Удобный логотип — какой он? Чек-лист для дизайнера
Бывает в нашей практике такое: приходит клиент с готовым фирстилем за оформлением брендбука. Смотрим его фирстиль — а там, начиная с логотипа, всё уже либо устарело, либо этим весьма неудобно пользоваться. Причём ясно видно, где у клиента возникнут проблемы — при оформлении мерча или баннеров, на медиа-экране или при подготовке буклета.
В статье разберёмся, каким должен быть современный логотип, чтобы он «зашёл» заказчику и его клиентам. Особо остановимся на технологических ограничениях отображения на популярных носителях.
Всем привет. Меня зовут Ольга Андреева, я дизайнер по образованию, руковожу своим брендинговым агентством «Андва». Мы работаем с малым и большим бизнесом по всей России и за рубежом, создаём креативную рекламу и даже выиграли WOW Awards в 2023 году. В этой статье будут местоимения «мы» — это агентство. И «я» — это я, директор агентства Ольга Андреева лично.
Что такое логотип
Слово «логотип» состоит из двух греческих корней. Лого — слово, тип — печатать. Получается «отпечаток слова» — то есть, фактически, название бренда. А графическое изображение — это фирменный знак. Но все привыкли, что фирменный знак + текст (название бренда) — это всё в в совокупности и есть логотип. Ок, никого ни в чём не собираемся переубеждать, нам самим удобнее называть так.
У логотипа может не быть какого-то элемента, либо один элемент может быть встроен в другой.
С помощью знака, логотипа и фирменного стиля компания формирует свой визуальный образ. На него работает цвет, форма, шрифты, графика — с помощью этих инструментов дизайнер настраивает визуал на нужную трансляцию, которая зависит от характера бренда:
- лидеры отрасли;
- заботливый и нежный;
- весёлый и заводной;
- энергичный и подтянутый;
- основательный и солидный;
- идущий против устоев.
Чем больше смыслов удаётся впихнуть в визуал, тем больше шансов что он «зайдёт» как самой компании, так и её целевой аудитории.
Когда мы берёмся за разработку логотипа, мы не задаём заказчику «дизайнерские» вопросы — об этом я написала статью Как дизайнеру общаться с клиентом и не сойти с ума: пять добрых советов начинающему. Мы — агентство, наша задача работать со смыслами, ценностями, вообще с платформой бренда.
Чтобы результат был технически безупречен, мы в агентстве используем чек-лист, которым я делюсь. Пойду по пунктам.
1. Читабельность
Для нового бренда этот пункт — самый главный. Для ребрендинга — тоже не на последнем месте. Наши артдиры составили вот такой список внутри чек-листа:
- Каждая буква на лого должна быть легко различима, однозначно пониматься и прочитываться.
- Соседние буквы не должны сливаться, наезжать друг на друга. Могут быть исключения, но они должны быть железобетонно оправданы.
- Текст написан слева направо. Сверху вниз — может быть, но вряд ли. Скорее, будет принят вариант с разворотом текста на 90° влево.
К читаемости отнесём и нейминг. Название должно быть благозвучным при написании кириллицей и латиницей.
Мы тестируем логотипы на посторонних людях: просим прочесть название вслух, спрашиваем о впечатлениях от нейминга и визуала. Собираем минимум 10 мнений, стараемся привлечь к опросу представителей ЦА. Если разночтений и проблем с различением не возникает, оставляем. Есть разночтения — переделываем.
2. Масштабируемость
Один из самых мелких предметов для нанесения логотипа — клип шариковой ручки. Самый большой сложно даже вообразить — пусть будет медиаэкран. Почему не билборд? Потому что разрешение медиаэкрана значительно ниже, чем у принтера для баннерной ткани. Огромный пиксель тоже накладывает определённые ограничения, приходится с ним считаться — а значит, мелкие и узкие детали сразу не проходят. Детальная картинка при уменьшении сольётся в непонятное пятно, а при сильном увеличении даст «грязь».
Но это ещё полбеды. Логотипы размещают на горизонтальных баннерах и вертикальных флагах, а поворачивать его не всегда допустимо. Длинный дескриптор трудно вписывать в стандартные поля — допустим, на пресс-волл мероприятия, где выигрышнее будут смотреться короткие названия и «квадратные» логотипы — то есть знаки, которые удобно вписывать в разные формы и форматы.
Если без мелких деталей не обойтись, дизайнер должен отрисовать несколько версий логотипа — отдельно для нормальной печати, отдельно мелкую, отдельно крупную. А может, и ещё по необходимости.
Алгоритм создания хорошо масштабируемого логотипа
— перечислить все носители для воспроизведения, выбрать самый крупный, самый мелкий и самый грубый;
— напечатать лого на бумаге в размер этих трёх носителей, учитывая разрешение;
— оценить читаемость, по необходимости разработать дополнительные версии логотипа;
Или вовсе забраковать логотип и рисовать другой — такой вариант тоже возможен.
3. Воспроизведение
Дизайнерские программы так и подталкивают к дизайнерским изыскам — сложные формы, градиенты, динамика. Полёт фантазии и креатива обычно разбивается о технологии воспроизведения — экраны, печать, гравировку, выжигание — этот список можно продолжать очень долго.
Два основных параметра, которые стоит учесть: разрешение и количество цветов. Если предполагается воспроизведение в один цвет, да ещё и с низким разрешением, стоит делать простой по форме и очень читаемый логотип. Или же, как и в предыдущем пункте чек-листа, предусматривать дополнительные версии.
Мы часто пользуемся полезным советом дизайнера Евгения Преображенского, который советовал сдавать клиенту чёрный логотип. Если лого смотрится в чёрном, то он будет отлично смотреться и в любом другом цвете.
Чёрный даёт возможность оценить форму, не отвлекаясь на цвета. Первое, что воспринимает глаз — силуэт, абрис, контур — как не назови, суть не меняется. Это общие очертания объекта. Если удалось сделать круто в чёрном цвете, можно раскрашивать.
Если уйти от цвета не получается по какой-то причине, для монохрома нужны будут отдельные версии (или отдельная версия, например, чёрная и белая) логотипа.
4. Детали в логотипе
Начинающие дизайнеры часто грешат таким: раз уж им заплатили, то стараются насыпать в проект разного «на все деньги». На самом деле, чем проще лого, тем проще заказчику с ним работать. Особенно, если эта простота отвечает эстетическим и маркетинговым запросам заказчика. Высший пилотаж — передать смыслы через простую форму. Здесь прекрасно работает принцип «Если надо объяснять, то уже не надо объяснять».
Да, могут быть сложные логотипы — но, смотри выше, они обязательно потянут за собой упрощённые версии. Так не лучше ли сделать один раз просто и стильно?
Совет заказчику
Если агентство презентует вам простой треугольник в качестве логотипа — не спешите гневно отвергать его, послушайте разработчика — может быть, в треугольнике больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Вспомните логотипы Адидас или Найки и задумайтесь.
5. Шрифт
Мы категорически не советуем издеваться над шрифтами. Начертание хорошего шрифта оттачивается специально обученными людьми, это целая наука. Отрабатывается не только вид каждого символа, но и визуальная эстетика их сочетаний. Не нужно думать: сейчас я возьму Таймс, чуть вытяну, чуть наклоню и будет гораздо лучше. Поверьте: не будет! При любом изменении шрифта искажаются тщательно подобранные пропорции, возникает ощущение неряшливости.
Всё вышесказанное не относится к логотипам, выполненные в технике леттеринга. Здесь дизайнер сам отрисовывает каждый символ.
К искажению шрифтов часто приводят попытки «вписывания» названия компании в какую-то форму — возможно, от такого решения стоит сразу отказаться. Кстати, расположение надписей вдоль кривых — это, скорее всего, удел круглых печатей, а не крутых логотипов.
Совет заказчику
Запретите дизайнеру искажать стандартные шрифты и откажитесь от вписанных в форму букв — от этого ушли минимум 20 лет назад. Исключение могут составить ретро-логотипы, тогда у них должны быть узнаваемые прототипы. Ещё есть особый рынок логотипов спортивных команд и спортивных товаров, крафтовых пабов и авторских баров.
Признаки удобного логотипа
Ещё один список в нашем чек-листе. Финальный. Прежде чем перечислить его пункты, скажу: в дизайне практически нет объективных оценок. Всё, что делается для заказчика, будет оцениваться с точки зрения нравится/не нравится, удобно/неудобно, тестироваться на целевой аудитории. Дизайнер или агентство может посмотреть на своё творение с точки зрения ЛПРа заказчика и представителя ЦА, а лучше — найти человек 7-10 таких представителей и попросить их оценить логотип.
Итак, логотип удобен, если:
- нравится хотя бы трём представителям целевой аудитории из 10;
- они легко прочитали название бренда;
- он хорошо выглядит в чёрно-белом варианте;
- изменение размеров не приводит к искажениям до неузнаваемости;
- гармоничен — на лого ничего не выпирает, не оттягивает внимание от остального;
- содержит не более двух-трёх цветов, шрифтов/эффектов;
- смотрится на всех носителях, перечисленных заказчиком;
- сделан в векторе, а не растре.
Эти требования не императивны, но, соблюдая их, дизайнер сдаст работу с большой долей вероятности.
Во всех правилах есть исключения:
Как научится делать удобные логотипы
В статье я привела лишь небольшой кусочек из обучающего курса для начинающих дизайнеров — Дизкурсива. Уже 20 марта он стартует. Участников ждут:
- 16 лекций, 8 живых вебинаров;
- 12 домашних заданий;
- общение и нетворкинг в закрытом чате с артдирами и сеньорами «Андва»;
- работа над реальным проектом для заказчика — результат можно будет добавить в потфолио;
- обратная связь по проекту от меня, артдиректоров и сеньоров «Андва».
Мы не будем учить фотошопу. А вот общаться с заказчиком, решать его задачу, а не просто рисовать красиво — обязательно будем.
Стоимость очередного курса — 31 000 ₽. Следующий будет дороже.
Уважаемый читатель! Если у вас есть знакомый — начинающий дизайнер или человек, который лежит в этом направлении, покажите ему эту статью, пожалуйста. Возможно, он будет вам благодарен. А я вам уже благодарна за то, что прочли.
Хорошая информация. Азы понятны, с чего начинать, что должно быть в логотипе и на что стоит обратить внимание. Но всё таки лучше доверится профессионалам. Они предложат варианты получше. Да и предполагаю что целевой аудитории зайдёт лучше. Будет узнаваемей.
Спасибо!
Да, можно нам заказать — сделаем с учётом всего, что в статье и даже больше ) Кто ж раскрывает все секреты ;)
Спасибо вам. Далёк от дизайна, но читать интересно )
Спасибо, что читаете!
рибрендинг бизнес аналитики лично мне не зашел, понятное дело что и до этого было не очень, но и новый вариант тоже устаревший
А мне очень даже понравился. В нём глубокий смысл.
Так он и делался 10 лет назад, но мне он до сих пор нравится. Хотя градиент я бы убрала. Там есть идея лабиринта, не в каждом лого есть идея