Дизайн-джем #9: стили разных эпох в графическом дизайне и подборка ресурсов с впечатляющей инфографикой
В насыщенном дайджесте от Redmadrobot Design Lab.
Роботы любят читать полезное и залипать на что-нибудь красивое, а всё самое интересное мы собираем на канале Design Jam в Telegram. В прошлый раз мы изучили работы талантливых иллюстраторов, художников и фотографов.
Теперь погрузимся в мир визуализации и чисел, а старший дизайнер Redmadrobot Катя Соседова расскажет нам о стилях в графическом дизайне и поделится интересными ссылками по теме.
Нас ждут разговоры об ар-нуво и ар-деко, а также размышления о революционном искусстве и советском авангарде. Обратимся к истокам викторианского стиля и обсудим сюрреализм с постмодернизмом. Ну а для начала зарядимся мощной инфографикой 🤖⚡
Наши лампочки сверкают, когда замечают качественную инфографику. Впечатляющие числа, рассекающие пространство диаграммы и красочные изображения помогают наглядно проиллюстрировать большой массив данных и рассказать интересно о сложном.
Начнём с красивых и полезных досок на Pinterest. Если вы хотите найти нестандартные подходы в инфографике, то пользователь Алексей Новичков, кажется, уже все их собрал у себя. Анимационная инфографика, корпоративные интерфейсы, периодические таблицы — у него есть всё.
Дизайнер из Нидерландов Нади Бремер публикует много красоты на доске “Beautiful”. Вам понравится, если хотите зарядиться вдохновляющим визуалом. Мощь инфографики отлично заметна на гифке ниже.
Окунёмся в безграничный мир инфографики на Behance. В аккаунте дизайнера Адольфо Арранца много прекрасной визуализации, а некоторые публикации автор заботливо подписывает и рассказывает предысторию их создания.
У польского дизайнера Ханны Пиотровской на странице совсем немного проектов, но те, что есть, поражают своей красотой и вниманием к деталям. Например, посмотрите как оформлен годовой отчёт ERGO Hestia Group.
Залипать в инфографике прекрасно, но ещё лучше изучать, как она устроена. И в этом деле нам помогут полезные книги (на английском).
Visual Journalism — книга издательства Gestalten про визуализацию в журналистике. Она не только рассказывает, но и показывает, как можно убедительно подавать информацию с помощью приёмов визуализации.
Автор книги Knowledge Is Beautiful Дэвид МакКэндлес потратил на её написание (рисование) более 15 тысяч часов. Книга содержит 196 инфографических и визуальных изображений авторской работы: про науку, здоровье, космос, искусство и мышление. Если хочется ещё больше пользы и красоты, то загляните на сайт автора.
В книге Visualize This автор учит визуализировать статистику с помощью языка программирования R, фигачить интерактивную графику на JavaScript и пилить дизайн в Adobe Illustrator. На выходе автор обещает не просто красивые графики, а интерактивные и запоминающиеся истории.
С инфографикой закончили, пришло время погрузиться в историю стилей графического дизайна 🖤
Привет!
Начнём с викторианского стиля. Он получил такое название в честь периода правления королевы Виктории (1837–1901) и держится на принципе «чем больше, тем лучше». Например, в нём много декоративных излишеств в типографике и леттеринге, что касается не только плакатов.
Отпечаток викторинского стиля можно увидеть и в журнальной вёрстке, например, в издании Harper's Weekly. Кстати, иллюстратором в нём работал один из первых политических карикатуристов Томас Наст. И если вам интересно, откуда ноги растут у Charlie Hebdo, и насколько сильно может быть влияние дизайнера на общество своего времени, рекомендую прочесть его краткую биографию.
Ещё одна область искусства, которая носит характерные отпечатки викторианского стиля – архитектура и интерьеры. В качестве изящного примера можно привести Хрустальный дворец Джозефа Пакстона.
Кстати, все помнят о том, что в 1851 году состоялась знаменитая Всемирная выставка, которая считается переломным моментом в истории дизайна? Предлагаю освежить память и послушать про неё познавательный подкаст (на английском) 🤓
Ар-нуво и ар-деко — два стиля, которые часто путают между собой из-за созвучных названий. Но между ними большие различия: если ар-нуво зарождался ещё в 1890-х, то ар-деко — только после Первой мировой войны.
«Цветочное безумие», «истерика линий», «странная декоративная болезнь», «стилистическая вседозволенность» — так отзывались современники об ар-нуво, для которого характерны витиеватые и изогнутые шрифты.
И если модернисты шли по пути упрощения формы в угоду функции, то ар-деко стал воплощением их противоположности и, наоборот, был насыщен декоративными элементами. Очень характерный представитель стиля — постер-афиша к фильму «Метрополис», немецкому немому кино 1927 года.
Теперь поделюсь с вами интересными находками на тему революционного искусства и советского авангарда.
• Первым делом советую посмотреть видео Московского музея дизайна, после чего можете изучить кейс на Behance с тематической анимацией.
• Эль Лисицкий, Василий Кандинский, Александр Родченко — если вам знакомы эти имена, то обязательно почитайте про русский авангард на «Арзамасе».
• Загляните в энциклопедию советского авангарда.
• И обратите внимание на невероятно интересные работы Варвары Степановой, которая разрабатывала универсальные костюмы для советской эпохи.
Обращения к советскому дизайну до сих пор актуальны: например, этим стилем увлечён современный плакатист Шепард Фейри. А ещё мне очень нравится попытка переосмыслить дизайн мировых брендов в советском стиле от каллиграфиста Михаила Левченко. Правда, это уже скорее про более поздний период истории СССР.
Сюрреализм берёт своё начало от дадаизма — течения, которое отрицало вообще всё, даже саму эстетику как таковую. Возник сюрреализм в 1920-х годах, и помимо всемирно известного Сальвадора Дали, включает творчество таких художников как Рене Магри или Макс Эрнст.
Из самого названия «сюрреализм» понятно, что этот стиль строится на парадоксах, а если дословно — на «совмещении сна и реальности».
Вообще, от идеологии этого стиля веет чем-то магическим и невероятно творческим: освобождение желаний, управление сновидениями, погружение в глубины подсознания… Может, поэтому, стиль так популярен до сих пор, и охватывает практически все виды дизайна: тут и интерьер, и видео-продакшн, и необычные сайты, и фотография.
Естественно, иллюстрацию сюрреализм тоже не обошёл стороной, при этом результат может выглядеть как полностью психоделическим, так и относительно строгим.
Невероятно красиво, правда?
Ну вот мы и подобрались к постмодернизму. Его можно назвать контролируемым хаосом, в противовес модернизму с его точностью и порядком.
Этот стиль для тех, кто не хочет заморачиваться с догматикой и загонять себя в рамки каких-либо правил стиля. Отличным примером служит деконструкция Дэвида Карсона и «мемфис», который так популярен в дизайне интерьеров.
Постмодернизм проявляется и в обложке журнала Emigre, и в американском панке, и ещё в тонне всяких течений, направлений и творческих поисках дизайнеров. Не удивительно, что после такого буйства и разнообразия, сегодня нам захотелось вернуться к простоте минимализма.
А что досталось нам с вами? Ни больше, ни меньше — целая эпоха цифрового дизайна. Кинетический (он же моушн), 3D, виртуальная и дополненная реальность. Надеюсь, что кто-нибудь из нас с вами точно окажется в подборке значимых личностей в дизайне лет так через сто.
Если хотите узнать больше о стилях в графическом дизайне, то зацените подборку от Google, а здесь не скучно рассказывают об искусстве самых разных периодов. И обратите внимание на две очень полезных книги.
А на этом у меня всё. Надеюсь, вам было интересно 🤓
До встречи!
Подписывайтесь на Design Jam в Telegram, да пребудет с вами сила роботов!