Ритм в композиции. Часть II
Во второй части разговора о ритме, наверно, важно упомянуть такое понятие как метр. Метр основан на монотонном чередовании подобных друг другу элементов. Этот повтор способствует облегчению восприятия чередуемой формы, делая её более считываемой. Самый понятный пример – паттерн. В нём последовательно и монотонно повторяется раппорт.
Иногда при большой протяжённости метра, если его повторение слишком затянулось, то глаз утомляется. Наверно вы знаете это чувство: когда едешь в поезде и опоры ЛЭП мелькают в окне через равные промежутки времени – начинаешь невольно засыпать.
Чаще всего, чтобы избавится от монотонности, применяют следующие композиционные приёмы:
1. комбинирование нескольких метрических рядов разного строения.
2. выделение отдельных элементов в метрическом ряду
3. пауза между группами элементов
4. изменение параметров повторяемых элементов.
При разговоре о ритме нельзя не привести в пример Ходлера. Его в пример приводят всегда. Мы, кстати, им заканчивали первую статью про ритм. Для этого автора ритм его базовый приём, его конёк.
В этом пейзаже очень четко и понятно сочетаются разные ритмы. Ритм облаков представлен двумя способами: верхний ряд облаков решается под углом и сбивается периодически «склеенными» мазками. Нижний ряд облаков избавляется от монотонности путём разнообразия форм и размера: то облако поменьше, то побольше, то вытянуты вертикально, то вытянуты горизонтально. В волнах тоже ритм чем ближе к берегу, тем реже. А если говорить про паузу и ансамбль в целом, то получается ритм из 7-ми отрезков (слоёв):
1. облака перистые (под углом)
2. пауза
3. линия
4. облака кучевые (разной формы)
5. горы
6. волны
7. берег
У Ходлера кроме этого пейзажа с озером, было еще несколько таких же. Мужчине понравился сюжет, оно и понятно, красотища. Во втором пейзаже автор нам говорит: «Смотри, как я ещё умею! А еще можно дифференцировать этот ритм вот так». И берет такой же сюжет, такой же ракурс, ту же гамму и даёт нам второй вариант решения проблемы. Ну, не прелесть ли? Ну, и как на нём не учиться?
В этой работе еще интересно наложение волн на отражающиеся в воде облака. Эти ритмы не мешают друг другу, они не образуют решётку, тетрадь в клеточку или ситечко, они гармонизируют друг с другом. Это наложение немного напомнило мне работу Питера Краускопфа (Peter Krauskorf).
Его авторский приём – тоже ритм. И в работе с наложением вертикального и горизонтального движения нет монотонности благодаря: а) живому мазку мастениха, б) градиенту.
У Питера Краускопфа целая библиотека этих ритмов. Очень интересно наблюдать как они работают в сочетании с цветом. Дико красиво.
Еще на просторах не русского Интернета есть статья про ритм, я нашла её при подготовке этого материала. Сразу оговорюсь, это не доктор искусствоведческих наук, которому нужно безоговорочно доверять. Просто один из взглядов на проблему. Я отнюдь не совсем согласна, но моя позиция такая: «пусть цветёт сто цветов». Мало ли кому-то это будет полезно и вдохновит. Я перевела её часть и снабдила авторскими примерами.
Немножко не согласна я потому, что в примере к регулярному ритму приведена чуточку не подходящая картина. Деревья на полях уходят в перспективу, и ритм не регулярный уже становится, а более плотный/ частый к горизонту.
Второй момент: в поступательном (прогрессивном) ритме говорится, что он меняется по форме и размерам, но не по расстояниям между объектами? Тоже не совсем поняла.
Третий: в этой табличке тогда помимо поступательного нужно добавить плотный ритм и разреженный ритм? Или уплотняющийся или разряжающийся?
Четвертый: я не совсем поняла что такое плавный ритм. Плавным наверно тут выступает движение скорее или форма, а не ритм. Но может быть я не совсем поняла.
Плюс, я бы наверно хотела другие примеры привести, но это уже дело вкуса)) просто хочу вставить своих любимчиков. Так и сделаю:
1. Регулярный ритм. Его наверно лучше показать на примере инсталляций Джона Мак-Кракена (1934–2011). Там очень точный ритм и сто процентов регулярный. Одинаковый брусок, на одинаковом расстоянии, без разночтений.
2. Чередующийся ритм. Хочется взять не паттерн с раппортом, а найти пример из живописи. Барнет Ньюман в «Голосе огня» как раз воплотил этот тип ритма.
3. Плавный ритм. Как я уже говорила самый непонятный... но будем выкручиваться. Наверно имелось ввиду что-то такое...
Ну, или что-то может быть что-то такое из Сирила Пауэра.
4. Поступательный ритм. Почти во всех работах итальянских футуристов присутствует: у Джакомо Балла, Умберто Боччони, у Луиджи Руссоло, у Карло Карра, у Джино Северини.
Больше про композицию в моём Телеграм-канале @may_composition.