Что происходит на рынке дизайна после ИИ: какие задачи закрывают нейросети и обучение новым инструментам
В этой статье дизайн-лиды из Сбера, Яндекса, Иви, Skyeng, Ozon, Туту, Flowwow и Wildberries рассказывают, как меняется работа внутри компаний и отделов из-за искусственного интеллекта. Мы в Pragmatica спросили реально все.
Поговорили с дизайн-лидами и собрали самое интересное: кейсы и задачи, которые уже сейчас отдают ИИ, как организовано обучение нейросетям в командах и приносят ли нейронки пользу компании.
Это первая статья на основе наших интервью. Во второй обсудили влияние ИИ на найм и конкуренцию с человеком.
Небольшая выжимка, чтобы удобно гулять по вопросам:
Какие дизайн-задачи решают нейронки
Собрали примеры задач и кейсы, которые ИИ закрывает в дизайне.
Продуктовые задачи: поиск конкурентов и проверка гипотез
Я применял Al для обобщения ответов респондентов. Провел качественное исследование – сделал опрос пользователей про UX приложения «Дом с Алисой». Результаты загрузил в таблицу. Затем скопировал пул ответов и написал в бот: «Суммаризируй отзывы и выпиши количество совпадений по смыслу, напротив каждого пункта напиши число, которое он обобщает». Результат был отличный, ничего не надо считать и писать формулы. Рассказал про такой инструмент команде, им понравилось.
К сожалению, модели пока не умеют обрабатывать такую таблицу за раз. Есть ограничение числа токенов на ввод, поэтому приходится вводить данные порционно.
Нейронки помогают нам синтезировать данные при исследованиях. Также мы используем их при генерации заданий для уроков – будь то текстовая часть или иллюстрация. Мы создаем огромное количество контента для занятий, и в этом плане нейронки – хорошее подспорье.
Мы используем нейронки и для работы с интерфейсом, и для генерации визуала. Например, ChatGPT помогает быстро написать качественный текст для макетов, чтобы сделать их более репрезентативными уже на этапе концепта.
Нейронка – это всегда про автоматизацию и ускорение процессов. Например, ей можно дать задачу «Сделай мне список из 50 марок китайских автомобилей, отсортируй их по количеству моделей». Делать вручную – долго, а нейронка выдаёт результат за 10 секунд.
С помощью нейронки мы тестируем гипотезы. Она представляет себя нашим пользователем. Мы описываем ей ситуацию и просим подкинуть инсайтов. Это спасает, когда нет возможности связаться с реальными людьми.
Сфера применения нейронок сильно выросла за последние годы. Изначально большинство задач сводилось к тексту, так как в процессе работы приходится упрощать сухие описания. С этим отлично справляется ChatGPT.
Еще ChatGPT хорошо показывает себя как персональный советник с которым можно обсудить фичи, наметить флоу, подумать над метафорами к иллюстрациям, получить выжимку из длинного текста, улучшить промпт для другой нейронки. Степень его полезности во многом определяется умением дизайнера с ним обращаться.
Если говорить про другие нейросети, то здесь выделю Midjourney и Stable Diffusion. С их помощью можно сгенерировать иллюстрации в различных стилистиках, чтобы использовать их в продукте или как референс для иллюстраторов.
Нейронки проверяют гипотезы, понятен ли пользователю наш интерфейс. При немодерируемых исследованиях, например Pathway, можно объединять ответы и давать обобщенный результат. Хорошо работает как минимум для поверхностных выводов, но результаты работы AI мы всегда перепроверяем, так как это в первую очередь вспомогательный инструмент.
Мы часто используем Gemini для проверки гипотез. Например, когда получаем много фидбэка, обсуждений и данных от фокус-групп, вместо того чтобы тратить часы на анализ и выделение главного, это делает нейросеть.
Мы пользуемся ChatGPT или Perplexity в исследовательской части работы. Например, дизайнеры просят выдать актуальную подборку стартапов из TravelTech, потом начинают закапываться в особенностях этих компаний, в специфичные кейсы. Это позволяет довольно быстро делать срез информации, генерировать гипотезы и получать дополнительный контекст. По моему мнению, нейросети сейчас довольно неплохо выполняют роль прокаченного поисковика.
Кроме визуала, мы активно используем промпты нейронок для разработки навыков личных ассистентов. Например, просим написать письмо, поставить задачу или сделать саммари по встрече.
Маркетинговые задачи: заменить фон или нарисовать баннер «на миллион»
Мы применяем нейронки во многих задачах: от быстрой визуализации концептов до отрисовки офисных экранов.
Расскажу один успешный кейс про печеньку. Под Новый год мы подготовили особые условия подписки. Наш дизайнер Ангелина Антонова сделала такую печеньку с помощью Midjourney. Я не сразу понял, что это сгенерированное изображение.
Затем похожую классную печеньку отрисовали в 3D. Но сгенерированная получилась эффектнее и привела больше пользователей.
Или, например, никто не будет тратить деньги, чтобы поменять постеры для советских фильмов. А мы с помощью нейросетей генерируем новые, привлекаем внимание и увеличиваем конверсию просмотра.
Кроме этого, мы используем нейронки для создания субтитров, замены элементов в изображении, замедления видео и улучшения качества звука.
Мы применяем нейронки при создании постеров для сериалов собственного производства: придумываем концепты и тестируем, насколько они цепляющие. Раньше мы рисовали скетчи или собирали композицию из фотостоков.
AI позволяет получить более гибкие результаты: в финальную версию могут пойти сгенерированные элементы, которые сложно отрисовать вручную.
В отделе редакционного дизайна нейронки сильно выручают, когда материалы от правообладателей приходят в низком качестве или когда нужно убрать из кадра оружие, алкоголь или табак.
Мы используем Кандинский для генерации и дорисовки изображений. Ещё в Сбере есть небольшой внутренний ИИ, в который уже зашит пайплайн и промпт, позволяющий генерировать абстрактные 3D-композиции сразу в стилистике Сбера.
Мы применяем нейронки для любых дизайн-материалов – от креативов для перформанса до фотостиля. И даже делаем мемы с котиками. Благодаря нейронкам мы также отказались от фотостоков и автоматизировали рутинные задачи.
Мой любимый пример – 3D изображения. Коктейль в стекле, тостер с деньгами, паспорт из металла – их мы генерировали специально под кампанию, посвященную исследованию рынка туризма. Взяли готовые промпты из гайда и с их помощью быстро задизайнили многостраничный ebook, который создавали бы месяцами, не будь у нас роботов-помощников.
Мы используем нейросети, чтобы генерировать картинки для маркетинга – баннеры или рассылки. Еще с помощью AI-инструментов закрываем рутинные задачи. Например, меняем разрешение и размер изображения, позу человека на картинке, отдельный элемент или фон.
Мы используем Midjourney и Bing для создания креативов для корпоративных заставок, календарей и оформления для соцсетей. Эти инструменты отлично помогают генерировать идеи для баннеров. Например, к сезону пионов Midjourney создала основу для креатива, а дизайнер доработал детали.
В основном я прошу нейронки улучшить качество изображения или придумать концепт для лендинга. Также перекладываю на AI рутину, например, убираю задний фон или меняю разрешение изображения.
Как руководители внедряют нейронки в работу команд
Подсмотрели, как устроена работа с AI в крупных компаниях, как выстроены процессы и есть ли систематическое обучение нейросетям.
Приглашают спикеров и проводят воркшопы
Мы проводили встречи с командами и показывали, что умеет нейронка. Многие загорелись этой темой, начали самообучаться и передавать друг другу экспертизу: какой промпт использовали и что из этого получилось. Сейчас у нас есть общий дискорд, где дизайнеры генерируют картинки.
Я приглашал внешнего специалиста, Родиона Проводина, уже дважды за год. Он рассказывал дизайн-команде про лучшие практики в генерации изображений. Системного процесса обучения работы с AI у нас пока нет. Ребята сами активно интересуются нейронками, мы делимся находками. Каждый использует AI по необходимости, в зависимости от задачи.
У нас множество внутренних треков обучения. Есть свой лекторий с экспертами Сбера. Никто ни к чему не обязывает, но все построено таким образом, что это действительно вовлекает.
Наши ребята очень любят учиться друг у друга. Иногда диджитал-дизайнеры организовывают воркшопы, где рассказывают про Midjourney.
Дизайнеры сами делятся наработками и выбирают удобные инструменты
У нас есть энтузиасты, которые тренируют других в Stable Diffusion. Еще мы создали чаты, где каждый может поделиться своей идеей или экспериментом по работе с нейронками.
В команде обучение нейронкам не распространено. Каждый пользуется тем, что ему полезно и удобно. Плюс члены команды делятся своими проектами и рассказывают, что им помогло добиться результата.
У нас есть промпты для генерации консистентных изображений. Все ребята работают в удобных им инструментах.
Компании создают свои нейронки
Мы экспериментируем с внутренней нейросетью для генерации иллюстраций, наученной на нашем стиле, но пока это тесты с множеством ограничений. Проводили несколько воркшопов по Stable Diffusion и ChatGPT. Потенциально хотим собрать памятки с инструкциями и заготовками промптов, чтобы дизайнеры могли быстро генерировать иллюстрации, делать выжимку исследований, анализировать интерфейсы через GPT 4o.
Сбер постоянно создает собственные инструменты и сервисы на основе использования Machine Learning опыта. Сейчас мы делаем упор на создание ассистентов. Представьте, вы каждый день разбирайте задачи в календаре, получаете письма, и отвечаете на них. А скоро у вас будет помощник, который за вас их прочитает и ответит в заданном вами Tone of Voice.
Мы занимаемся уникальной платформой на базе ИИ, которая позволит создавать продающие презентации и вспомогательные материалы. Причем AI будет учитывать психологический портрет, сценарии встречи и способы показа материала. Какой мощный потенциал в этой связке. Человек – профессионал своего дела, и машина, обученная на миллионах строк, которая ему помогает.
Есть ли польза от нейронок
Про реальный профит от использования ИИ в цифрах.
Нейронки разгружают дизайнеров
Наш дизайнер собирал баннер для фильма, искал по стокам нужные элементы и потратил на работу несколько часов. Затем я сгенерировал похожий баннер в нейросетке за 5-10 минут. AI – это большая экономия времени и дизайн-ресурса.
Если говорить про видео. Мы получаем фильм или трейлер, и нам нужно нарезать из этого ролик. Раньше мы делали его вручную, выравнивая все кадры. Теперь используем нейронки, и время создания ролика сокращается на 80%.
С помощью Midjourney и других нейронок мы сильно разгрузили отдел дизайна коммуникации. Например, мы сами генерируем эффектные картинки для концептов и прототипов, вместо того, чтобы оставлять в них серые квадратики на месте изображений.
Некоторые картинки доходят до продакшена. Примером этому – главное изображение в разделе «Автомобили из Китая». Кстати, автомобили на сгенерированных изображениях выдуманные, а значит проблем с правами на использование бренда не будет. Мы не считали увеличение производительности за счёт нейронок, но уверен, прирост значительный.
У нас есть метрика, которая отражается в денежном эквиваленте. Мы всегда знаем, что внедряется и какой выхлоп это дает. Сколько раньше тратил времени иллюстратор на ручную отрисовку 3D иллюстрации? Это несоизмеримо с тем, что делает искусственный интеллект. 30 секунд на генерацию и около часа на дошлифовку человеческими руками.
Нейросети помогают дизайнерам оптимизировать работу. Например, мы прописываем в гайдах готовые отполированные промпты, на основе которых легко создавать библиотеки изображений. В итоге задача, на которую раньше уходили часы, решается за несколько минут. AI закрывает вопрос с генерацией уникального контента и адаптацией его под конкретный рынок.
Нейросети увеличивают количество визуальных идей. Они экономят время, ведь концептуальная часть – одна из самых долгих. Если раньше мы делали 2-3 концепта, то сейчас создаем их в разы больше.
Польза от AI несущественная
Сейчас нейронка не может облегчить жизнь. Она помогает и дает дополнительные поинты. Возможно, в работе с текстом она и хороша, но в исследованиях – вряд ли.
Каких-то KPI мы не завели. Сейчас экспериментируем, и сказать, что есть супер выхлоп, пока не могу. Но я согласен, что нейронка ускоряет дизайн-процесс.
В целом тренд на использование искусственного интеллекта становится стандартом. Любой бизнес заинтересован либо увеличивать свой доход, либо снижать расходы. Если нейросети могут решить одну из этих задач, они становятся таким стандартом.
Даем слово нейронке
Прогнали 122 страницы расшифровок интервью через ChatGPT и попросили сделать выводы.
- 80% дизайнеров и дизайн-директоров отметили, что активно используют нейронные сети в своей работе.
- 75% дизайн-лидов отметили, что AI существенно помогает им в работе, сокращая время на выполнение задач.
- 60% дизайнеров отметили, что внедрение нейронных сетей в рабочие процессы компании помогает оптимизировать задачи и улучшать качество продукции.
Пару слов от человека: нейронки уже стали частью дизайн-процесса. Они уверенно решают рутинные задачи, но кое в чем они сильно проигрывают человеку – и об этом поговорим во второй статье.
Если вам нужно разгрузить команду – приходите в Прагматику. На дизайн-поддержке, где мы активно используем AI, мы помогаем с лендингами, баннерами, презентациями и другой дизайнерской рутиной.
А больше пользы и внутрянки из жизни студии в нашем канале: