История брендинга с самого начала. Часть 1

Периодически наталкиваясь на статьи об истории брендинга, которые затрагивают в основном относительно недавнее время или повествуют о развитии конкретных брендов, я задумалась, а что же было раньше. Ещё раньше. Так сказать, в самом начале.

Вы все наверное это знаете, но на всякий случай, вспомним, что такое бренд. Бренд [“клеймо”] — это комплекс представлений, ассоциаций, эмоций, символов или любых других особенностей, которые в сознании потребителей идентифицируют товар или услугу конкретного продавца.

История брендинга в современном представлении началась в 17 веке. Джозайя Уэджвуд, знаменитый английский керамист, одним из первых стал наносить на посуду отличительные знаки, подтверждающие её качество. Кроме того, он начал использовать маркетинговые инструменты, которые не теряют актуальности до сих пор. Но об этом мы поговорим позже.

Ранний бронзовый век: 2250–2000 гг до н.э. — Индская Цивилизация.

Индская или хараппская цивилизация, расположенная на территории современной Индии, третья по времени появления древневосточная цивилизация бронзы, после египетской и месопотамской.

В харапских городах работало множество мастеров по камню и бронзе, которые создавали маленькие квадратные печати и затем продавали их купцам.⠀В Мохенджо-Даро, Хараппе и Лотхале было найдено сотни квадратных печатей с изображениями животных, используемых в качестве товарных знаков. Лотхал являлся транзитным центром, расположенным между крупными городами Инда и Гуджарата.

Печати, найденные в Лотхале, были нанесены на сосуды, корзины и другие контейнеры. Они указывали на то, что в Мохенджо-Даро и Хараппе товары были получены, сохранены, обработаны и, наконец, перераспределены. Другая функция печатей заключалась в том, чтобы передать личность отправителя определенного товара.

Именно здесь можно найти самый ранний известный пример брендинга. Великолепные печати тигров, быков Брахмы, слонов и других индийских животных были вероятно сделаны для торговцев, которые использовали их для маркировки своих товаров вместе с сопроводительным письмом.

2000–1000 гг до н.э. — Китай.

В то время, как фараоны Древнего Царства возводили пирамиды, а Шумерская цивилизация расцветала, крестьяне Хуанхэ оставались в экономике каменного века. Позднее появившееся государство Шан-Инь обладало уже более развитой экономикой, а технология изготовления бронзы появилась на территории Китая в готовом виде.

Города в Шан-Инь были организованы на основе родовых групп, занимающихся различным ремеслом. Продукция ремесленных мастерских стала более совершенной и разнообразной.

Отдельные предметы обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозначать не только предметы, но и действия, а также более сложные понятия. Позднее, вероятно, появились печати, говорящие нам о принадлежности вещи определённой родовой группе.

Можем ли мы считать печати Аньяна брендами?

Безусловно, эти печати могли передавать основную информацию о происхождении и качестве товара, на каком-то уровне регулируемого правителем.

Конечно, клановая структура родственных групп включала в себя не особо масштабное распространение продукции в местном сообществе, поэтому информация для сортировки, хранения или распространения, вероятно, была ограничена. Тем не менее, печати родовых групп возможно являются лучшим представителем прото-бренда.

1500–1000 гг до н.э. — Кипр.

Начиная примерно с 1500 г. до н.э. большая часть мирового “бизнеса” сместилась на запад. Индская Цивилизация рухнула, а государство Шан-Инь оставалось в изоляции. Ни одна месопотамская империя не господствовала в мире. Торговля и коммерция начали процветать и расти в восточном Средиземноморье, которое стало новым центром экономической деятельности.

Морская торговля в позднем бронзовом веке стала особой бизнес-моделью в руках мореходных хананеев (финикийцев), минойцев и микенских греков. Торговля велась дворцовыми чиновниками или временными предприятиями торговцев, иногда поддерживаемых дворцом.

Остров Кипр [«медь»], должен был сыграть ключевую роль в растущей экономике поздней бронзы. Во времена Рамзеса II добыча меди на острове начала бурно развиваться: медь выплавлялась в Энкоми на восточном побережье и перерабатывалась в южной части острова. Она переплавлялась в слитки и транспортировалась в Левант и Эгейское море, главным образом финикийцами.

Кипр всегда служил связующим звеном между ближневосточной и эгейской деловой и культурной сферами.

Финикийцы быстро воспользовались возможностью стать ключевыми посредниками в развивающейся ближневосточной торговой системе. Огромные торговые флоты, построенные из ливанских лесов, плыли между Египтом, Кипром, Ханааном и Киликийским побережьем Хеттской империи.

В городах и поселках Угарита и других финикийских городах гильдии высококвалифицированных мастеров обрабатывали медь и олово, а также золото и Египетскую слоновую кость и производили готовую продукцию, которая могла быть отправлена караваном в Месопотамию.

Так причём же здесь брендинг?

Месторождения на Кипре отличались малой глубиной залегания. Кипр стал крупнейшим центром производства меди и бронзы. Гомер говорит, что его герои носили кипрскую броню в период Троянской войны.

Медь Кипра представляет собой особый пример характеристики бренда, который связан с сырьем, как символ статуса и неотъемлемой ценности. Интересно, что качество меди было присуще самому сырью, однако было широко известно его происхождение — Кипр. Таким образом, понятие “кипрская медь” стало своеобразным брендом в те времена.

1000–500 гг до н.э. — Тир.

Величайший из всех финикийских городов, Тир, основанный около 1000 г. до н.э., адаптировал модель управления храмом для внешней и междугородной торговли. Тирийские государственные управляющие и независимые купцы создали совместные предприятия с другими странами и постоянные представительства на западе до Испании и на востоке до Вавилона.

Принцы Тира и священники Мелькарта (религиозного культа) руководили многонациональной торговой машиной, предлагающей преимущества интернализации в форме королевской и храмовой поддержки и договорных партнерств.

Однако Тир испытывал нехватку продовольствия и потребность в свежих источниках металлов для своих мастерских. Была принята агрессивная политика колонизации и инвестирования в отдаленные стратегические места на островах и побережьях Средиземного моря в сотнях километров от дома.

Город Гадес (современный Кадис) в Испании, был центром согласованной стратегии иностранной колонизации и инвестиций на Пиренейском полуострове. Тирийские колонии в центральном и западном Средиземноморье росли и процветали в результате успеха инвестиций в Испанию. Обменивая свои предметы роскоши на испанское серебро, торговцы Тира перевозили его крупными партиями на восток. Прибыль была настолько огромной, что она могла финансировать дальнейшую колонизацию и инвестиции в центральном Средиземноморье.

Появление многонациональной бизнес-империи в Тире привело к огромной социально-экономической революции в Иберии и других странах, в которые она вложила значительные средства. Грязевые хижины уступили место каменным домам, вокруг иберийских городов выросли укрепленные оборонительные сооружения, возникла процветающая гончарная индустрия. Оптовые поставки испанского серебра и меди обменивались на финикийскую слоновую кость, глиняную посуду, вино, одежду и инструменты из железа.

Храм Мелькарта в Гадесе сыграл ключевую роль в контроле всего этого предприятия. Культ Мелькарта отражает основные информационные признаки бренда (качество, происхождение), а также демонстрирует силу, статус и ценность. Подъем иберийской культуры прямо пропорционален участию бренда Мелькарт, что свидетельствует об этой мощи и ценности.

825-336 гг до н.э. — Греция.

В железном веке продолжала развиваться альтернативная иерархической системе храма и дворца модель бизнеса. Брендинг стал использоваться более осознанно, как способ различать предпринимателей.

Тирийские и кипрские торговцы путешествовали по Эгейскому морю, причаливая к портам Эвбеи, принося знания о металлургическом производстве и фонетическом алфавите. Греки, и особенно евбийцы, не могли не вдохновиться на создание собственных торговых предприятий вдоль старых микенских торговых маршрутов.

Политическая ситуация в Греции позволила расцвести предпринимательской культуре и поддерживала желание производителей и торговцев отличаться друг от друга.

Рыночная конкуренция стала образом жизни. Уже в седьмом веке до нашей эры гончары Эвбеи начали маркировать свою работу, и в следующем столетии эта практика распространилась на Афины и Коринф. В этих подписях содержались данные о мастере или производителе, такие как имя, этническое происхождение, профессия (например, художник или гончар, торговец, владелец магазина).

Девиз на чашке, привезенной в Италию из Родоса, вполне может быть первой в истории коммерческой рекламой: «У Нестора была самая достойная чаша для выпивки, но тот, кто пьет из моей, сразу же будет сражен желанием Афродиты».

Революция свободного рынка в Греции принесла с собой предпринимательскую культуру, не имеющую аналогов в предшествующем обществе. Это изменение нашло своё отражение в практике брендинга. Подписи гончаров, свидетельствовали как о гордости мастера за продукт, так и о желании привлечь будущие заказы. Они показывали ценность товара и отражали имидж мастера, информацию о котором можно было почерпнуть из самого изделия.

На этом я предлагаю закончить рассказ о периоде до нашей эры. Дальше будет ещё интереснее.

Я в инстаграм — @trapezoid.pro Буду рада пообщаться на тему дизайна :)

44
3 комментария

Очень-очень интересно! спасибо)

Ответить

Спасибо! готовлю следующую часть :)

Ответить

Очень интересно! Можете пожалуйста поделиться с источниками?

Ответить