Что такое типографика в графическом дизайне и вебе?

Привет, я Екатерина Рогова, старший куратор в онлайн-школе «Логомашина учит». У нас накопилось много материалов, который будут полезны начинающим дизайнерам для развития насмотренности и кругозора.

Сегодня разбираемся, что такое типографика и как правильно подбирать шрифты под разные цели.

Типографика — это наука о шрифтах и технологиях оформления текстов.

Как выбирать шрифты? Где какой шрифт уместнее использовать? Как определить размер, межстрочный интервал, длину сроки? Все это изучается в рамках типографики.

От совокупности этих факторов зависит, насколько легко нам будет читать и воспринимать текст. С помощью правильной типографики можно передать нужное настроение и стиль, улучшить восприятие и читаемость текста, усилить визуальное воздействие на аудиторию.

Вот почему типографика играет очень важную роль в печати и цифре.

Где применяется типографика?

  • Рекламные плакаты и баннеры

Яркие и крупные шрифты привлекают внимание и помогают быстро передать основную идею.

Скриншот с сайта Fonts In Use
Скриншот с сайта Fonts In Use
Лонгрид <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F189818861%2Fkak-brifovat-klienta-longrid&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Анны Резеньковой</a>, студентки онлайн-школы «Логомашина»
Лонгрид Анны Резеньковой, студентки онлайн-школы «Логомашина»
Работа студента «Логомашины» <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F200015863%2F433-bar&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Siia Tst</a>
Работа студента «Логомашины» Siia Tst
  • Веб-дизайн

Правильно подобранные шрифты позволяют пользователю быстро просканировать информацию на сайте или в приложении и найти то, что нужно.

Работа <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F203401557%2FLe-Colibri-Club-French-speaking-club&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">группы студентов</a> «Логомашина учит» в рамках проекта Крутые студии
Работа группы студентов «Логомашина учит» в рамках проекта Крутые студии
  • Корпоративные брендбуки

Для узнаваемости и единого стиля в продукции компании (бренда) во всех материалах используются одни и те же шрифтовые пары.

  • Публикации и книги

Для удобства чтения важно продумывать сочетание шрифтов, интерлиньяж (расстояние между строками) и отступы. При этом есть особенности аудитории, для которой вы готовите текст. Например, в произведениях для детей размер шрифта и интерлиньяж обычно больше, чем в книгах для более взрослой аудитории.

При подборе шрифта и интерлиньяжа помните, что оптимальный интерлиньяж составляет 120% от размера шрифта. Например, если основной текст у вас набран 12 пт, то интерлиньяж должен быть не меньше 14,5 пт.

На выбор интерлиньяжа влияет тип начертания шрифта, длина строки, язык. Если у вас есть сомнения, воспользуйтесь калькулятором, который порекомендует интерлиньяж под ваш шрифт.

Типографика в графическом и веб-дизайне

Типографика — это наука не только про эстетику оформления текста, но и про функциональность.

В графическом дизайне типографика используется при создании печатных и цифровых материалов: брошюр, плакатов, книг и так далее.

Для правильного восприятия информации важно всё — шрифт, его цвет, размер, межстрочный интервал, длина строки и расположение.

Работа студентки Логомашины направления «Графический дизайн» — <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F191479473%2Flogotip-dlja-seti-prachechnyh-mojka&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Юлии Кузьминой</a>
Работа студентки Логомашины направления «Графический дизайн» — Юлии Кузьминой

В веб-дизайне с помощью правильной типографики создаются сайты и приложения удобные для пользователей. С её помощью можно улучшить читабельность текста, обозначить акценты.

Дизайн лендинга <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F175930697%2Fveterinary-clinic-landing-page&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кристины Автаевой </a>— выпускницы курса по веб-дизайну
Дизайн лендинга Кристины Автаевой — выпускницы курса по веб-дизайну

Как выбрать идеальный шрифт для сайта

Параметры, на которые стоит обратить внимание:

  • Читаемость

Важно всегда ставить себя на место пользователя и выбирать шрифты, которые легко читаются, как с компьютера, так и в мобильной версии.

  • Иерархия и контраст

Создайте чёткую иерархию текста, в помощь разные шрифты и их стили. Например, выбирая жирный беззасечковый шрифт для заголовков и более лёгкий с засечками для основного текста. Не забывайте про работу с цветом.

  • Совместимость

Перед использованием шрифта убедитесь, что он корректно отображается в разных браузерах и на разных устройствах.

  • Время загрузки

Шрифты могут влиять на скорость загрузки страницы. Если на сайте будет много разных шрифтов, то его работа может замедлиться. Лучше ограничиться 2-3 шрифтами.

  • Настроение и брендинг

Шрифт должен отражать настроение и стиль бренда. Например, для сайта нефтегазовой компании подойдёт современный, беззасечковый шрифт, в то время как для бьюти-студии — что-то более элегантное и стилизованное.

  • Тестирование

Всегда тестируйте выбранные шрифты на разных устройствах и размерах экранов, чтобы увидеть, как они масштабируются и адаптируются. То, что хорошо выглядит на компьютере или ноутбуке, может плохо смотреться на телефоне.

Основные ошибки при выборе шрифтов для сайта

  • Неуместное использование шрифта

У большинства шрифтов есть своё назначение. Например, Comic Sans создан для неформальной коммуникации. В деловых документах этот шрифт подорвёт серьёзный тон сообщения.

  • Слишком мелкий шрифт

Мелкий шрифт затрудняет чтение, особенно для пользователей с плохим зрением. Дизайнеру стоит помнить об этом, чтобы сайтом, другой цифровой или печатной продукцией было удобно пользоваться. Мы же создаём дизайн для людей :)

  • Перегруженный шрифт

Сложные декоративные шрифты в больших блоках текста делают их трудными для чтения. Декоративные шрифты лучше использовать для заголовков или выделения отдельных фраз, а не для основного текста.

  • Недостаток контраста

Использование шрифтов, цвет которых слишком близок к цвету фона, сильно ухудшает читаемость. Например, светло-серый шрифт на белом фоне.

  • Несовместимые шрифты

Шрифты, которые плохо сочетаются друг с другом, создают визуальный диссонанс и «дешевят» дизайн.

Какие бывают шрифты, как их классифицировать

Основные аспекты классификации шрифтов и функции, которые они выполняют:

  • Семейство шрифтов

Шрифты можно разделить по категориям:

→ Без засечек (Arial, Helvetica)

→ С засечками (Times New Roman, Georgia)

→ Моноширинные (используются для кода, например, Courier)

→ Декоративные (используются для заголовков и акцентов).

  • Назначение

Некоторые шрифты созданы специально для больших объёмов текста. Они удобны для чтения.

Другие больше подходят для заголовков. Они более выразительные и акцентные.

  • Визуальное воздействие

Шрифты передают разное настроение и тон — от официального и строгого до игривого и неформального.

Работа студентки курса по графическому дизайну. Behance: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F199398921%2Fprachechnaja-mojka-nerpa-Laundry-Washing-Seal&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Marina Kashekina</a>
Работа студентки курса по графическому дизайну. Behance: Marina Kashekina
  • Технические характеристики

Шрифты имеют различные толщины (от сверхтонкого до сверхжирного), стили (курсив, обычный, полужирный) и ширины (узкий, расширенный).

Работа студентки курса по графическому дизайну. Behance: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.behance.net%2Fgallery%2F201434171%2FSHOCK-BUBBLES-soda-drink-brand-identity&postId=1357461" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Olga Aguado</a>
Работа студентки курса по графическому дизайну. Behance: Olga Aguado

Ключевой навык дизайнера — умение правильно подобрать шрифт для конкретного проекта, учесть назначение шрифта и найти грамотное сочетание. Подробнее об этом поговорим далее.

Что такое гарнитура

Гарнитура — это семейство шрифтов, которое включает в себя различные стили начертания дизайна шрифта. Например, регулярный, полужирный, жирный, курсив, ультратонкий.

Гарнитура дизайна шрифта Moderne
Гарнитура дизайна шрифта Moderne

С помощью гарнитуры расставляют акценты, сохраняя при этом единую концепцию всего дизайна.

Какого размера должен быть шрифт

Выбор размера шрифта зависит от нескольких факторов.

  • Цель использования

Важно определить, для каких целей используется текст. Для заголовков и акцентов нужны более крупные шрифты, чтобы привлекать внимание, а для основного текста — меньшего размера, чтобы пользователю было удобнее воспринимать информацию.

  • Контекст и платформа

Размер шрифта для веб-страницы будет отличаться от размера для печатной продукции. Тот же принцип работает с устройствами, на которых будет отображаться текст. Например, для мобильных экранов нужен шрифт крупнее, чем для экрана компьютера.

  • Целевая аудитория

Возраст и зрительные способности аудитории также влияют на размер шрифта. Для пожилых людей и детей стоит отдавать предпочтение крупному варианту написания.

Скриншот с сайта Google Fonts. Шрифт Roboto
Скриншот с сайта Google Fonts. Шрифт Roboto

Также размер учитывается при сочетании разных шрифтов в тексте. Разберём несколько примеров шрифтовых пар, которые хорошо работают вместе.

Как сочетать шрифты между собой

Подбор шрифтов для сочетания — это важный этап в дизайне, который помогает создать гармоничный и структурный текст.

Примеры шрифтовых пар, которые хорошо сочетаются между собой. Для заголовков / акцентов и основного текста.

  • Roboto & Merriweather
  • Montserrat & Open Sans:
  • Playfair Display & Source Sans Pro
  • Raleway & Lora
  • Oswald & Roboto Slab

Разумеется, готовых шрифтовых сочетаний гораздо больше. Однако находить идеальные пары среди шрифтов можно научиться и самостоятельно. Назову ключевые принципы по подбору сочетаний:

  • Иерархия

Заголовки, подзаголовки и основной текст требуют разных шрифтов, чтобы текст приобрёл понятную структуру.

  • Контраст

Например, сочетание шрифта с засечками для заголовков и без засечек для основного текста улучшает читабельность текста и визуальное разнообразие.

  • Совместимость

Выбирайте шрифты, которые дополняют друг друга. Не перегружайте дизайн большим количеством шрифтов, особенно сильно различных по стилю.

  • Контекст и цель

Разные шрифты передают разные настроения и ассоциации, поэтому выбор должен соответствовать общей концепции дизайна.

  • Практика и анализ

Анализируйте дизайны, которые вам нравятся, и попытайтесь понять, почему именно такие шрифты были выбраны. Практикуйтесь в создании разных комбинаций и обращайтесь за обратной связью к коллегам или клиентам.

  • Использование ресурсов

Существуют онлайн-инструменты и ресурсы, такие как Adobe Fonts или Google Fonts, которые помогают экспериментировать с различными комбинациями и увидеть, как шрифты работают вместе на практике.

Скриншот с сайта Google Fonts
Скриншот с сайта Google Fonts

Пользуемся, развиваем насмотренность, чтобы быть с типографикой «на ты»!

Где брать шрифты для своих проектов

Делюсь несколькими ресурсами, как бесплатными, так и платными. Нужный шрифт точно найдётся.

Бесплатные шрифты

  • Google Fonts — огромная коллекция бесплатных шрифтов, доступных для скачивания или встраивания в сайты.
  • Font Squirrel — здесь собрана библиотека бесплатных шрифтов, которые лицензированы для коммерческого использования, а также инструменты для создания веб-шрифтов.
  • DaFont — множество бесплатных шрифтов для личного и иногда коммерческого использования, включая уникальные шрифты от независимых дизайнеров.

Платные шрифты

  • MyFonts — предлагает широкий ассортимент шрифтов от различных шрифтовых фирм и независимых дизайнеров. Подходит для профессиональных проектов, где требуются уникальные или специализированные шрифты.
  • Adobe Fonts — часть подписки Adobe Creative Cloud, предоставляет доступ к тысячам шрифтов, включая эксклюзивные коллекции.
  • Fonts.com — один из крупнейших онлайн-магазинов шрифтов, предлагает как подписку, так и разовые покупки шрифтов.

Что ещё важно знать о типографике?

Поведём итог. Почему же графическому и веб-дизайнеру так важно уметь работать с типографикой?

→ Типографика влияет на восприятие текста. Ведь дизайнеру важно создать не просто красивую работу, но и функциональную. Правильный выбор параметров шрифтов облегчает чтение, делает текст привлекательным и помогает донести нужную информацию до читателя.

→ С помощью типографики получится ещё лучше передать настроение / стиль / идею компании или бренда.

Так что разбираться в типографике — это не просто полезно, а необходимо для работы в сфере дизайна и не только.

Не расстраивайтесь, если пока не совсем понятно, как применить эти знания на практике и создать идеальный дизайн: красивый и удобный! Да ещё, чтобы заказчику понравилось.

За уверенностью в своих навыках и работах, приходите на наши курсы по графическому и UX/UI-дизайну. Всему научим, закроем все вопросы и поможем с трудоустройством!

Начать дискуссию