«Тинькофф Инвестиции» сообщил в ФНС, что я должен 70 000₽ лишнего налога
Три месяца назад, в январе 2023, я обнаружил, что при попытке вывести средства с брокерского счёта «Тинькофф Инвестиций» приложение предлагает мне заплатить налог порядка 70 000₽. Поддержка признала, что налог рассчитан ошибочно, но за три месяца не смогла решить проблему. Сейчас, в апреле 2023, в моём личном кабинете ФНС висит документ, согласно которому я должен налоговой эти 70 000₽.
Более того, в июле 2022 как минимум один человек сталкивался с точно такой же проблемой, и в комментариях представитель Тинькофф заверял, что проблема больше не повторится.
Обо всём по порядку.
В июле 2022 года я решил закрыть ИИС. Тогда это потребовало личного посещения офиса Тинькоффа в Москве, после чего через довольно непродолжительное время средства с ИИС были переведены на мой обычный брокерский счёт.
Для всех ценных бумаг, переведённых с ИИС, приложение показывало, что я купил их за 0₽. Уже тогда следовало насторожиться, но я не придал этому достаточно внимания.
За остаток 2022 года я продал часть активов, переведённых с ИИС. Продажа была часто с небольшим убытком, поэтому я ожидал, что налог на прибыль за 2022 год будет минимальным. 1 января 2023 года Тинькофф списал с моего брокерского счёта "налог".
В принципе, сумма 5.5к не выглядела удивительной, и не заставила меня напрячься. Как потом выяснилось, это были просто все рубли, которые на тот момент были на моём брокерском счёте.
Где-то в середине января я попробовал вывести деньги с брокерского счёта, но приложение мне предложило заплатить те самые 70 000₽ налога. Скачав налоговый отчёт из личного кабинета, я увидел, что всем бумагам, которые я перенёс с ИИС, Тинькофф назначил нулевую цену покупки. Как следствие, налог рассчитывался как 13% не от прибыли, а от суммы продажи.
Я сообщил о проблеме персональному менеджеру, и завертелось.
24 января мне сообщили, что всё исправили, кроме нескольких бумаг. Я тогда не перепроверил налоговый отчёт, а очень зря: я бы там увидел те же нули.
После этого до конца марта мне обещали, что вот-вот исправят всё окончательно. В конце марта закрыли первое обращение и открыли два других.
Что ж. Срок подачи налоговой декларации — 30 апреля, и подавать её самостоятельно, когда брокер — мой налоговый агент — обязан это сделать за меня, у меня нет ни малейшего желания. Пришло время отложить вежливость в сторону.
Но поддержка возвращается, не сделав ни-че-го.
Наконец, вчера я догадался погуглить и найти на vc.ru пост от июля прошлого года, где у автора та же проблема.
После публикации поста на решение проблемы у Тинькоффа ушли 1 сутки. А в комментариях представитель Тинькоффа заверяет, что проблема не повторится:
В сухом остатке имеем вот что.
1. Сегодня (17 апреля 2023) мне звонили по моему последнему обращению (№5-9709846286836), предположительно, чтобы сказать, что вот-вот всё починят. Спасибо, это я уже слышал.
Ещё раз: Тинькофф ТРИ МЕСЯЦА копирует пару десятков чисел из одной таблицы в другую.
2. В моём личном кабинете ФНС прямо сейчас красуется "Форма по КНД 1175018" от Тинькоффа, датированная 23.02.2023, согласно которой я должен почти 70 000₽:
3. Тинькофф нарушает ст. 24.3.1 НК РФ: "Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; ..."
4. Дедлайн подачи налоговой декларации через две недели.
По этой ситуации хочется услышать от Тинькоффа разъяснения по следующим вопросам:
- Когда проблема будет исправлена? Не "нам требуется больше времени" и "вопрос решают профильные специалисты", а исправлена.
- Будет ли ФНС уведомлена об исправлении? Если нет, то почему?
- Необходимо ли с моей стороны какое бы то ни было взаимодействие с ФНС из-за этой ошибки? Я не испытываю ни малейшего желания заполнять 3-НДФЛ за своего налогового агента.
- Столкнутся ли с той же проблемой другие ваши клиенты, закрывающие ИИС?
И напоследок добавлю ещё вот что. Я клиент Тинькоффа с 2013 года, премиальный с 2019. Тинькофф всегда задавал стандарты обслуживания, и в большой степени из-за него в других банках узнали слова digital и agile (хотя не всегда их правильно поняли). Тем более неприятно видеть настолько вопиющий косяк.