О договоре работы по часам. Как я строю работу с клиентами по часам и почему для меня это оптимальный вариант
Привет! Я Лена Плинер, ux/ui дизайнер интерфейсов. Работаю как попроектный дизайнер. Сотрудничаю с заказчиками и командами разработчиков. Запускаю MVP, пересобираю и улучшаю уже существующие проекты.
Занимаюсь дизайном больше 10 лет и мне всегда есть что рассказать. Делаю это в своем телеграм-канале, где пишу о том какие проекты запускаю и как, о рутине, процессах, а иногда о чем-то личном )
В этой статье я хочу рассказать о схеме работы по часам, которую предлагаю клиентам более 4-х лет и как устроен мой договор.
Схема работы и договор работы по часам
Расскажу том почему я выбрала вариант работы по часам и как выглядит договор, с которым я работаю. Сразу скажу, что он отображает мои принципы и мою индивидуальную схему работы.
Мои проекты часто объемные, сложные, содержащие на старте общие требования, которые в процессе работы трансформируются. Поэтому для клиента и для меня важна гибкость работы.
Основная цель схемы работы по часам — гибко реагировать на изменения бизнес и технических требований в процессе разработки проектов
Какие проекты требуют гибкого подхода?
Такое деление очень условно и служит для демонстрации разных ситуаций. В одном проекте может быть и сложность и инсайты и новые фичи и долгие месяцы разработки и возврат к уже выполненной работе ради улучшения сценария.
Длительные проекты
За время работы над проектом могут появиться новые тренды, технологии, результаты исследований, метрики и прочее прочее, что потребует внесения новых изменений, переработку логики, функционала, графического оформления.
Объемные проекты
Большое количество данных в документации сложно проанализировать и фиксировано оценить. В процессе работы над проектом я делаю анализ и проверяю данные на соответствие требованиям проекта. При необходимости (а это бывает часто) корректирую задачу, обсудив с клиентом все детали.
Проекты с высокой долей неопределенности
Проекты, где на старте есть только общее описание. Детализация требований проводится в процессе работы над проектом. Появляются новые инсайты, планы.
Основные плюсы и минусы договора работы по часам.
Плюсы
1. Гибкость
По мере работы появляются новые детали, требования, идеи. Эти изменения могут появиться на любом этапе разработки от любого участника команды: программистов, маркетологов, аналитиков, самого клиента. Команда может гибко реагировать на изменения в функционале, сценариях, структуре и быстро адаптироваться к ним, даже если нужно вернуться назад.
2. Прозрачность
Заказчик видит на что потрачен каждый час работы и какой результат достигнут за это время. Это снимает вопрос напряжения по поводу стоимости проекта. В любой момент в режиме реального времени можно контролировать процесс расхода, перестраивать бюджеты и приоритеты.
3. Оптимизация
Отслеживая расход часов можно оптимизировать бюджеты и процессы, фокусироваться на важных задачах, меняя их приоритетность.
Минусы
1. Отсутствие фиксированной стоимости.
2. Риск перерасхода времени и ресурсов.
Нужно планировать и контролировать разработку для эффективного использования ресурсов. При необходимости менять приоритеты. Ну и вовремя останавливаться, конечно)
3. Необходимость активного участия клиента.
Клиент должен быть на связи, активно вовлекаться в проект, предоставлять обратную связь, участвовать в принятии решений.
Ключевые моменты моего договора
- Клиент ставит задачи в рамках оплаченных часов*.
- В договоре нет жестко зафиксированного ТЗ.
- Нет конечных сроков и цен.
- Клиент с первого дня получает доступ к отчетам о выполненных задачах и расходе часов.
*Схема оплаты при работе по часам может быть разной. У крупных агентств и студий обычно пост-оплата за закрытые часы. Я беру предоплату, формирую график загрузки вперед.
Каких принципов я придерживалась при создании договора
- Четкость терминов и ничего лишнего.
Для клиента в договоре только те базовые определения и термины, которые касаются моего процесса работы.
- Понятная структура.
Текст договора разбит на тематические пункты. Один пункт описывает конкретный этап или процесс работы. Так клиенту будет намного проще понимать как построен процесс. Материалы — отдельный пункт, мои контакты — отдельный пункт, как передается результат— отдельный пункт и так далее.
- Пункты размещены в порядке важности информации.
1. Определения
2. Предмет договора
3. Финансовые условия
4. Ответственное лицо
5. Сроки выполнения работ
6. Порядок выполнения работ
и так далее.
- Не перегружен ненужными смыслами, формулировками, дублированием пунктов, от слов-паразитов.
Я почти избавилась от ненужных длинных пунктов, убрала длинный список терминов, дублирующую информацию. На данный момент мне нужно переработать длинный путанный пункт об Ответственность Сторон и Порядке разрешения споров. В планах заняться им, сократить и избавиться от ненужного бюрократизма.
- Понятно описывает условия, схему и возможности работы
В договоре просто и понятно описано наше взаимодействие с клиентом. Описаны ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы и дан ответ на них. Например:
— в какие сроки клиенту лучше дать обратную связь, чтобы проект не встал на паузу
— в какие сроки я смогу возобновить работу, если клиент пропадает на длительное время (все мы знаем, что такое бывает)
— в каких мессенджерах мы можем созваниваться
— куда и как я передаю результат работы
— где смотреть отчет о расходе часов
— кто получает доступ к этому отчету
и так далее.
Я периодически проверяю договор на актуальность и что-то правлю в нем.
Я не претендую на идеальность документа. В нем есть неточные некритичные (по словам юриста) юридические формулировки.
Я рекомендую при использовании договора адаптировать его под свои условия работы и юридический статус, проверить верность нумерации пунктов. И воспользуйтесь консультацией юриста для актуализации договора, лишнем не будет.
Надеюсь, статья была интересна и полезна. Буду рада слышать мнения коллег.
Спасибо за внимание!
Обо мне, моей работе, проектах и о том, что мне интересно в моем телеграм-канале Дизайнер на всю голову.
Комментарий