Как мы исследовали реакции людей на AI-дизайн. И думают ли андроиды о пользовательском опыте
Всем привет! Меня зовут Алексей Перминов, и я дизайнер в PR-отделе digital-продакшена JetStyle. Большую часть контента я создаю для постов в соцсетях и статей на разных площадках, а в своей работе использую 2D- и 3D-графику, моушн и — уже два года — нейросети.
В самом начале развития нейронок контекст был таким: мы только получили новую технологию и говорили о том, как не бояться использовать нейросети для генерации красивых картинок. Сейчас же возник более серьезный вопрос: как эти красивые картинки влияют на коммуникацию с пользователями.
В мае 2024 года я выступал на IT-конференции Code Fest. Для доклада я углубился в тему восприятия AI-контента и провел исследование, о результатах которого поделюсь в этой статье.
Немного предыстории
Художники, как самая уязвимая профессия при расцвете ИИ, показывали негативное отношение к генеративному арту. Взять к примеру протест на площадке ArtStation, когда юзеры массового сменили аватарки на зачеркнутое AI. Спустя время иллюстраторы, дизайнеры и другие креаторы смирились с тем, что «джин уже выпущен из бутылки», и фокус внимания перешел на то, как к нейроконтенту относятся пользователи, в частности те, кто не связан с IT.
Рассмотрим на примере
Знакомьтесь, это Деми — виртуальный нейроамбассадор Demix. Она участвовала в рекламных кампаниях и вела соцсети бренда. Несмотря на милоту и реалистичность, пользователи не оценили появление Деми: почему бренд, который продвигает активный образ жизни, вместо живого спортивного человека показывает искусственного 3D-персонажа.
Есть примеры, которые не вызвали такого ажиотажа и негатива. Вот они слева направо: Эм.Ви — виртуальный блогер «М.Видео», Ева — виртуальный помощник «Мегафон» и Аня — виртуальный блогер «ТНТ».
Но здесь стоит обратить внимание на то, что эти компании корректнее оценили ЦА и уместность digital-маскотов в своих направлениях. Также реакция может зависит от того, что конкретно сгенерировано.
Обратимся к исследованиям
При подготовке к выступлению на Code Fest я изучил международные исследования, чтобы посмотреть на картину в целом.
Я решил проверить те же тезисы, но среди аудитории рунета. И запустил собственное исследование.
Первому респонденту приготовиться
Суть опроса — понять, какая картинка пользователям нравится больше: сделанная с помощью нейросетей или без. Визуалы я выбирал из контента, который мы создаем в агентстве. Внутри: разные тематики, стили и объекты.
В процессе я часто слышал вопрос: «Зачем указывать авторство? Прикольно же, когда непонятно». Но тогда опрос будет преследовать другую цель. Мне было важно увидеть, насколько человек обращает внимание именно на маркировку и как реагирует.
Перейдем к цифрам
На старте у меня была гипотеза: если показать человеку две картинки, под одной из которых указать авторство дизайнера, а под другой — нейросети, то неосознанно он проголосует за изображение с подписью «Дизайнер», чувствуя эмпатию к труду человека больше, чем к труду с помощью роботов. Для проверки я собрал 200 ответов.
Гипотеза не подтвердилась, и я не увидел большого перевеса в какую-либо из сторон. Но вот как ответы отличаются в зависимости от того, работает респондент в IT или нет. Оказалось, что люди из digital-мира на 7% чаще выбирали нейросеть, чем те, которые с IT не связаны. Я предполагаю, что первая группа каждый день видит и понимает, что генерация делается не нажатием одной кнопки, поэтому при выборе учитывает и дизайнерский труд в том числе.
Актуальный вопрос про маркировку AI-контента. Среди респондентов 50% проголосовали за то, чтобы у генеративного контента была отметка AI, 40% относятся нейтрально, 10% — против. К сравнению напомню, что за рубежом 78% людей изъявили желание маркировать контент, который создан с помощью искусственного интеллекта.
Что из этого следует
По опросу видно, что люди оценивают скорее результат, чем авторство, поэтому мы смело используем нейронки для геренации картинок. И не только: границы применения нейросетей гораздо шире. Ниже я привел примеры других направлений, где может быть полезен ИИ.
Одна европейская телекоммуникационная компания столкнулась с тем, что на рассылку не было отклика из-за разности в диалектах. Справилась она с этой задачей с помощью:
- AI-модели, которая создает персонализированные сообщения с учетом языковых сегментов;
- GPT4 для редактуры текста и поиска дополнительных каналов связи.
В результате количество откликов на рассылку увеличилось на 40%.
Если говорить про UX, то нейросети круто сокращают затраты на продакшен, и основном используются в таких ролях:
- редактор контента — создание и редактирование текста;
- ассистент по исследованиям — подготовка резюме и конкретных документов по UX-исследованиям;
- помощник по дизайну — создание и редактирование изображений, видео и т. д.;
- партнер по идеям — изучение вариантов контента, включая текст и мультимедиа.
Но для многих задач, например в UI, еще нет инструментов, которые могут корректно заменить разработку. Galileo AI и v0 только идут в ту сторону, но уже показывают перспективный результат и пригодятся для создания быстрых прототипов. Поэтому мы придерживаемся стратегии — ждать, не бояться пробовать и адаптироваться.
Выводы
Исследование показало, что респонденты хотят видеть красивый понятный результат и выбирают то, что приятно глазу, а кому принадлежит авторство — уже не так важно. Но при этом пользователи хотят видеть маркировку AI-контента, которая выступает внутренним успокоителем, что их не обманули.
То есть выдыхаем: люди воспринимают генеративный контент, и им норм.
Для креаторов и менеджеров:
- есть норм инструменты;
- они неоднокнопочные — для крутого результата важна база дизайна, программирования и верстки;
- но они и несложные в работе — требуется лишь опыт.
Огромное количество языковых и генеративных моделей имеют открытый код, и ограничивать или регулировать их практически невозможно. В итоге есть крутой инструмент для работы, который сокращает затраты, но при этом на нас ложится ответственность, как мы будем им пользоваться.
Напоследок маркирую AI: большую часть доклада я готовил в паре с ChatGPT. Поиск примеров с ссылками, перевод зарубежных исследований, анализ результатов, отрисовка графиков — с этим помогла нейронка. Это еще один пример того, как креаторы могут облегчить себе жизнь с помощью искусственного интеллекта. Главное — не забывать о пользователях: их чувствах, потребностях и барьерах.
Мы в JetStyle приручаем новые фичи нейронок и делаем с их помощью много-много красоты: от визуалов рекламных кампаний до чат-ботов. Оставьте заявку на сайте или напишите на почту info+site@jetstyle.ru, и мы подробнее расскажем, как использовать нейросети для решения ваших задач.
А если хотите узнать, как именно Demix создали своего амбасадора и почему такой подход работает против компании — подписывайтесь на мой телеграм канал. Там я делюсь своим честным опытом работы с нейронками, мемами, полезными инструментами, мыслями и разборами значимых новостей.