«Меняли цветы на людей, галстуки на флаги»: создание дизайна Росбанка в картинках
Команда Red Collar рассказывает, как разработала дизайн сайта, а потом обновилась платформа бренда — и все началось заново. Урок сохранения эстетики при любых вводных.
Этот кейс — лишь вершина айсберга разработки, но она одна из самых интересных: с чего начинался сайт. Как искали идею, выиграли тендер, отрисовали дизайн за семь недель, а когда сайт был почти сверстан — встретили новую платформу бренда и начали «дружить» концепции. На примерах что такое «хорошо» и что такое «плохо».
О Росбанке
Росбанк — один из крупнейших в России универсальных банков, входит в состав международной финансовой группы Societe Generale. На протяжении нескольких лет стабильно входит в тройку самых надежных российских банков по версии журнала Forbes. Включен ЦБ РФ в число 11 системно значимых кредитных организаций России.
Сайт Росбанка в 2020 стал лучшим банковским сайтом по версии всероссийского конкурса веб-разработки «Золотой сайт», выиграл первое место в «Корпоративных сайтах», третье в «b2b-сайтах» на крупнейшем Восточно-Европейском digital-конкурсе Tagline Awards 2019 и вошел в топ-3 по версии Google как самый удобный мобильный сайт из финансовой сферы.
Тендер и задача сайта
Прежде всего, сайт – это канал, который приводит новых клиентов, в отличие от, например, приложения банка, где сидят уже постоянные пользователи. Сайт приветствует людей, помогает познакомиться с брендом и полюбить его, презентует продукты и услуги, помогает отправить заявку и так далее — работает как со старыми, так и с новыми клиентами.
Применить таблицу стилей из гайдлайна бренда, чтобы просто сделать удобно — мало. Надо помочь выделиться среди конкурентов и показать, что твой сервис понятный, интересный, запоминающийся.
В тендерной концепции предстояло показать, как мы видим бренд в новом свете. Дизайн сайта должен формировать образ банка: не только соответствовать платформе бренда, но и помогать отстраиваться от конкурентов, создавать контекст коммуникации и расставлять акценты. Быть удобным для ключевых сегментов пользователей и выгодно «подсвечивать» нужную информацию.
Кроме того, дизайн должен быть заточен в первую очередь под мобильные устройства, принцип mobile first: визуально чистый и легкий для загрузки.
Изучение рынка, поиск идеи и победа в тендере
Провели ресерч конкурентных сайтов и изучили недостатки старого дизайна Росбанка.
Минусы старого сайта Росбанка:
интерфейс с непродуманной иерархией: много уровней меню и перегруженная сетка;
- безликость: композиция и визуальная концепция перекликается с большинством банков на российском рынке;
- злоупотребление иконками: они стали не элементом навигации, а визуальным шумом;
- сам сайт устаревший и в техническом плане: некомфортное для широких экранов разрешение, плохой адаптив;
- непродуманная работа с контентом: баннеры в разном стиле, однотонная заполненность текстом — вниманием пользователя не управляли.
Сейчас пользователь пресытился, простой текст его не привлекает: чтобы «подсветить» тот же кредит, надо поставить три иконки и крупно написать проценты — тогда он заметит предложение, легко его считает и, возможно, заинтересуется.
Росбанк — передовой и смелый банк, в дизайне мы решили отразить этот дух через яркие, красные, порой нестандартные монообъекты в приветственных баннерах.
Концепция зашла на ура, но у клиента были опасения, что сейчас все чисто и аккуратно — а когда придется добавлять разделы и меню, переходы и кнопки — минимализм исчезнет и яркость потеряется.
Для пробы добавили второй ряд меню, курс валют, допинфу на стрелку баннера — всё осталось также удобно и на стиле, тендер был выигран.
Использование концепции в рекламе
Помимо главной страницы с имиджевыми баннерами, дизайн должен подстраиваться под всю маркетинговую стратегию и рекламные кампании. С нашей концепцией у клиента были опасения, что потом будет сложно поддерживать такие стильные баннеры.
Показали, как можно сохранять узнаваемость монообъекта, используя его в рекламе и на других маркетинговых носителях. Главное — держать в голове подход: в любой композиции яркие красные предметы должны быть всегда акценты для внимания — чтобы потом перенести их на сайт без потери узнаваемости.
Ниже — пример того, как можно вводить объект в рекламу. Делаем акцент на шарике, и потом ведем его через всю рекламную кампанию. И даже в случае видеорекламы, сложного сменяющегося сюжета — красный объект в силе сохранить заметным. На сайт же предмет переносится без лишней шелухи.
А если вообще нет предмета, не было рекламы со сформированным концептом, есть просто голая услуга — сохраняем цветовой акцент в виде красной геометрической фигуры и пишем на ней само предложение.
Работа с фото-контентом
Бывают рекламные кампании, где есть фотографии со сложной смысловой нагрузкой, где невозможно выделить объект. Чтобы адаптировать его на сайт, применяем решение с геометрической фигурой выше.
Допустим, есть реклама про то, что это надежный банк для крупного бизнеса, и в рекламе уже используется фото завода. Фото, как оно есть, в концепцию сложно вписать, и выделять одну трубу красной уже не получится. Поэтому берем ключевую выгоду предложения, что этот банк надежный — и делаем акцент на нее.
UX ≠ Usability. UX — это опыт, который специалист проектирует, а пользователь получает от совокупности взаимодействия с сайтом: удобства навигации, достижения целей, впечатления, с которым он открывает сайт и покидает его.
Ещё сложнее — фото людей. Например, баннер показывает партнерские отношения, встречу представителей бизнеса двух стран. Мы отказались от людей в баннерах и работаем с объектами. Показываем услугу не через партнерство, а через новые открытия и страны — флаги, а красные флаги — ассоциируются с азиатскими странами. На сайт забираем красный флаг.
Или — баннер с кучей шариков и смысловым наполнением: в отпуск с бонусами от РЖД. Тогда помещаем продукт — банковскую партнерскую карту — в рекламный баннер и дублируем объект на баннер сайта.
Пёстрые, сложные партнёрские брендбуки
Самое опасное для образа банка начинается, когда приходят коллаборации, где нет понятного утвержденного концепта, и рекламная кампания строится на нескольких скрещенных элементах. Первоначальные баннеры, которые могут быть хороши для офлайн-носителей, уже не пойдут на сайт банка. Они идут вразрез с брендбуком и со стилистикой.
Например, акция ОКЕЙ х Росбанк. В поиске решения изучили акцию в интернете, нашли лаконичные и броские варианты с персонажем — развили идею и перенесли его на главную страницу.
Кейс еще сложнее — цирк «Дю Солей»: нет фирменных цветов банка и их нельзя изменить. Разработали вариант-исключение: если красный цвет использовать невозможно, выбираем однотонный фон, черный, в случае Росбанка, или зеленый, цвет рекламной кампании. Сохранение дизайна происходит через монообъектность и моноцвет.
В итоге мы сделали гайд по сохранению концепции, который в будущем помог бы клиенту создавать баннеры, сохраняя единый дизайн на сайте.
Упражнение на поддержание первоначальной концепции сайта при работе с рекламными баннерами
У крупных брендов часто возникают сложности при переносе рекламной кампании на баннеры сайта. При отсутствии гайдлайна каждый дизайнер делает по-своему. В итоге главный экран сайта становится свалкой шумных разношерстных картинок: образ бренда размывается, теряется привлекательность и эстетика.
Вот это поворот: новая платформа бренда
Когда работа была почти завершена, Societe Generale обновил платформу бренда. Поменялось все: в фирменные цвета добавился фиолетовый, изменился шрифт, стилистика и многое другое, а новый слоган теперь звучит так: «Росбанк. Будущее — это вы».
Начали перестраивать концепцию дизайна сайта Росбанка под обновленную платформу бренда: перестраивали финальный дизайн под новые элементы. Например, пробовали добавлять новые цвета, сохраняя задумку монообъектности.
Показывали для сравнения срез нашего рынка финансовых услуг, что на фоне российских банков и финсервисов монообъект действительно выделяется.
Было много-много работы, презентаций, созвонов с французскими коллегами и поиска лучшего для проекта решения.
В новой платформе главными были люди — то, от чего мы отказались в начале. Но — тщательное обновление, международная компания, все должно быть строго по гайду. И мы начали работать с людьми, стараясь подружить утвержденную концепцию и новую платформу бренда.
Например, в обновленном логотипе появился слоган «Будущее — это вы», изменился шрифт, и линия «—» перешла в айдентинку, используясь как акцент в заголовках. Для главной страницы мы перебирали шрифты, пробовали с линией и без.
Благодаря тонкому начертанию шрифта и большому количеству воздуха, первоначальный дизайн ощущался более легким для восприятия, чистым. Чтобы сохранить этот образ новый шрифт с платформы оставили только на главном экране, а на остальных страницах сохранили утвержденный вариант.
Подбирали вариант, как лучше заполнить фотографией первый экран: градиент, образка с фоном, без фона или изменение пропорций объекта.
Оставили заполнение, сохранив акцент на монообъектность, только теперь ключевыми фигурами стали люди. Проверяли выбранное решение на адаптивность под все цифровые носители.
Look&feel идёт впереди всего. Смотри и чувствуй: твой ли это бренд, заботится ли он о тебе, совпадают ли ваши взгляды на мир. Дизайн становится проводником этого ощущения.
Это первый экран, а как же сайт
Работы было очень много, полная разработа дизайна и анимаций сайта: только 80 страниц, которые есть в меню, а еще макеты в разных состояниях и разрешениях, дополнительные разделы и премиум-обслуживание. Но об этом мы расскажем в следующем кейсе, все вопросы можете оставлять в комментариях.
А вот что получилось в итоге.
Выводы из истории
Иногда невозможно отстоять концепцию, как бы она ни нравилась ни вам, ни клиенту. Надо смириться с этим и делать лучшее из возможного, стараясь подружить две концепции, создать синергию.
И когда вы делаете это, работа не ограничивается первоначальной задачей, а выходит далеко за грань одного сайта и распространяется на всю коммуникацию бренда.
Дизайн начинается с гипотезы, а ограничений не существует, и работать можно со всем: от ярких партнерских баннеров до стоковых фоток.
Концепция с гербером осталась в сердцах обеих команд и ушла в мерч отделу разработки Росбанка.
На фото — Виталий Мазуревич, Product Lead в Росбанке с «Золотом» за сайт на конкурсе Золотой сайт.