90% дизайнеров используют бриф неправильно. Проверь себя
Я, как арт-директор, часто сталкиваюсь с брифованием и вижу обе стороны этого процесса. Мы сами часто брифуем клиентов и сотрудничаем с маркетинговыми агентствами, которые брифуют нас.
С ростом числа проектов мы стали изучать лучшие практики, чтобы оптимизировать работу команды. И пришли к выводу, что конкретно ты, вероятно, брифуешь клиентов неправильно. И вот почему:
1. Используешь брифы с открытыми вопросами
В любом гайде по составлению брифа будет написано, что вопрос должен быть открытым. Т.е. таким, который подтолкнёт заказчика к размышлению и не позволит отделаться ответом ДА или НЕТ. Но это утверждение верно лишь отчасти. Стоит понимать, что написание развёрнутого, но ёмкого ответа — трудоёмкий процесс. А ваш заказчик, скорее всего, очень занятой человек.
Детальный бриф, состоящий из одних лишь открытых вопросов вызывает страх чистого листа и непреодолимую прокрастинацию. В итоге мы получаем недозаполненные брифы или вовсе отказ по причине «я слишком занят».
Решение: помогай клиенту форматом самого брифа. Там где это возможно — замени текстовые поля на возможность поставить галочки, выбрать понравившиеся варианты из списка и т.п. Добавляй подсказки как самим вопросам, так и к формулировкам ответов, т.к. не всем одинаково ясны термины и англицизмы.
2. Отправляешь файлик клиенту
Это главный грех подавляющего большинства фрилансеров и маленьких агентств. Практически всегда встречается в комбинации со всеми остальными ошибками, что лишь подчёркивает непрофессионализм исполнителя.
Что здесь не так: файлы сложно хранить. Они теряются, их нужно пересылать. Если заказчик внесёт правку в уже заполненный бриф, он отправит вам новый документ. Cо временем это вызывает путаницу. Особенно в больших проектах, где происходит несколько итераций обсуждения и уточнения деталей. Немаловажный нюанс — документы очень неудобно редактировать с мобильного (кстати, это же касается и облачных файлов, таблиц и т.п.).
Решение: не используй оффлайн документы. Пересылка файликов устарела так же, как использование бумажных документов. Да, файлами пользуются (как и бумагой), но онлайн-сервисы делают жизнь проще и удобнее для всех.
3. Используешь устаревшие инструменты
По этому пункту очень часто собеседники со мной не согласны, поэтому прибегну к литературному приёму: представьте себе человека по имени Василий. Василий — мастер на все руки, который очень хорошо делает свою работу, из инструментов у него только молоток и изолента. Потому что в мире не существует вещей, которые Василий не смог бы починить с помощью молотка и изоленты. Но у Василия есть конкурент. Молодой парень по имени Александр. Александр носит с собой чемоданчик с целым набором инструментов. На каждую задачу у Александра свой инструмент, с которым он, к тому же, мастерски обращается.
Так вот. На дачу или даже к себе домой вы, вероятно, пригласите к себе Василия. Но кого вы отправите на объект, чтобы впечатлить клиента?
Решение: не будь Василием. Новое изучать всегда сложно, но старое — твой главный враг. Некоторые клиенты до сих пор присылают макеты сайтов в Adobe Photoshop или Illustrator, просто потому что так привыкли. Точно такую же реакцию вызывают Google-формы или таблички и Word-файлики.
Для работы с брифами используйте онлайн-конструкторы. Я рекомендую Breefy.io. Сервис сделан так, чтобы было удобно работать и вам и заказчику. Кстати, сервис предлагает 3 бесплатных шаблона, которые можно легко адаптировать под себя.
4. Перекладываешь ответственность
В качественном заполнении брифа одинаково заинтересованы обе стороны, но наладить коммуникацию не позволяет простое когнитивные искажение: Заказчик хорошо знает свой продукт изнутри и ему кажется, что со стороны его все видят его точно так же. А исполнитель считает, что каждому понятен процесс его работы, поэтому клиент непременно предоставит все необходимые сведения. Увы, это не так.
Решение: качественно проработай список вопросов, ответы на которые тебе необходимы для выполнения задачи. Не используй рандомные шаблонные брифы, скачанные из интернета и всегда подходи к составлению анкеты с головой.
5. Не проявляешь гибкость (или наоборот)
Каждый заказчик считает себя уникальным. Большинству некогда заполнять бриф, и почти всем результат нужен ещё вчера. Это, конечно же, не повод подстраиваться под каждого и принимать задачи в час ночи голосовыми, а то и кружочками в телеге, записанными на бегу.
Бриф — важный этап работы, который в будущем сэкономит время обеим сторонам и нужно попытаться донести это клиенту. На практике это не всегда возможно, и это нормально.
Решение: помогай клиенту, но не делай всю работу за него. Цени своё время и не позволяй заказчику злоупотреблять звонками. В случае крайней (!) необходимости сократи бриф до самого главного, а дополнительные вопросы задай на коротком звонке. Но не забывай дополнить итоговый бриф всей полученной информацией и утвердить его с клиентом.
В заключение
Брифование заказчика — важный этап, от которого зависит сколько раз нам придется возвращаться к обсуждению задачи, потому что задача оказывается не до конца ясна, мы забыли уточнить важные нюансы или сам клиент не упомянул важные требования.
Но всё не так страшно, если подойти к процессу с умом и использовать современные инструменты.
Делитесь в комментариях как вы брифуете клиента и какие ошибки нашли у себя? 💬