Как стать дизайнером. Пошаговая инструкция
Никаких мотивационных наставлений — чистая практика. Постараюсь не грузить огромным количеством ссылок и неподъёмными списками книг. Только самое важное. В остальном легко разобраться, когда овладете основами.
Кто я? Особо никто, в том плане что нет никакой публичной активности. Сейчас я дизайн-директор проекта ZenClass и CEO дизайн-студии DELO, которую мы с партнёром только-только начали формировать. Но я уже 15 лет дизайню сайты и интерфейсы, то как фрилансер, то в составе команд. С нашей студией сотрудничают Adventum, RedMadRobots и Альфа-Банк. И аватарка у меня дизайнерская. Надеюсь для доверия хватит, давайте к делу.
Этап 1. Впитываем базу
«Моё это или не моё?». С наскоку не понять, придеся погружаться.
Надо разобраться с историей и современными течениями. Для понимания современности просто смотрим работы. Пристально, внимательно, анализируя, пытаясь понять что и зачем там сделано. Сначала будет ничего не понятно. Подтянете теорию — станет проще.
https://www.awwwards.com — цельные серьезные работы.
https://www.behance.net — часто не так цельно, и гораздо более статично, но разнообразнее.
https://dribbble.com — совсем клиповый вариант, но на начальных этапах очень полезный. Всем хочется куда-то тупить и залипать, лучше связать это с дизайном.
Помимо этого надо немного разобраться с историей.
https://store.artlebedev.ru/books/design-theory/dizayn-vsemirnaya-istoriya/ — Элизабет Уилхьюд. «Дизайн. Всемирная история». Пугающе толстая книга. Но там много картинок и простой язык.
https://openedu.ru/course/hse/hisdes/ — Курс «История дизайна» от ВШЭ. Как альтернатива чтению книги. Если этот курс не доступен, думаю легко можно найти любой другой бесплатный.
Заниматься надо каждый день. Читать может не обязательно, а вот смотреть на крутые работы обязательно. Чтобы проще не вываливаться из темы, подпишитесь на группы и каналы.
https://vk.com/designmdk — мемасы про дизайн.
https://vk.com/tildapublishing — паблик Тильды хорош тем, что там много околодизайнерских тем, очень полезных дизайнеру.
Этап 2. Первые шаги
https://www.figma.com — это редактор Figma. Главный инструмент современного дизайнера. Освоите его за пару вечеров, настолько он простой.
Главное упражнение новичка — копируем крутые работы крутых дизайнеров. Идите на Dribbble или Behance и просто берите и перерисовывайте один в один то, что нравится. Это поможет в освоении инструмента без отрыва от дизайнерской реальности. Естественно ни о каких коммерческих заказах пока речи не идёт, так что это не плагиат, это просто упражнение.
Важно анализировать. Смотреть на свои копии, искать ошибки, пытаться понять почему так или иначе что-то сделано в оригинале. Тут очень пригодится старший товарищ, который укажет на ошибки. Ненасмотренному глазу легко пропустить что-то важное для дизайна.
И пора читать специализированную литературу.
https://bureau.ru/projects/bookshelf-bureau/ — в первую очередь надо читать «Типографика и вёрстка», потом «Пользовательский интерфейс». Остальное тоже хорошее, но можно вернуться к этому позже.
https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/ — ководство Лебедева. Многовато там и мусора, но очень уж ценные и лаконичные отдельные статьи. Советую прочитать полностью. Можно с конца.
По мере чтения книг станет понятнее, что за механические действия вы совершаете, копируя сайты. Анализа и понимания будет больше, а значит и выхлопа.
Когда закончите с литературой (а может и раньше), пора пробовать делать что-то новое, а не просто повторять чужое. Придумайте себе клиента, найдите старый сайт, попросите знакомого дизайнера прислать ТЗ или прототип. Задайте себе четкий дедлайн и вперёд.
Получится скорее всего очень плохо. Скорее всего вам будет казаться что получилось хорошо. Старший товарищ, который скажет, что это очень плохо, на этом этапе просто необходим.
Ну и повторяем пока не станет получаться приемлемо.
Этап 3. Джуниор
Джуниор, Мидл, Сеньор (Junior, Middle, Seniore) — общепринятая линейка оценки уровня IT-спецов. Но никаких чётких критериев нет, так что разделение очень субъективное.
Приемлемо — это путевка в профессию. Когда я был на этом этапе, я пошел во фриланс. Но это было очень давно, и как сейчас ситуация я не знаю. Главная задача — как можно быстрее прокачаться до такого уровня, чтобы взяли дизайнером стажером в нормальную студию. Если сможете фрилансить — ок. Если нет, то просто продолжайте делать несуществующие заказы и набивать опыт. И очень активно долбитесь в студии. Ищите контакты тех, кто может помочь. Знакомьтесь в соцсетях с дизайнерами понравившихся студий и стройте мосты. Будьте как Сэм Бриджес.
Вас рано или поздно возьмут младшим дизайнером или стажером. С очень маленькой зарплатой конечно. По хорошему дальнейшее развитие дизайнера — это забота студии. Если студия хорошая, то вас будут направлять и беречь.
Нормальная зарплата джуниора от 35 000 до 50 000 рублей в месяц. В регионах от 25 000 до 40 000. Вот вам мотивация не засиживаться в джуниорах.
Этап 4. Мидл
Пара лет работы в студии, и вы уже норм дизайнер. С технической точки зрения.
У меня тогда сложилось впечатление, что ты не слышал замечания и был на своей волне не пытаясь понять задачу.
Это написал мне один из заказчиков, когда несколько лет спустя после заказа я с ним пересёкся. И я с ним полностью согласен. Сейчас я оцениваю тот период работы как раз переходным между джуниором и мидлом. Правки меня ранили, а отстаивать своё мнение до последнего казалось праведным дизайнерским делом. Это глупое максималистичное настроение, основанное на плохом понимании бизнес-процессов.
На мой взгляд мидла от джуниора отличает как раз таки набор коммуникационных навыков и понимание бизнес-процессов. Конечно же навыки дизайна тоже имеют большое значение, но это само собо разумеется.
Есть огромное количество вещей, в которых надо дизайнеру разбираться. Но на этом этапе критично важно научиться работать с людьми: с клиентами, с начальством, с командой.
Самое полезное, что может с вами произойти — это попытка сделать свой стартап. Поиск инвесторов, сбор команды, обучение в акселераторах, юнит-экономика и всё такое. По статистике скорее всего ничего не получится. Но во-первых может и получится, а во-вторых даже если не получится бизнес, то вы пройдете интенсивную школу прокачки необходимых навыков.
Мне повезло пройти через это, и мой взгляд на хотелки клиентов поменялся очень сильно.
Миддл может получать до 150 000 рублей в Москве и до 100 000 в регионах.
Этап 5. Сеньор
Сеньор — это прокачка вглубь. Теперь вы не просто дизайнер, который знает Figma. Вы вгрызаетесь в After Effects и Principle для анимации интерфейсов. Можете собрать простенький сайт на HTML и CSS самостоятельно. Понимаете принцип работы JavaScript. Спокойно читаете документации API разных сервисов. Проводите Customer Development интервью. Рисуете иконки в Illustrator. Считаете юнит-экономику проектов. Филигранно ретушируете фотографии в Photoshop. Можете сделать простые, но стильные рендеры в Cinema 4D. При этом основная специализация часто становится максимально узкой. Например теперь вы специализируетесь на внутренних страницах медицинских приложений, связанных с измерением давления :) И все в мире медики знают, что за интерфейсами таких страниц надо идти именно к вам. Если всё так — поздравляю, вы сеньор.
Альтернативный путь — дизайн-директор. По сути тот же сеньор, который всё умеет и во всём разбирается, но вместо узкой специализации вы отвечаете за весь дизайн в какой-нибудь компании или отделе.
Эпилог
Путь дизайнера на этом всё. Дальше либо повышение чека за счёт роста клиентской базы, если вы фрилансер. Либо повышение зарплаты за счёт высоких должностей и предложений от HR-ов конкурирующих компаний. Либо свой бизнес.
Ну и остановка = смерть. Надо продолжать читать, изучать смежные навыки, бесконечно много смотреть всего, что связано с дизайном.
Дочитали? Значит я классно пишу. И вам понравится дурацкий YouTube-канал нашей дизайн студии. Чистый арт: https://www.youtube.com/channel/UC_RuBCAn-VzK8JuC0wW9x0w
За бесплатные тематические картинки спасибо Birmingham Museums Trust.
Спасибо за пост, прям очень помогло) как раз начинаю путь дизайнера и помог очень всю эту кашу в голове как-то собрать в план действий)
Комментарий недоступен
Следующее предложение: "Но во-первых может и получится, а во-вторых даже если не получится бизнес, то вы пройдете интенсивную школу прокачки необходимых навыков.". Точно же написано, что не бизнеса ради, а чтобы навыки смежные, но нужные для дизайнера прокачать.
Про курсы ничего не написал. Но наверное и не надо.
Активным курсы особо не нужны, а пассивным скорее всего погоды не сделают.
Комментарий недоступен