Шрифты в законе. Особенности лицензирования и использования шрифтов
Долгое время в России и странах постсоветского пространства отсутствовало понимание авторского права. Сейчас, шаг за шагом, мы учимся оформлять подписки на видеоконтент, покупать книги и музыку. У нас формируется уважение к чужому интеллектуальному труду благодаря ужесточению законодательства в отношении пиратского контента.
То же самое касается и шрифтов. Их создают живые люди, которые ценят свои ресурсы и время. На работу, в зависимости от сложности и знакового состава, может быть потрачено несколько месяцев или даже лет. Соответственно, и стоимость лицензии на использование шрифта варьируется от многих факторов.
Платный или бесплатный
Бесплатные шрифты бывают абсолютно бесплатные. Например, системные, установленные на компьютерах: Arial, Times New Roman, Georgia и другие.
Бывают бесплатные с подвохом. Например, системный шрифт MacOS Helvetica можно использовать только на устройствах Apple. Хотите расширить сферу — покупайте отдельную лицензию.
Тоже самое касается шрифтов, распространяемых сервисом Google Fonts.
Оставшиеся 90% шрифтов платные. Стоимость лицензии зависит от условий использования шрифта.
Чем больше альтернативных знаков, лигатур, технических символов, тем большее количество языков поддерживает шрифт — тем выше его цена и больше юридических нюансов.
Или чем чаще вы используете шрифт в вебе, тем дороже он вам обходится. Будьте внимательны, узнавайте условия приобретения и особенности использования шрифта в лицензии. Многие ведущие производители шрифтов внесли корректировки в лицензионную политику, которые обязывают приобретать лицензию на шрифт даже в случае отсутствия установки шрифта на компьютер.
Особенности лицензирования в России
В российском законодательстве лицензирование шрифта можно осуществляться двумя способами:
- Шрифт как программное обеспечение. В таком случае разработчик просто передаёт вам право на использование файла.
- Шрифт как авторское произведение. Это двойная защита продукта, так как охраняется не только шрифтовой файл, но и рисунок шрифта. Так разработчик контролирует, кем и для чего используется файл. Даже при наличии лицензии у дизайнера и передачи изображений в кривых клиенту это не даёт заказчику возможности использовать результат работы. Чтобы не нарушать закон, он вынужден приобретать лицензию, даже если никогда не будет пользоваться шрифтовым файлом.
Виды лицензий
- Веб-лицензия нужна для отображения шрифта на сайте. Шрифт встраивается в код. Web-лицензия обычно учитывает статистику посещений страницы. Чем больше посетителей, тем выше стоимость. Если показатели сайта растут, значит нужно запрашивать новую лицензию.
- Digital Ads — лицензия разрешает встраивание шрифта в интернет-рекламу, например, баннеры. Стоимость может зависеть от количества показов.
- App-лицензия учитывает количество скачиваний приложения.
- Лицензия для ePub — встраивание шрифта в электронные книги.
- Server-лицензия используется в том случае, когда пользоваться шрифтом могут не только обладатели лицензии. Это почти как облачное хранилище шрифта. Такой вариант лицензии можно внедрять в работе агентства.
- Desktop-лицензия в основном требуется дизайнерам, которые работают с материальным брендингом — печатью упаковки, рекламных материалов, сувениров, баннеров и так далее. Шрифт встраивается в растре или в векторе.
Подробнее про Desktop-лицензию
- Нужно ли клиенту покупать лицензию, если у дизайнера она уже куплена?
В большинстве случаев, если вы приобрели лицензию только для своего компьютера, то и использовать шрифт можете только вы. Передача результата клиенту осуществляется в кривых, без шрифтового файла. Вы же не передаёте заказчику вместе с макетами с расширением ai ещё и программу Adobe Illustrator. Лицензия принадлежит вам, и в будущем вы можете использовать шрифт в других проектах. А клиенту необходимо самостоятельно приобретать права на шрифт.
- Нужно ли покупать несколько лицензий агентству, если над одним проектом работает команда дизайнеров?
Да, ведь мы говорим о десктоп-лицензии, которая распространяется на конкретные устройства. Не забывайте закладывать расходы на шрифт при составлении коммерческого предложения.
- Можно ли по десктоп-лицензии использовать шрифт для создания логотипа?
Всё зависит от условий лицензии. Например, у Paratype есть отдельная лицензия для использования шрифта в логотипе.
Где искать шрифты?
В сети можно найти огромное количество интернет-ресурсов с предложениями шрифтов:
- Интернет-магазины. Например, MyFonts или FontShop — можно найти почти все. Есть даже подборки новинок и акции на шрифты.
- Магазины крупных студий-производителей. Например, Adobe, Monotype, Linotype, Hoefler&Co.
- Независимые дизайн-студии — Letterhead Studio, Contrast Foundry, Temporarystate, Brownfox, Paratype, Type.Today.
- Программы по аренде шрифтов — Fontstand. Этот вариант дешевле и удобнее, чем покупка.
- Облачные хранилища. Оформить подписку можно на месяц или на год. У вас не будет физического файла, но будет доступ к использованию шрифта. Это отличный вариант для тех, кто работает с разными проектами и создаёт концепции. Например, Typekit.
В Ферме мы ведём таблицу с интернет-ресурсами по шрифтам и записываем их особенности. Делимся с вами и будем рады обратной связи.