Как улучшить сканируемость контента и сделать его более читаемым
The UX Collective рассказали об основных паттернах чтения и поделились рекомендациями по улучшению сканируемости контента. Адаптированный перевод материала от продуктового редактора Александра Марфицина.
Если нам нужна информация, мы её гуглим. Затем сканируем название и описание, а когда попадаем на подходящую страницу, ищем подсказки в содержании. Пытаемся понять, стоит ли её читать полностью.
Такое информационно-поисковое поведение можно сравнить с поведением хищников. Дикие животные ищут пищу, чтобы выжить. Люди ищут информацию, чтобы утолить всё возрастающий информационный голод. Эксперты по юзабилити и когнитивные психологи называют это эффектом «информационного запаха» (the information scent effect).
Пользователи оценивают, сколько полезной информации они получат и после поиска сравнивают фактический результат с прогнозом. Когда «информационный запах» ослабевает, люди переключаются на другой источник информации.
Вот почему мы сканируем информацию. Мы не ленивы, просто наш мозг устроен так, что с помощью наших инстинктов он старается решить проблему как можно быстрее с наименьшими затратами энергии. Нет борьбы между ленью читателя и вычурным содержанием, это вопрос эмпатии.
Вам нужно придать форму своему содержанию
Это поможет пользователям выслеживать «информационный запах» и получать максимальную отдачу от вашего сообщения. Мы расскажем об основных читательских паттернах и поделимся рекомендациями по усилению «информационного запаха» в вашем контенте.
4 основных паттерна сканирования
1. F-паттерн
Пользователи используют этот паттерн при больших объёмах текста без форматирования:
Это похоже на настоящую текстовую стену. Делать её — самая распространённая ошибка при создании контента, людям такие материалы кажутся непривлекательными Поэтому они сканируют слева направо сверху, затем сверху вниз в начале предложений. Только если некоторые слова кажутся им релевантными, они читают дальше.
Улучшить такой паттерн можно, выделив ключевое содержание и сократив текст.
2. «Пятнистый» паттерн
Читатель глазами перескакивает из одного места на другое, ищет ключевые элементы или руководствуется выделенными фрагментами:
Такой паттерн хорошо поддерживает сканируемость информации, добавляет тексту визуальный ритм. Но он всё ещё далёк от идеала. Читатели будут перескакивать с одного «жирного» предложения на другое в поисках конкретного ключевого слова, а не читать материал последовательно.
Чтобы улучшить этот паттерн, разделите материал на куски с подзаголовками. И добавьте между этими кусками немного «воздуха».
3. Паттерн «слоёного пирога»
В этом случае читатель сканирует не слова по отдельности, а целые фрагменты текста:
Этот шаблон помогает считывать заголовки, а затем сканировать соответствующую часть текста. Так пользователи могут читать больше. Но это не лучший паттерн.
Чтобы улучшить этот паттерн, используйте списки и сразу загружайте ключевую информацию.
4. Паттерн «приверженности» или «обязательства»
При таком сценарии люди последовательно просматривают содержимое. Они читают слово за словом, потому что материал кажется им сбитым и цельным. Такой шаблон можно считать лучшим для улучшения сканируемости контента:
Этот паттерн — цель любого писателя. Нужно усилить «информационный запах» вашего контента не только направляя взгляд на искомые ответы, но и доставляя ключевые сообщения.
Как усилить «информационный запах» контента
Чтобы достичь паттерна «приверженности» для последовательного сканирования контента, нужно:
- Делить содержимое на фрагменты
- Сразу загружать ключевую информацию
- Создавать визуальную иерархию
- Снизить отвлекающие факторы
О каждом из этих пунктов подробнее.
Делить содержимое на фрагменты
Как вы заметили в примерах выше, 3 абзаца из 3 строк намного лучше, чем 1 абзац из 9 строк. Поэтому:
- Используйте подзаголовки как можно чаще. Сделайте их значимыми и укажите в них важную для читателя информацию.
- Пишите короткие предложения. Разделите идеи на несколько простых предложений вместо сложных с запятыми.
- Делайте короткие абзацы. Держите их в пределе 2-5 строк.
- Разбивайте абзацы на списки. Маркированный и нумерованный списки помогают создавать короткие предложения и увеличивают время чтения.
Для оценки читаемости англоязычных текстов подойдёт Hemingway Editor. Для русскоязычных можно использовать «Главред». Если знаете более подходящие инструменты, поделитесь в комментариях.
Быстро загружайте ключевую информацию
Сначала ответьте на вопрос пользователя, затем переходите к деталям.
- Правило двух. Внимательно следите за тем, что написано в первых двух абзацах. Затем в первых двух строках, далее в первых двух словах предложения. Если они зацепят внимание читателя, он продолжит сканировать материал.
- Добавьте выжимку материала в самом начале. Чтобы пользователи сразу поняли ключевую идею и убедились, что статью стоит читать.
- Добавьте оглавление со ссылками на подразделы. Они описывают ваше содержание и помогают человеку сразу перейти к нужной информации.
- Задайте иерархию контента. Ответьте в первых двух абзацах: что, когда, кто и где. Затем вникните в «почему», сохранив дополнительные детали.
Это требует опыта. Для англоязычных текстов могут подойти Grammarly и ProWritingAid. Если знаете аналог для русскоязычных текстов, поделитесь в комментариях.
Создайте визуальную иерархию
Размер текста, цвета и отступы жизненно важны для понимания, как одна часть контента соотносится с другой. Это помогает читателю понять, на что обращать внимание в первую очередь.
- Типографика. О ней хорошо написано в материале Canva. Самое главное — сохранить и передать с помощью типографики порядок чтения.
- Ключевые идеи с полужирным начертанием направляют читателя по всему тексту, снабжая наиболее важной информацией. Используйте полужирное начертание в меру, не стоит выделять больше, чем одно предложение в каждом абзаце.
- Значимые изображения дополняют ваши идеи и предлагают продолжить изучение. Не используйте их как декоративные элементы — они могут украсть внимание читателя.
Сделайте скриншот своего содержимого, заблюрьте его, и проверьте, правильно ли страница передаёт поток чтения. Изучите принципы гештальта, чтобы улучшить визуальную иерархию.
Снизьте влияние отвлекающих факторов
Аккуратно используйте следующие элементы:
- Выровненный по центру текст. Он нарушает поток чтения и люди сканируют только его. Например, когда читаем новости, то часто обращаем внимание только на заголовок и крупные цитаты.
- Цветные «пятна». Они легко привлекают внимание, но, как и отцентрованный текст, отвлекают от основного потока чтения.
Людям нужны ответы. Не усложняйте этот процесс и подкармливайте «информационного хищника» в голове пользователя.
Сканируемый контент в целости и сохранности доставит ваши ключевые послания. По предыдущим рекомендациям вы поняли, что вам не нужно создавать яркий контент. Нужно понять паттерны чтения и усилить «информационный запах». Это вопрос понимания привычек людей.
Больше о пользе контента для продукта в моём Телеграм-канале «Инструменты редактора», блоге на Medium и ежемесячной рассылке. За наводку на статью спасибо Михаилу Хананашвили.