Налогообложение криптовалюты в России: что важно знать?

Сначала давайте попробуем разобраться с тем, что из себя в принципе представляет криптовалютное налогообложение с точки зрения экономики и/или права. Это совокупность всех налогов, собираемых в стране с любых операций по «крипте» в пределах своей «внутренней», национальной юрисдикции. Причем для законодателя совершенно неважно, кто проводит эти операции — «физики» либо «юрики», граждане либо бизнесмены, индивидуальные предприниматели или же самозанятые.

Налогообложение криптовалюты в России: что важно знать?

Но правила криптовалютных транзакций — а значит, и всех налогов, которые уплачиваются после — очень сильно разнятся от одной юрисдикции к другой. Говоря обычным языком, в каждой стране все по-своему, и правила налогообложения «крипты» в условном Сингапуре заметно отличаются от таких же правил в условной (опять же) Хорватии или Канаде.

Почему так происходит?

Причин тому несколько. Одна из них — это анонимность монет в криптомире, как базовый принцип их существования. Он соблюдается с тех самых пор, как легендарный уже Сатоши Накамото объявил о создании первого биткоина, и нет никаких причин его менять — особенно сейчас, когда государства по всему миру ведут ползучую войну с держателями криптовалют.

Следующая причина, как ни странно, почти противоречит последнему предложению. Заключается она в том, что большинство стран на планете Земля никак не могут прийти к общему знаменателю относительно того, как нужно оценивать и трактовать цифровые валюты, как таковые. А это не способствует принятию единой налоговой политики даже в отношении фиатных денег, не то что криптовалют.

Кстати, о фиатных деньгах. Еще один повод расхождений в криптовалютном налогообложении, бухгалтерском учете и так далее — это архаичность экономических и юридических норм в тех финансовых институтах, которые с ними работают: банках, ломбардах, страховых компаниях и т.д. Владельцы «крипты» и трейдеры, чаще всего — адепты инноваций, новых финансовых инструментов и вообще эпохи Web 3.0, и лишний раз иметь дело с «динозаврами» отнюдь не стремятся

Как обстоит дело с налогообложением крипты в России?

Еще с 1 января 2021 года, то есть уже фактически на протяжении двух лет, в нашей стране действует Закон о цифровых финансовых активах. Согласно ему, криптовалюта — это имущество, которое может использоваться для того, чтобы получать прибыль. А стало быть, за нее надо платить налоги. Но есть один очень странный момент: по законодательству РФ крипта не может являться средством платежа ни в каком виде. То есть продать ее, чтобы расплатиться за товары или услуги, вы не имеете права, а вот налоги платить с нее надо.

Строго говоря, абсурдность такого подхода была очевидна даже провластным юристам. Так, глава комитета Думы по законодательству, знаменитый Павел Крашенинников еще в феврале прошлого года (то есть практически сразу после принятия Закона о ЦФА) говорил на встрече с депутатами Екатеринбурга буквально следующее:

«У нас по криптовалюте какая история. С одной стороны, ее не признают объектом, с другой стороны, правительство внесло законопроект о том, что ее нужно облагать налогом. Мы им говорим, ребят, вы определитесь: либо вы облагаете налогом, а значит это объект, либо, если говорите, что это не объект, тогда что-то делайте. (...) Мы считаем, что если идти на то, что это объект, следовательно нужно, чтобы была возможность осуществлять сделки: легальные, а не как сейчас»

Несмотря на всю нелепость этой ситуации с юридической точки зрения, налог платить действительно придется. Более того, в середине лета уже был принят соответствующий закон. Давайте поговорим о нем подробнее.

Что такое закон о налогообложении ЦФА № 334-ФЗ?

В конце июня 2022 года Госдумой РФ в третьем (окончательном) чтении был принят закон о налогообложении цифровых финансовых активов (ЦФА). Документ закрепил ставки налога на прибыль организаций и налога на доходы физлиц, а также обложение операций по реализации ЦФА налогом на добавленную стоимость (НДС).

Как пояснили авторы инициативы, необходимость определения отдельного порядка налогообложения деятельности с такими цифровыми активами является одним из ключевых условий эффективного функционирования цифровой экономики, полноценной реализации цифровых проектов и развития конкурентоспособного рынка цифровых прав в РФ.

Согласно закону, НДС не облагаются услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также услуги операторов обмена цифровых финансовых активов по допуску цифровых прав, выпущенных в соответствии с законом о ЦФА (за исключением консультационных услуг и услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин).

Кроме того, закон установил налоговые ставки на доход, полученный от продажи цифровых активов. Прежде ставка по сделкам составляла 20%, такая же, как и для стандартных активов. А по новому закону налог составит 13% для российских компаний и 15% для иностранных.

Исчисление, удержание и уплату НДФЛ с доходов от цифровых активов будут осуществлять налоговые агенты, то есть операторы информсистем или обмена ЦФА.

В документе также прописали, что финансовый результат по операциям с цифровыми финансовыми активами определяется на дату осуществления выплаты дохода. Налоговая база по операциям с ЦФА может быть уменьшена на сумму убытка по таким операциям.

14 июля 2022 года закон был подписан президентом России Владимиром Путиным. Он начнет действовать 1 января будущего года — то есть спустя ровно два года после начала действия Закона о ЦФА.

Управляющий партнер DRC Саркис Дарбинян отреагировал на закон № 334-ФЗ еще во время первого чтения документа. Он считает, что в законопроекте нашел отражение главный страх Банка России, что ЦФА и утилитарные токены будут использоваться как средство платежа. Для этого в проекте есть отдельное положение, запрещающее передавать или принимать утилитарное цифровое право в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, или иного способа, позволяющего предполагать оплату утилитарным цифровым правом товаров (работ, услуг), за исключением случаев, если встречным предоставлением является вещь (вид товара), право требовать передачи которой предусмотрено этим утилитарным цифровым правом.

«И главное, платформы должны будут обеспечить техническую невозможность использования цифровых активов для расчетов по сделкам. Как они это должны сделать, впрочем, документ не раскрывает. Напоминает это то, как суды налагают обязательства на хостеров «прекратить создание технических условий для размещения контента, нарушающего исключительные права третьих лиц», при этом не разъясняя, а что же конкретно должен предпринять хостинг-провайдер», написал Дарбинян в своем Telegram-канале.

При этом напомним нашим читателям, что еще осенью 2020 года российское Министерство финансов предлагало внести поправки в даже не принятый на тот момент закон о ЦФА. Если бы эта инициатива была одобрена, то владельцам «крипты» пришлось бы отчитываться за любые операции с ней, суммарный доход по которым за год оказался больше, чем 600 тысяч рублей. Но пока ни криптовладельцы, ни майнеры, ни трейдеры могут не беспокоиться — по понятным всем причинам на текущий момент у финансовых властей РФ достаточно других проблем и вопросов.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

Налогообложение криптовалюты в России: что важно знать?
1 комментарий

Автор, вы уж расскажите тогда о том, как связаны между собой ЦФА, УЦП и "цифровая валюта" из 259-ФЗ. Криптовалюта (=токены) вроде бы является "цифровой валютой" и не связана с централизованными ЦФА и УЦП. Следовательно, новый закон новых налогов на деятельность с криптовалютой не добавляет. Что я понимаю не так?

Ответить