Что такое референсы и зачем они нужны
Привет, я Екатерина Рогова, старший куратор в онлайн-школе «Логомашина учит». У нас накопилось много визуала, который будет полезен начинающим дизайнерам для развития насмотренности и кругозора.
Здесь буду рассказывать о неочевидных для начинающих дизайнеров приёмах, которые использую в работе я и мои коллеги. Начнём с основ.
Что такое референсы
Референсы — это изображения, объекты или тексты, которые дизайнеры и художники используют для вдохновения.
Референсы помогают дизайнерам оттолкнуться от чужого визуала и докрутить свои идеи. Дизайнеры собирают референсы и мудборды, чтобы презентовать свои идеи заказчику — это позволяет определить концепцию проекта и в дальнейшем существенно сократить количество правок.
Внесу ясность, обычно разделяют понятия референса и мудборда. Мудборд — это референс к настроению, как бы первый уровень осознания будущего дизайна. Смотри разницу на картинках выше. Например, заказчик попросил тепло, лето, лёгкость, беззаботность, солнце. В мудборде дизайнер собирает интерьеры, одежду, фотографии с природой, людьми, светом и его преломлениями.
Мудборд — это некое направление мысли, а референс — работа с уже конкретными визуальными решениями. Дизайнер ищет примеры у конкурентов или образцы дизайна из других сфер, которые уже решали похожую задачу.
Например, референсы могут подбираться по стилю. Проекту нужен лайновый логотип или лого с тенью — и мы собираем все примеры логотипов в таком стиле. Потом на этом же уровне можно собрать референсы по цвету — это могут быть кадры из фильмов, произведения искусства, примеры чужих дизайнов.
Какие бывают референсы
Условно их можно разделить на три типа.
Глобальные визуальные референсы — это фотографии, произведения искусства, схемы, которые дизайнер использует, чтобы нащупать общее видение своего проекта.
Референсы к отдельным деталям — референсы к каждому экрану сайта, к каждому элементу стиля айдентики или каждому кадру в моушне.
Кейсы — анализ чужих успешных дизайн-проектов, за счет которых можно понять, как конкретные решения были применены на практике. Подмечайте подходы, которые использовали другие дизайнеры — и складывайте их в свою копилку.
Референсы по структуре — специфическая для веба и UX/UI-дизайнера вещь, когда помимо визуальных решений дизайнер собирает референсы по структуре. Дизайнер смотрит, как устроена логика продуктов, которые решают такие же задачи, анализирует путь пользователя (как добавляется товар в корзину, как отправляется заявка и т. д.).
Где искать и как выбирать референсы
10 минут Behance в день
Правильная лента в Pinterest и других соцсетях
Pinterest можно дополнительно обучить, чтобы платформа показывала только релевантные вам изображения. Для этого:
- Используйте точные ключевые слова. Например, вместо «дизайн» делайте узкий запрос «минималистичный логотип для кафе» или «современный интерьер квартиры». Чем более специфичен запрос, тем более релевантные результаты вы получите.
- Сохраняйте и отмечайте пины. По мере того как вы сохраняете и отмечаете пины, Pinterest учитывает ваши предпочтения и со временем начинает показывать всё более подходящий контент. Если вы видите работу, которая вам нравится, сохраните её в соответствующую доску.
- Создавайте тематические доски. Организуйте свои сохраненные пины по доскам, которые точно описывают их содержание. Например, доски могут быть подписаны как «Корпоративный дизайн логотипов», «Интерьер спальни» или «UX/UI-дизайн мобильных приложений». Это помогает алгоритмам Pinterest лучше понимать ваши интересы.
- Используйте функцию «Другие интересные пины». Когда вы находите пин, который вам особенно нравится, можно кликнуть на него и посмотреть, какие похожие сохранёнки предложит сеть.
- Регулируйте настройки ленты. В настройках вашего профиля Pinterest есть опция, позволяющая управлять видимостью определенных типов контента. Вы можете скрывать пины от определенных досок или пользователей, если они не соответствуют вашим интересам.
- Следите за актуальными трендами. Подписывайтесь на популярные доски и пользователей, которые делятся интересным контентом в вашей области интересов. Это также может помочь уточнить предложения контента.
Анализируйте всё, что видите
Упаковка йогурта, уличная реклама, инструкция к ноутбуку и страница, на которой вы сейчас находитесь — дизайн окружает вас каждую минуту жизни.
Попробуйте изучать его так же, как работы на Behance:
- На что вы в первую очередь обратили внимание?
- Какие закономерности и системы вы видите?
- Какие моменты кажутся вам самыми удачными?
- Что можно ещё улучшить?
Вот несколько ресурсов, где я ищу референсы и вдохновение
Онлайн-журналы и медиа о дизайне
Просто дизайн для вдохновения
Про искусство
Как я применяю референсы в проектах
Мой подход состоит в том, что чтобы подбирать референсы на каждом этапе развития проекта. Сначала определяюсь с направлением и настроением проекта. Дальше работаю на уровне конкретных визуальных решений.
Например, мы делаем фирменный стиль для кофейни. Сначала я смотрю референсы и понимаю, что дешёвая кофейня будет выглядеть проще, чем спешелти. Она всем своим визуалом говорит о своей демократичности. Я смотрю референсы среди других кофеен этого же сегмента и вижу, что там чаще используются фотографии готовых напитков, блюд, всё яркое, сделан акцент на скидках. В какой-нибудь спешелти-кофейне, скорее всего, референсы будут иными, там более утончённая интересная типографика, приглушённые цвета и аккуратные иллюстрации.
И, соответственно, отталкиваясь от вот этих референсов, я создаваю уже свой. Отдельно смотрю меню, баннеры, рекламные листовки, сайт кофеен этого же сегмента — и делаю что-то своё.
А как быть с авторскими правами на референсы?
Подбирать референсы и ориентироваться на них — не значит слепо копировать. Дизайнер должен уметь применять чужие идеи к своим работам и собирать по кусочкам свой проект с опорой на разные референсы.
Стремитесь к тому, чтобы ваши работы были не просто копиями, а содержали существенные изменения или дополнения, которые отражают ваш личный творческий вклад. Это не только уменьшает риски нарушения авторских прав, но и делает вашу работу более оригинальной и ценной.
Расскажите, где вы ищете источники вдохновения?
А я кстати всегда думал, что мудборд и референсы это одно и то же