10 фактов о благоустройстве, про которые не рассказывают архитекторы
Я Валерия Савиных — архитектор и соосновательница бюро городской среды SPACES. За свою двадцатилетнюю практику я создала десятки самых разных проектов: от премиальных ЖК до исцеляющих садов Сколково и гаража мото-культуры. Делюсь наблюдениями, про которые редко говорят коллеги.
1. Проектирование не главное
При создании проекта благоустройства важнее всего — умение наладить контакт между всеми участниками: девелопером (и его представителями), строительной бригадой, командой архитекторов, маркетологов и т.д. На результат работы сильнее всего влияет прозрачная коммуникация.
Хороший архитектор — это бизнес-консультант, менеджер и переговорщик в одном лице, он не может творить в отрыве от реальных возможностей заказчика и объекта. Поэтому в бюро городской среды SPACES мы выделяем консалтинг как отдельную услугу.
2. Проект благоустройства — это быстро
Как правило на разработку концепции хватает 3–5 недель. Остальное время занимает бюрократия: подписание документов, переговоры, согласование. Часто процесс растягивается из-за многократного внесения правок в проект — участников много, каждый хочет добавить свое видение, на финальном этапе приходит руководитель и начинает править утвержденный вариант, потом оказывается, что учесть все пожелания физически невозможно…
В предыдущей статье я рассказала, как мы в бюро SPACES выстраиваем работу, чтобы минимизировать бумажную волокиту и упростить каждый этап обсуждения.
А если вы точно знаете, какой хотите результат, и готовы довериться моей двадцатилетней экспертизе — предлагаю услугу экспресс-благоустройство за 1 неделю.
3. Чем раньше появится проект благоустройства, тем лучше
Грамотный проект благоустройства включает схему подвода коммуникаций, навигацию, пешеходные маршруты, уникальные «фишки», которые помогут выделить проект и бренд девелопера среди других компаний. Чем раньше начать об этом думать, тем больше открывается возможностей (и меньше придется переделывать впоследствии).
4. Нет смысла сокращать бюджет до минимума
Благоустройство — визитная карточка, которая помогает продать объект. Покупатели квартир ориентируются не только на рациональные аргументы, но и на свои ощущения: как выглядит детская площадка, могут ли они представить на ней своих детей, какой вид будет из окна. Посетители общественных пространств предпочитают те места, где рядом есть парк с разнообразными сценариями времяпрепровождения. Поэтому иногда выгоднее купить более дорогие саженцы, чтобы сэкономить на рекламе и ускорить продажи.
Еще одна причина — благоустройство занимает очень небольшой процент от общего бюджета проекта. Экономия может выйти незначительной, а качество оборудования резко упадет.
5. Архитектор — это образ мышления
Я постоянно собираю в голове библиотеку решений по благоустройству: наблюдаю, трогаю, запоминаю и повышаю свою насмотренность. Это стало своего рода оптикой, через которую я смотрю на мир. Нет просто кустов и лавочек — есть реализованные проекты благоустройства, и из каждого можно почерпнуть что-то интересное.
Вывод: можно и нужно консультироваться со специалистами при проектировании.
6. Архитекторы бывают разные
Чтобы с нуля разработать масштабный проект, понадобятся специалисты из разных областей:
- инженер-генпланист отвечает за техническую сторону
- строительный архитектор — за здания
- ландшафтный дизайнер — за территорию вокруг
- дендролог — за озеленение
Также есть коммерческие архитекторы, реставраторы и специалисты по сохранению культурного наследия, аудиовизуальные архитекторы, дизайнеры интерьеров, художники по свету и другие специалисты.
Чтобы охватить все аспекты, можно обратиться в бюро с многопрофильной командой или выбрать, на чем вы хотите сделать акцент в проекте.
7. Бюджетные решения могут быть невыгодными при эксплуатации
Например, газон — самый дешевый вариант при проектировании и самый дорогой в обслуживании. Скамейки из дешевых влаговпитывающих пород древесины нуждаются в более частом уходе. И так далее.
Чтобы понимать, во сколько обойдется проект благоустройства, важно смотреть не только на первоначальный бюджет, но и на стоимость эксплуатации.
8. Качественный проект — не гарантия хорошего результата
Гарантия результата — это проект + сопровождение на этапе реализации. Автор-проектировщик — главное заинтересованное лицо, и только он понимает, как все должно быть устроено и для чего нужны конкретные материалы, формы, элементы.
Выбирайте бюро с услугой авторского надзора или авторского сопровождения.
9. Гениальные идеи могут быть простыми и недорогими
Например, очень эффектным и привлекательным решением может стать сад камней, элемент из Японской культуры. Концепция необычная, а реализация простая.
Другой вариант — сад-радуга, растения в котором меняют окрас в зависимости от времени года.
Кейс нашего бюро — фонтан в сквере перед ЖК. Мы спроектировали стелу, сократив бюджет в 10 раз.
Чтобы сделать интересную концепцию с бюджетной реализацией, важно заранее знать целевую аудиторию объекта и ее потребности, возможности площадки и технические требования к проекту.
10. Метафоры помогают
Иногда чтобы донести свои пожелания до архитектора (или заказчика) можно уйти от формализма к образному мышлению. Например, вместе собрать мудборд: обсудить цвета, ассоциации, общее настроение, а затем предложить конкретные инструменты для достижения желаемого результата.
Желаю удачи в работе над благоустройством!
Больше материалов в Телеграм-канале. Для сотрудничества с бюро SPACES пишите на почту: mail@spaces.expert