Какую комиссию за продажу NFT и digital-одежды берут разные платформы?
Пару недель назад Meta* объявила, что комиссия за транзакции в Horizon Worlds составит 47,5%. Цифра сильно удивляет, поэтому автор канала FashionTech разобрался, как устроены продажи NFT и цифровой одежды на других платформах.
Binance NFT (1% комиссии)
NFT маркетплейс с самой низкой комиссией в 1%. Для покупки digital collectibles нужно выполнить два простых действия: создать учётную запись и пополнить криптокошелёк. Маркетплейс работает с Ethereum, стейблкоином Binance USD и собственной валютой BNB. Приобрести токены можно через торговую площадку Binance P2P.
LooksRare (2% комиссии)
Запущенный в январе community-first NFT маркетплейс быстро стал ведущей площадкой по объему торгов. Комиссия за продажи здесь составляет 2%, а расплатиться можно Wrapped ETH и Ethereum. За покупку и продажу NFT платформа даёт пользователям токены LOOKS. Цена одного такого токена сегодня около 108 рублей.
Но не всё так гладко. Оказывается, 95% от общей активности и 18 миллиардов долларов от торгов на платформе — это wash sales. Пользователи продают токены себе, чтобы заработать LOOKS.
Если отбросить все рыночные манипуляции и связанные с ними гигантские объёмы торгов, то LooksRare — относительно небольшой NFT-маркетплейс по сравнению с тем же OpenSea, у которого, как правило, примерно в 10 раз больше ежедневных активных пользователей.
OpenSea (2,5% комиссии)
Комиссия на самом известном NFT маркетплейсе составляет 2,5%. Креаторы могут самостоятельно устанавливать размер роялти. За каждую продажу они могут получить до 10% от стоимости их NFT.
Rarible (2,5% комиссии)
За токены ETH на маркетплейсе можно купить и продать NFT с комиссией в 2,5%. Помимо низкого процента для всех участников транзакции у Rarible есть ещё преимущества: оплата кредитной картой и multi-chain, то есть компания работает на нескольких блокчейнах.
Decentraland (2,5% комиссии)
У VR-платформы свой маркетплейс, транзакции на котором осуществляются с помощью собственной криптовалюты MANA. Пользователи хранят токены в кошельке Ethereum и отдают за каждый около 175 рублей. Комиссия с продажи всего 2,5%.Вдобавок у Decentraland существует программа поддержки креаторов. Каждый месяц между ними распределяется до 3 тысяч долларов. Особое внимание фонд Decentraland уделяет проектам в области моды.
SuperRare (3% комиссии)
За покупку крипто-арта digital-маркет возьмёт комиссию в 3%. За продажу креаторы отдадут 15%, далее они смогут получать 10% в качестве роялти. Валюта — Ethereum. У платформы нет отдельной площадки для покупки токенов, поэтому SuperRare советует приобретать криптовалюту на Coinbase.
The Sandbox (5% комиссии)
Здесь торговля также осуществляется на собственном NFT маркетплейсе и с помощью токенов Ethereum. Один SAND сегодня в районе 230 рублей. За внутриигровую валюту можно приобрести земельные участки и создаваемые пользователями NFT. Процент с продажи — 5%.
Horizon Worlds (47,5% комиссии)
У Horizon тоже есть свой маркетплейс и валюта, но пока это работает в тестовом режиме. Своим деньгам Meta* пока дала неформальное название Zuck Bucks. По задумке ими можно будет расплатиться на всех платформах компании. В результате Meta* получит новый источник дохода и контроль над транзакциями Facebook, Instagram**, WhatsApp, Meta Quest и Horizon Worlds. Известно, что виртуальная валюта не будет основана на блокчейне.
Комиссия за продажи в Horizon Worlds составит 47,5%. Из неё 30% пойдут в Meta Quest Store, а остальные 17,5% получит Horizon. По словам техдиректора Meta* Эндрю Босуорта, в разрабатываемой web-версии комиссия будет 25%. Сейчас VR-платформа доступна только на устройствах Oculus.
Ситуация выглядит странно в контексте критики Apple. Осенью Meta* осудила компанию за 30-процентную комиссию для разработчиков. Но теперь ex-Facebook будто этого не замечает. Несмотря на негодующие твиты пользователей, Босуорт продолжает настаивать, что они делают всё возможное для повышения заработка креаторов.
На самом деле Meta* находится в жесткой конкуренции за долю в строящейся метавселенной. Twitter уже на шаг впереди. Компания ещё в начале года разрешила пользователям ставить свои токены в качестве фото профиля и привязывать криптокошельки к учётной записи, а Цукерберг пока только объявил о запуске NFT в Instagram**.
Roblox (70% комиссии)
Бизнес-модель Roblox полностью основана на микротранзакциях. Компания отказалась от рекламы и сделала ставку на цифровую экономику. Сейчас на платформе около 50 миллионов пользователей в день — от обычных игроков и креаторов-любителей до профессиональных команд с десятками людей и заработком в несколько миллионов долларов в месяц.
Для продажи и покупки здесь используют не токены, а внутриигровую валюту Rubox. За пять долларов можно оформить подписку на Roblox Premium и получать от 450 монет ежемесячно. У площадки собственный маркетплейс, но комиссия за продажи на нём огромная — 70%. На это обратил внимание и Босуорт, комментируя ситуацию с Horizon Worlds.
Чтобы заработать больше, креаторам придётся продавать в самом virtual experience. В таком случае креатор сам выступит продавцом и платформа заберёт лишь 30% комиссии. Roblox объясняет такой процент тем, что большая часть прибыли идёт на инструменты, поддержку, исследования и разработку.
На что идёт комиссия Roblox?
В недавнем интервью бизнес-директор Roblox Крейг Донато подчеркнул, что креаторы заработали за прошлый год около полумиллиарда долларов — до или после вычета процентов осталось загадкой.
Очевидно, что Roblox успешен, пока успешны его креаторы. Поэтому компания продолжает думать над бонусами и инструментами, которые должны задержать пользователей на платформе.
Сегодня привлекательнее всего выглядят платформы с комиссией до 5%. Однако парадокс: площадки с более высоким процентом продолжают зарабатывать огромные деньги на транзакциях и входить в топы лучших NFT маркетплейсов. Как раз Roblox — пример того, что и гигантский процент с продаж может не отпугнуть креаторов и не помешать созданию их комьюнити на платформе. Скорее всего комиссия Horizon не станет препятствием для большинства креаторов. Но как дальше поведёт себя Meta*? Снизит ли процент или оставит всё как есть, утверждая, что «это всё равно меньше, чем у Roblox»? Это нам ещё предстоит увидеть.
Если вам понравился материал, то подпишитесь на канал FashionTech. Там больше новостей о цифровых платформах, digital-моде и метавселенных.
*Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ
**Соцсесть признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Наконец-то кто-то разобрался в этом дерьме
👍🏻
а зачем вообще ее покупать?
Очень интересная статья, спасибо автору было приятно читать
чет немного не понял, почему там где процент больше покупают активнее(
Огонь🔥
"бизнес-директор Roblox Крейг Донато"
¯\_(ツ)_/¯
Ну вы поняли