История взлёта и краха FTX. Немного подробнее, чем вы знали. Часть 2.
Продолжение истории. Первую часть про Сэма можно найти выше.
II. Эффективный альтруизм.
Концепция эффективного альтруизма родилась благодаря австралийцу Питеру Зингеру в 1971 году, а триггером к ней послужил голод в Бангладеше.
Базовый пример концепта сводится к вопросу: что вы будете делать, увидев ребёнка, тонущего в болоте?
Единственный ответ — вы моментально броситесь спасать его, несмотря на то, что вашей новой обуви придёт конец. Если такая реакция свойственна каждому человеку, то почему мы не можем послать эквивалент стоимости этой обуви, чтобы спасти ребёнка от голодной смерти? По мнению Зингера, благотворительность это долг каждого человека до тех пределов, которые он может позволить себе без вреда.
В наши дни, Уилл Макаскилл, преподаватель из Оксфорда, просчитал потенциальную ценность от любого последователя концепции на основе выбора его карьеры. Он предложил своим студентам 4 широкие категории:
— прямой бенефициар (доктор, работник НКО)
— манимейкер (банкир, консультант)
— ресерчер (медицинский ресерч, этик)
— лидер мнения (политик, преподаватель).
По очевидной логике эффективный альтруист в лице банкира мог выдать значительно больше ценности, оплачивая работу сотен и тысяч докторов в сравнении со всеми другими категориями.
Earn to give — так Макаскилл обозначил развитие идеи. Следующим его шагом было найти талантливых в математике студентов, чтобы сподвигнуть их начать карьеру на Уолл Стрит.
Так Сэм Бэнкман, впервые познакомился и вдохновился концептом эффективного альтруизма.
Вся дальнейшая работа, сначала в Jane Street Capital на Уолл Стрит, затем создание Alameda Research и FTX крутилась вокруг этой концепции.
50% своей зарплаты в Jane Street (~до $1.5 млн в год), Сэм отдавал на благотворительность. Первые инвестиции в Alameda Research он также получал от активных последователей идеи. Например, $140 млн от Джаан Таллин из Skype. Вся команда в Alameda/FTX набиралась сугубо из числа эффективных альтруистов.
Одним из любимых упражнений внутри компании был расчёт прогнозируемой ценности (estimated value). Какая эффективность будет у действия относительно затрат на реализацию? Будет ли она положительной? Любая задача проходила через призму оценки эффективности.
В условиях тотального отсутствия менеджмента, названия должностей и банальной орг. структуры, кажется что это классный принцип для регулирования приоритетов внутри компании.
По выражению самого Сэма его задачей было создать инструмент для бесконечных денег, чтобы прогнозируемая ценность для благотворительности была максимально высокой.
———
Несмотря на неприглядный финал этой истории, большая идея, которая стоит за компанией очевидно позволяет придавать многократное ускорение всему происходящему. За счёт талантов, которые объединяются вокруг неё, партнёров небезразличных к цели и тех эмоций и чувств, которые люди испытывают при движении к ней.
Идея построить единорога с каждым годом выглядит всё более избитой и бледной, в сравнении с большими историями вроде полёта на Марс, экологической темой или другими примерами чего-то простого и правильного.
Мой же долгосрочный вывод в том, что бизнесы сугубо ради денег, без идеи, которая захватывает сердца, не смогут долго жить в быстро меняющемся мире.
Больше инсайтов — в Telegram-канале t.me/notenoughsense