Оплата криптой — легально, или нет: как компании могут начать принимать криптовалютные платежи
В России законодательно запретили использовать цифровые валюты в качестве оплаты товаров и услуг — но это неточно. Может ли предприниматель выставить счет в крипте и какие есть способы — разбираюсь в новой статье.
С недавних пор компании увидели перспективу в криптовалютных платежах. В некоторых странах можно заплатить криптовалютой за кофе в Старбакс, купить сумку от Гуччи или новую игру в Playstation Store. Крупные компании поняли, что сфера платежей активно меняется, а криптовалюты, как повседневный инструмент для оплаты или переводов используют не только крипто-энтузиасты.
В России популярность криптовалют среди обычных людей подстегнули санкции. Предприниматели, которые работали с зарубежными клиентами, из-за запретов и отключения от SWIFT потеряли целый сегмент рынка. С другой стороны усложнился доступ к заграничным товарам и услугам для потребителей внутри страны. Люди нашли решение в криптовалютах. В статье разбираемся как бизнес может начать принимать оплату цифровыми деньгами уже сегодня и какие юридические препятствия этому есть в России.
Зачем бизнесу принимать оплату в криптовалюте
Несмотря на то, что биткоин изначально задумывался как революционная платежная система, по назначению его использовали очень немногие. Низкая скорость транзакций, высокие комиссии и волатильность цены сделали его неудобным средством для повседневного применения. Со временем появились быстрые и безопасные блокчейны, а также стейблкоины, цена которых привязана к курсу доллара – и ситуация изменилась. Сейчас бизнесу даже выгоднее принимать оплату в крипте и вот почему:
- Быстрые транзакции. Большинство новых блокчейнов обрабатывают запросы быстрее, деньги поступают на кошелек практически мгновенно, тогда как банки иногда проводят безналичные платежи до 3-х дней.
- Низкие комиссии. В среднем эквайринг забирает у бизнеса 2-3% от любого платежа. При оплате криптой комиссия как правило ложится на покупателя и в зависимости от типа блокчейна, бывает очень несущественной. Например, в блокчейне Solana комиссия равняется примерно $0,0002.
- Безопасность. Сделки в блокчейне анонимны и не собирают данные ни о пользователях, ни о продавцах. Можно не переживать, что платежные данные клиентов утекут в сеть.
- Безграничные платежи. Купить товар или услугу может любой человек на планете независимо от гражданства, политической обстановки в стране и платежной системы, которую он привык использовать.
- Доступ к новой целевой аудитории. По данным сервиса Triple a, в России владеют и используют цифровые деньги 17 млн человек. Поэтому среди конкурентов они скорее всего выберут ту компанию, которая предоставит им возможность безопасно оплачивать услуги криптой.
Два способа начать принимать крипто платежи
Есть два способа настроить прием крипто-платежей — настроить оплату по QR-коду или использовать крипто-процессинговый сервис. У обоих вариантов есть свои особенности и какой из них проще и выгоднее зависит от каждого конкретного случая.
Peer-to-peer оплата по QR коду
Чтобы принимать оплату в крипте по QR-коду, компании нужно зарегистрировать крипто-кошелек — подробнее о видах я писал в этой статье. После регистрации необходимо выбрать удобную сеть блокчейна, в которой пользователь будет присылать токены. Этот пункт очень важен, потому что комиссии могут отличаться — например, чтобы заплатить 10 USDT за товар в сети Ethereum, пользователю придется заплатить комиссию около $1,5.
После регистрации, в приложении появится QR-код, который можно разместить на сайте или в точке продажи. По сути это самый простой способ принимать криптовалютные платежи, который похож механикой на оплату по QR-коду в приложении банка.
Минусы этого способа — чем больше криптовалютных платежей примет продавец, тем сложнее будет их идентифицировать. В блокчейне хранится информация о факте оплаты, но не о том, за что она была произведена. Второй минус в том, что продавцу нужно самому переводить криптовалютные средства в фиат и брать на себя риски волатильности, если он решит принимать оплату не только в стейблкоинах. Ну и последнее препятствие: для компаний, которые зарегистрированы в России, этот способ может нести юридические последствия.
Оплата через крипто-процессинговый сервис
Другой способ — принимать оплату через специальные сервисы, так называемые шлюзы, которые принимают деньги у покупателя и переводят продавцу. По сути это тот же эквайринг, только дешевле — комиссии за перевод редко превышают 1%. Покупатель оплачивает в выбранной криптовалюте, процессинг конвертирует и продавец получает оплату в фиате. Оплатить товар можно по счету, ссылке, или через физический POS-терминал. Впрочем, оплата через терминал пока недоступна в России.
Шлюз в отличие от p2p cпособа удобен тем, что продавец может не беспокоиться о волатильности — все поступления моментально переводятся поставщиком услуги в доллары или евро. Однако, если компания желает получать и хранить средства в криптовалюте — такая возможность тоже есть.
Сейчас на рынке представлено множество сервисов, которые оказывают услуги для бизнеса. У каждого сервиса свои особенности, которые подходят под разные задачи бизнеса. Например, у некоторых шлюзов комиссия зависит от оборота, а другие работают только со стейблкоинами. Ниже сервисы, которые доступны в России.
- Triple A. Принимает BTC, ETH, стейблкоины USDT и USDC. Компания может выбрать каким образом будут выставляться счета и в какой валюте получать оплату. Например, есть решения для интернет-магазинов и физических лиц. Подключить сервис просто, а техподдержка доступна 24/7. Комиссия сервиса — 0,8%. Поддерживает сети Ethereum, Bitcoin, Tron и Lightening Network.
- Bitpay. Работает с 12+ видами криптовалют, включая 5 стейблкоинов. Покупатели смогут оплачивать товары тремя способами: на сайте, по счету на email, или QR коду — средства поступают на счет продавца в криптовалюте или фиате. Комиссия сервиса 1%. Минус в том, что все платежи в криптовалюте проходят в сети Ethereum — из-за высоких комиссий для пользователя, сервис не подойдет для продажи товаров и услуг с небольшим средним чеком.
- Coinbase Commerce. Принимает 10 видов криптовалют. Сервис можно интегрировать на сайт с помощью API, установить кнопку оплаты для единичной услуги или выставлять счет напрямую клиенту. По умолчанию оплата поступает в криптовалюте, но можно настроить автоматический перевод в фиат всех криптовалютных платежей. Вывести средства на банковский счет можно через криптовалютные биржи. Все платежи пока проходят через сеть Ethereum.
Как законодательство России относится к оплате товаров и услуг криптовалютой
Если коротко — на момент написания статьи в России законодательно запрещено кому бы то ни было принимать цифровые деньги в качестве оплаты за товары и услуги. Но есть нюансы:
Во-первых, по мнению юристов последняя редакция закона содержит множество спорных моментов. В законе есть запрет на использование цифровых активов в качестве средства платежа, однако закон определяет эти активы как имущество. А имущество в обмен на товар или услугу можно трактовать как бартер.
Во-вторых, данное законодательство может не касаться компаний, которые зарегистрированы не в России. Например, в соседней Республике Беларусь государство проще относится к криптовалютам.
В-третьих, непонятно как будет расцениваться использование процессинговых сервисов. По факту, пользователь платит криптовалютой не зарегистрированному в РФ сервису, который переводит средства предприятию в фиатных деньгах. Поэтому скорее всего если использовать шлюз, то это легализует сам факт оплаты.
Ну и в-четвертых, регулирование криптовалют в России постоянно меняется, поэтому перед тем, как вводить возможность расплачиваться цифровыми деньгами, бизнесу стоит проконсультироваться с юристами.
Принимать или не принимать криптовалюту — зависит от бизнеса
Эта статья не является финансовым советом или рекомендацией, я рассказываю о способах, которые уже существуют сегодня и в теории позволяют любому предпринимателю принять оплату за свои услуги в криптовалюте. Однако, я не стану утверждать, что это необходимо абсолютно всем компаниям — по крайней мере в ближайшие пару лет. Но нужно понимать, что криптовалютные платежи развиваются очень быстро и возможно в ближайшем будущем, они будут столь же привычны, как банковский терминал.
Поэтому, чтобы не отстать от конкурентов, лучше уже сейчас изучать эту сферу, так как она достаточно требовательная к новичкам. Не получится просто прикрутить кнопку на сайт и привлечь новую аудиторию крипто-энтузиастов. Чтобы платежи были безопасны и удобны для клиентов компании, придется разобраться в различиях сетей, комиссиях, сид-фразах, видах кошельков и способах вывода средств на банковский счет. Кроме того, необходимо следить за изменениями в законодательстве и интересоваться новостями крипто-сферы. Впрочем, если разобраться в нюансах, то откроется множество дополнительных возможностей для роста бизнеса.