Артефакты модерируемого юзабилити-теста
Что такое модерируемый тест?
В статье речь пойдет о модерируемом ю-тесте. Есть два типа тестов:
- Когда исследователя рядом (в живую или по зуму) нет, а респондент сам выполняет задачи по заданному сценарию — немодерируемое;
- Когда тест проводит исследователь (модератор), задавая вопросы и ставя задачи респонденту напрямую — модерируемое, наш случай
Модерируемый тест - качественное исследование, оно проводится на небольшую выборку. Количество респондентов зависит от размера ЦА (генеральной совокупности). В моем случае примерно от 12 до 20 респондентов принимают участие в тесте.
Артефакты
Артефакт подразумевает под собой передачу результата в какой-либо форме: таблица в Excel, прототип в Figma, CJM, user-story и т.п.
Чтобы правильно понять, какой артефакт ты хочешь передать заказчику, нужно определиться, что бизнесу нужно и как сделать так, чтобы твой результат легко и однозначно считывался.
Первый вопрос решается через брифование заказчика на первых этапах исследования, второй - определяет формат того, как будут выглядеть результаты исследования. Именно они передаются бизнесу. О них я поговорю подробнее.
Необходимо отметить, что есть также промежуточные материалы. Это такие “сырые данные”, из которых лепится то, что отдается потом заказчику. В моем случае - записи тестов и их текстовая расшифровка (с разной степенью детализации ответов респондентов).
Расшифровка особенно важна при работе с полу-, неструктурированными интервью, где нет четкого плана или гайда, а результаты заранее видятся уникальными в каждом отдельном случае.
В случае с модерируемым тестом мы имеем дело с консистеностью/однообразием как главным принципом, “законом жанра”. А потому анализировать эти данные проще: повторяющиеся вопросы и задания позволяют извлекать информацию и сразу класть в отчет. Этот навык совершенствуется по мере приобретения опыта.
В расшифровку заказчик обычно не погружается, так как у него просто нет времени. Задача исследователя как раз в том, что уберечь заказчика от “перегрузки” информацией, представив концентрированную выжимку. Что имею в виду?
При анализе модерируемого теста я выделила для себя два ключевых артефакта:
1)Таблица с верхнеуровневой оценкой успешности выполнения сценария
2)Таблица с приоретизированным набором болей/проблем (в первую очередь) и инсайтов (во вторую)
Оценка успешности
Таблица с оценкой успешности выполнения сценария - это верхнеуровневый анализ. По горизонтали прописываются респонденты с разделением на сегменты ЦА: скажем, первые шесть - имеют подписку Яндекс.Плюс, а вторые шесть - не имеют.
Сценарии делятся на два типа: действие (подключить, отключить, найти и т.п.) и понимание (понять текст, название, заголовок, вординг)
Я ввожу шкалу от 1 до 3:
1 - плохое выполнение/неправильное считывание информации
2 - в целом все хорошо, но есть ошибки
3 - все выполнено/понято правильно
Приоретизация болей/UX-проблем
В первый столбец выводится сценарий и далее по горизонтали:
1)критичность проблемы - тема для отдельной статьи, но если коротко, можно определять по кол-ву респондентов (см. след. пункт) и экспертной оценке модератора
2)частота встречаемости (сколько респондентов указали на проблему)
3)сегмент ЦА
4)содержание/описание проблемы
5)подтверждающая цитата
6)рекомендация/решение
7)адресовка (зона ответственности)
Но и это еще не конец. Презентация - отчет на слайдах - главный итог исследования. Именно ее использует заказчик в своей работе и на нее ориентируется, передавая результаты другим заинтересованным сторонам (если стейкхолдеров несколько). Отчет также обычно фигурирует в базе знаний.
Заключение
Итак, можно сделать выводы по типологии артефактов качественного теста. Типологии, которая в нашем случае определяется степенью “вмешательства” заказчика - тем, будет ли он погружаться в тот или иной материал. Вот так получается:
0.Исходный материал (записи тестов - аудио/видео)
1.Расшифровка записей с цитатами респондентов
2.Первичные артефакты:
2.1.Таблица с градацией оценок успешности выполнения сценариев
2.2.Таблица с приоритезацией болей/проблем
3.Отчет в виде слайдов с итогами
В завершение отмечу, что ситуации бывают разные: ограниченность ресурсов (прежде всего временных) и мастерство модератора влияют на возможность перепрыгнуть от 0 к 3. Иными словами, ускорять процесс анализа. Пропускать промежуточные шаги, если это не влияет на качество результата.
Спасибо, что дочитал до конца! Буду рада обратной связи и комментариям. Больше полезных материалов в моем канале @proissledovania.