Секретный рецепт выдающегося дизайна
Этот рецепт, на мой взгляд, заключается в сочетании первоклассных деталей в одну "систему", соединяющихся особо-причудливым образом, создающим атмосферу, настроение и философию.
Если говорить в такой логике, то самый наглядный пример - японские традиции работы с деревом.
Есть много книг, посвященных тому, из чего в понимании японца состоит гармоничное пространство и какие его составляющие (стихии). Так же любой предмет в японской философии - это предмет, наделенный душой, если даже это камень. Поэтому любое пространство, наполненное любыми предметами - это мир в миниатюре.
К этому же, на мой взгляд, стремятся и все те, кто создает выдающийся дизайн.
Может быть поэтому и удобно рассматривать исторические примеры этой страны, как примеры того, что сделал человек, как высшую степень развития мастерства. Того что получается, если соединить ремесло, философию и эмоцию - что и выделяет дизайн от проектирования, от ремонта и от строительства.
Во многих странах именно изделия из дерева, деревянные постройки и предметы были носителями оригинальной типологии, философии и привели к воплощению в этом материале узнаваемого, аутентичногно стиля.
Насколько я понимаю, именно изделия и постройки из дерева считаются аутентичным русским стилем, без примесей и интерпретаций. Даже когда на Руси установилась практика белокаменного строительства, она во многом опиралась на конструктивные решения построек из дерева.
Давайте же посмотрим как была сформирована практика работы с деревом в Японии.
Плотницкие работы - это дисциплина, в которой элегантно сочетаются форма и функция. Японская традиция обработки дерева Сашимоно - слова, производного от слова monosashi, что означает «правитель изделий из дерева», - воплощение того, насколько прекрасным может быть этот синтез.
Перед своей смертью в 1990 году Джордж Накашима, известный плотник, который работал с деревянными столярными изделиями и автор книги «Душа дерева: размышления плотника», резюмировал эту философию, сказав: «Мы работаем с этим материалом как с инструментом, чтобы создавать полезные вещи. Но предметы обихода должны, если хотите, быть красивыми. Так соединяются ритмы природы с нашей судьбой».
С древних времен японская деревообработка разделилась на 4 основные школы:
Миядайку (Miyadaiku宮大工 ) - Мастера строительства храмов и других культовых сооружений. Эта школа известна своими сложнейшими соединениями и тем фактом, что здания построенные последователями этой школы входят в число древнейших из сохранившихся построек из массивной древесины.Сюкия-дайку
(Sukiya-daiku数奇屋大工) - Деревообработчики этой школы специализируются на постройке жилых помещений и зданий общественного посещения.
Татегуя (Tateguya建具屋) - Школа мастеров, которые изготавливают изделия для внутренней отделки помещений. Например, традиционные японские перегородки из дерева и папирусной бумаги, а так же настенные панели из дерева.
Сашимоно или Сасимоно-си (Sashimono-shi指し物師) - Представители этой школы изготавливают восхитительную деревянную мебель.
Примеры стыков и узлов школы Сашимоно
По-сути, получилось так что узлы, свойственные традициям Сашимоно были и основными элементами построек и в более крупном масштабе. Говоря сложным языком - получился идеальный фрактал.
Элементы здания гармоничны элементам интерьера и элементам мебели и самый небольшой элемент всей этой системы - это мебельный узел Сашимоно.
Про метафизику пространства в понимании японской традиции я напишу позднее - следите за обновлениями.