Что такое финмодель и зачем она нужна IT или Digital-агентству

Финансовая модель бизнеса — это ваш план о том как развивать бизнес и финансовые последствия этого плана. По сути это оцифровка ваших гипотез. У большинства агентств нет финмодели.

Что такое финмодель и зачем она нужна IT или Digital-агентству

Привет, друзья! Меня зовут Татьяна Никанорова, я — предприниматель, финансовый ментор для бизнесов, собственник Консалтингового центра Профдело, мы настраиваем управленческий учет и строим эффективные финансовые стратегии для бизнеса, а также известны качественным бухгалтерским обслуживанием для ООО и ИП.

Финмодель делается примерно так: вы рассказываете о своем бизнесе финансисту, а финансист делает вам прогноз, скажем, на год. Прогноз может строиться по разным сценариям.

Если всё пойдет так, как вы рассказали — случится средний, он же базовый сценарий. Если пойдет хуже — такой сценарий называется «пессимистичным». А если лучше — то генерируем «оптимистичный» вариант.

А теперь подробнее:

Как выглядит финмодель

Внешне финмодель в 99% случаев выглядит как файл эксель с количеством листов от 3 до 10, а иногда даже больше. Количество листов значения не имеет — каждый финансист организовывает сбор и сортировку данных так, как ему удобнее. Важно то, оцифровку каких конкретно гипотез вы получите в результате.

Что такое финмодель и зачем она нужна IT или Digital-агентству

Какие отчеты включены в финмодель

Самая популярная — «полная» финансовая модель состоит из трех отчетов:

  • ДДС — модель движения денежных средств;
  • ОПУ — модель отчета о прибылях и убытках: доходы, расходы и прибыль;
  • Управленческий баланс — модель активов, обязательств и накопленной чистой прибыли с момента основания компании.

Такая модель стоит от 60 000 до 120 000 ₽, ее подготовка занимает от 2 недель до месяца.

В процессе составления полной модели финансист обязательно спросит с вас следующее:

  • объём продаж;

  • сезонность продаж;

  • структуру затрат;

и ещё кучу всего.

Поэтому в модели наверняка встретятся дополнительные отчеты типа «продажи по номенклатурным группам», «закупки/затраты» и еще штук 10 других.

Есть и более сложные модели, их цена может доходить до 300 000 ₽.

Не всегда бизнесу нужна такая большая и дорогостоящая модель. На начальном этапе, если делаем для себя, а не для инвестора, часто бывает достаточно только модели ОПУ — на ней считаем предполагаемые доходы, расходы и прибыль. Если прибыль в прогнозе таки видна, можно доделать недостающие отчеты — попросите об этом финансиста. Он же пояснит, что даст вам каждый отчет.

Польза финмоделирования

Стоит ли тратить весьма ощутимые деньги на какие-то прогнозы? Мое мнение — безусловно стоит. Нельзя бежать сломя голову по незнакомой дороге.

Предсказуемое планирование

Финансовая модель показывает, куда вы движетесь и по какому плану. Сколько вы, предположительно, заработаете, и, следовательно, сколько сможете потратить. Вы заранее сможете оценить эффективность новых или текущих проектов, прикинуть объем ресурсов для исполнения задуманного.

Пример

Вы знаете, что в 2023 году к вам, скорее всего, придут 4 новых больших контракта с выручкой от 300 до 500 тыс ₽ в месяц, бюджетами от 3 до 5 млн ₽. Вам нужно просчитать, кто из специалистов вам дополнительно потребуется на эти проекты, какая будет маржинальность и прибыльность контрактов. Также нужно не забыть учесть в доходах бонус от Яндекса за такие «вкусные» бюджеты. Сколько в конце года вы заработаете? Как не уйти в минус, если один из клиентов не придет? А если два?

Контроль юнитов

Даже если у вас в компании всего 15 человек и вы делегировали платежи и контроль за ними помощнику, заму, бухгалтеру или оператору — было бы неплохо, чтобы этот помощник понимал, куда и сколько можно заплатить. А также когда пора бить тревогу.

Пример

Сисадмин принес вам счет на 30 000 ₽ за аренду серверов. Возможно, вы помните лично, что это за сервера и готовы сходу одобрить счет. А через месяц он принесет еще один на 5000 ₽ за «дисковое пространство». Через 2 недели еще 1579 ₽ за «превышение трафика». И так и будет до конца года таскать счета на мелкие суммы.

Суммы небольшие, вы не захотите вникать и перепроверять, что сколько стоит. Просто в конце года обнаружите затраты на ИТ-инфраструктуру в размере 122 000 ₽ при плане в 80 000 ₽. Переплата 42 000 ₽ или более 50%! Кто и как это должен был контролировать?

Правильный ответ: тот, кто занимается платежами. У него должны быть предельные размеры бюджетов, за которые юнит под названием "сисадмин" не имеет права выйти.

Функционал контроля платежей называется казначейством. Одобрение счетов, контроль сумм, регулярности и максимального бюджета должен лежать на специальном человеке. Руководитель компании быть таким лицом не должен.

Взгляд со стороны

Если обычно вы планируете финансы на листочке в процессе совещания с партнерами, то наемный финансист при подготовке модели на многое откроет вам глаза и даст массу дельных советов. Их ценность в том, что они исходят от человека вне системы.

Пример

Финансисты часто отлавливают такой баг: директор-собственник забывает учитывать в расчетах собственную зарплату. Фирмой владеют трое, а работает только один из владельцев. И работает директором. Все получают дивиденды. А за работу гендиректора кто платить будет? Непонятно :)

Недостатки финмоделирования

Само по себе моделирование финансов прекрасно, а его недостатки обусловлены человеческим фактором. Вот самые популярные, которые я нашла.

Завышенные ожидания владельцев (заказчиков модели)

Большинство собственников нежно любят свой бизнес и верят в него. Модель, построенная со слов владельца, обычно получается «очень сильно оптимистичной», хотя объективные предпосылки диктуют базовый сценарий развития, средний.

Решение проблемы: строить модели не на основе слов заказчика и разрозненных данных, а на основе управленческого учета и подтвержденных гипотез роста. Например, на основе количества лидов в работе и подтвержденных значений конверсии из лида в сделку.

Ничем не подтвержденный запланированный рост доходов

Составляем план на следующий год и я слышу: «Мы планируем сделать Х2». А на основании чего вы это планируете? Да, вы хотите этого, но какие тому предпосылки?

Найм ментора напрямую к Х2 не ведет. Вливание 500К ₽ в рекламу тоже — если только у вас нет подтвержденных тестами цифр конверсий. Найм сотрудников — директора по развитию, РОПа, маркетолога — это вообще расходы, а не доходы, планируйте Х/2 или Х/3.

Решение проблемы: протестировать и оцифровать гипотезы. Планируете выступать на конференциях? Выступите хотя бы на одной и посчитайте, сколько лидов она вам принесет и сколько из этих лидов станут вашими клиентами. Разделите получившееся количество на 2 — это и будет более-менее достоверным количеством потенциально возможных клиентов для вас с одной конференции.

Финмодель составлена человеком, не знакомым с отраслью

На самом деле это вечный спор. Может ли маркетолог, не знакомый с отраслью, хорошо организовать рекламу или упаковать продукт? Может ли копирайтер, не знакомый с отраслью, хорошо написать текст? Может ли бухгалтер, не знакомый с отраслью, правильно составить отчетность? Может ли финансист, не знакомый с отраслью, сделать качественную финмодель?

Скриншот нашей CRM-системы
Скриншот нашей CRM-системы

У каждого здесь будет свой ответ. Я выскажу лишь свое субъективное мнение. Когда я нанимала специалиста по рекламе или продвижению (SEO-шника, специалиста по контексту, таргетолога, маркетолога), эффективнее был тот, кто уже работал с компанией моей отрасли, причем с тем же уровнем ЦА. Специалист, незнакомый с отраслью, тратил примерно год, чтобы выйти на эффективную работу. Опытный проходил этот путь за 3-6 месяцев с учетом притирок и тестирования гипотез.

Сейчас на меня работают 13 главбухов, 2 юриста и 2 финансиста. Я вижу, насколько они эффективны, когда работают со знакомыми отраслями. Я вижу, как им трудно, когда приходит что-то совершенно незнакомое, сколько сил и времени занимает у них погружение в специфику.

Особые требования к финансисту можно не предъявлять лишь в традиционных отраслях, понятных на бытовом уровне: оптовая торговля, услуги переводчика и т.п.

А если мы будем говорить о специфических отраслях: digital, медицина, торговля на маркетплейсах (дополняйте, что еще?) — то наличие даже небольшого опыта будет плюсом. А большого опыта — большим плюсом :)

Скриншот нашей CRM-системы
Скриншот нашей CRM-системы

Решение проблемы: взять человека, имеющего подтвержденный опыт в отрасли или дать новичку время, чтобы освоиться, не ожидая от него сверхрезультатов в первые же месяцы.

Как получить финмодель дешево или вообще бесплатно

Нет, это не кликбейтный заголовок, такие методы есть.

Во-первых, есть онлайн-сервисы для построения финансовых моделей. Сразу оговорюсь, ни одним из них не пользуюсь, поэтому не могу посоветовать. Но если вы погуглите в поисковиках по словосочетанию «онлайн-сервис для финансовых моделей», то на первой же странице выдачи увидите искомое.

Во-вторых, финансовую модель можно сделать у фрилансера. Я зашла на известный сайт фрилансеров, не скажу какой, и в течение пяти минут нашла трех человек, которые теоретически готовы сделать финмодель за 10 000 ₽. Некоторые брались сделать ее даже без исходных данных :)

В-третьих, финансовую модель может сделать ваш финансист. Делать модель с нуля — дорого. А когда у вас уже есть внедренный управленческий учет и все исходные данные, то финансисту останется только сформулировать и оцифровать гипотезы, и скорректировать ваши отчеты. Это гораздо дешевле, чем моделировать всё с нуля. Сравнимо с ценой фрилансеров, но по достоверности на порядок или два выше.

Не знаете нужно ли это вам? — просто приходите к нам на бесплатную консультацию с финансовым директором на аутсорсинге.

Кто дочитал до конца? Полезный материал или вы и так всё знали? :)

Если статья была для вас полезной, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии. Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем Телеграме.

Если вы хотите глубже погрузиться в тему управленческого учета, обязательно прочтите мою статью "Как правильно управлять финансами через создание фондов".

Лайк и коммент - по традиции!

Если нравятся мои статьи про управление компанией, приходите в мой телеграмм-канал Про безопасный бизнес, там я пишу чаще, смелее, да и пообщаться в чатике можно.

20
14 комментариев