.
Сбор доказательной базы
Что делать? Я начал собирать все документы и писать объяснения для банка:
– справки 2-НДФЛ за 2021 и 2022
– справки о доходах от самозанятости за 2021 и 2022
– PDFку, где подробно описал и объяснил движения средств по счетам - со скрнишотами, подробностями и т.п. Также указал, что иногда перевожу деньги жене, маме, покупаю крипту
– квитанции о получении зарплаты на Сбер с датами и суммами и квитанции из Тинькофф, с теми же данными.
Я считал, что довольно четко все объяснил и собрал необходимые доказательства, чтоб от меня отстали. Ведь покажи любому здравому человеку все это и будет очевидно, что никакой 115-ФЗ тут и не пахнет.
Час суда
12 апреля в 9:46 я отправляю все документы в чат Тинькофф. Оператор мне любезно сообщает, что "срок рассмотрения - 2 рабочих дня". Ок - ждем.
В 16:30 мне приходит сообщение в чате приложения: "Извините, нам пришлось ограничить отдельные виды операций". После моего уточнения оператор сообщил, что пока что я могу только переводить деньги между своими счетами внутри банка и оплачивать услуги исключительно из приложения банка, дополнительно добавив, что "Коллеги занимаются вашей ситуацией в приоритете".
В 17:50 приходит новое сообщение:
В итоге, после моих требований, оператор "передал запрос коллегам", пообещав рассмотрение заявления и ответ до 13 апреля включительно и напоследок вежливо воскликнул "Был рад помочь, всего вам хорошего!".
Мои мысли
Веры на то, что будет адекватный ответ, повторное рассмотрение моих доказательств и разблокировка счета - мало. И это печалит, потому что ситуация предельно простая и ясная: 115-ФЗ тут не пахнет вообще. К тому же,сервис и продукты банка мне искренно нравились: инвестиционное приложение, программа лояльности с милями, удобное общение и решение вопросов через чат, возврат денег за ошибочные операции банка по запросу в чат. А отказываться от удобных вещей совсем не хочется.
Посмотрим, что выйдет из этого и будет ли какой-то человеческий подход от банка или это лишь очередной случай, когда Тинькофф блокирует клиентов легким взмахом руки.
upd. 1
14 апреля в 15:07 мск скинул Тинькофф в чат еще выписки:
- выписка по движению по карте Сбера, куда приходит ЗП;
- выписку из ХКБ по движению средств на карте, куда приходили деньги по СБП;
- выписка из ХКБ по движению средств на накопительных счетах;
- выписку из Альфа банка, куда переводил деньги, чтоб гасить кредитку.
в 16:30 оператор пишет мне "по итогу проверки вам рекомендовано закрыть счет." мда... опять пишу: что конкретно повлияло, жду аргументацию и меня такое не устраивает.
в ответ: "просьба передана коллегам. до 14.04 (т.е. в этот же день!) они дадут обратную связь.
22:24 - ответа нет. Пишу. в ответ: извините, ответ завтра (15.04) до 12:00.
15 апреля
13:06 - ответа нет. Пишу им. Мне сразу: мы рассматриваем обращение. ответ до 19.04 (через 5 дней!!!! они дадут разъяснения на УЖЕ ОБЪЯВЛЕННЫЕ ограничения на счет!!!).
При этом в этот же день я параллельно пишу Тинькофф в личку на VC. Спрашиваю, че-каво, мне в ответ: "Мы занимаемся проверкой ситуации. Постараемся не задерживаться и как только будет результат — вернемся. Мы — одна команда, поэтому дополнительно проверим работу первой линии и вернемся с комплексным ответом."