Интуитивный дизайн: почему привычки пользователей определяют успех продукта
Красивый интерфейс сам по себе не гарантирует успеха. Если привычки пользователей не учитываются, у них могут возникнуть затруднения при взаимодействии с продуктом и они в нем быстро разочаруются. В результате — раздражение, отказ от использования, и ваш продукт отправляется в список неудачных. В этой статье мы разберем, как работают привычки и какие законы мы применяем в своей работе, чтобы продукт был востребован у пользователей.
1. Ментальные модели
Каждый пользователь знакомится с продуктом исходя из ожиданий, сформированных предыдущим опытом. Эти ожидания отражают ментальные модели, которые задают восприятие интерфейсов. Например, мы привыкли, что меню сайта располагается горизонтально в верхней части экрана или прячется под знаком «гамбургера».
А иногда встречаются гибридные подходы: часть функций доступна сразу, а дополнительные опции скрыты.
Когда новый продукт соответствует ментальным моделям, пользователь взаимодействует с ним интуитивно, что снижает когнитивную нагрузку и экономит человеку время и нервы – сервис решает его существующие проблемы, а не создает новые. Именно поэтому знакомые функции и интерфейсы так важны — они отсылают к тому, что пользователи уже знают и чему доверяют. Даже если вы хотите придумать что-то нестандартное, важно помнить, что ментальные модели — не просто привычки, а основа быстрой ориентации в продукте.
Пример — рабочая платформа Miro. Она базируется на существующих привычках пользователей. Создатели изучили, как люди визуализируют идеи и процессы: используют стикеры, строят схемы. Эти привычные элементы они перенесли в цифровой продукт, сделав его интуитивно понятным.
2. Кривая обучения
Освоение нового продукта требует времени и усилий. Как показывает кривая обучения, чем проще и интуитивно понятнее интерфейс, тем быстрее пользователи смогут эффективно его использовать.
Посмотрим на Notion. Это универсальная платформа для управления проектами, объединяющая функции заметок, баз данных и Wiki в одном решении. Раньше компаниям приходилось использовать разные инструменты, что усложняло процессы. Производитель Notion устранил эту проблему, собрав все в одном месте, в результате чего повысились прозрачность и продуктивность команд.
У Notion отлично проработана кривая обучения. Новым пользователям может потребоваться время для освоения всех функций. Однако интуитивно понятный интерфейс и простота взаимодействия с элементами позволяют быстро освоить основные задачи. Платформа предлагает множество шаблонов и обучающих материалов, что облегчает адаптацию.
Пользователи могут начинать с простых задач и постепенно переходить к более сложным, настраивая интерфейс под свои нужды. Активное сообщество делится опытом, помогая новичкам быстрее освоиться.
3. Поведенческая модель Фогга
Модель Фогга — одна из самых полезных концепций для создания увлекательных пользовательских интерфейсов. В ее основе лежит понимание того, что любое действие происходит при условии наличия трех факторов: мотивации, возможности и триггеров.
Duolingo наглядно показывает, как ее использовать:
- Мотивация. Сильная внутренняя и внешняя мотивация пользователей поддерживается игровыми элементами. Прогресс измеряется очками и наградами, а элементы соревновательности, например таблица лидеров, усиливают желание возвращаться в приложение снова и снова.
- Возможность. Duolingo делает изучение языков максимально доступным. Простые уроки разбиты на небольшие блоки, которые легко пройти за пару минут. Такой формат снимает барьер перед началом занятия. Интуитивный интерфейс и возможность учиться где угодно тоже играют ключевую роль.
- Триггеры. Платформа не дает пользователю «забыть» про нее. Уведомления, награды за достижение целей, визуальный прогресс — все это стимулирует вернуться и продолжить обучение.
Если мы будем создавать продукты, которые усиливают мотивацию, упрощают выполнение задач и предоставляют своевременные триггеры, мы поможем пользователям формировать новые привычки, связанные с применением нашего продукта.
Как мы применяем эти подходы в ТеДо
Мы верим в силу интуитивных интерфейсов и продуманного дизайна. Недавно для нефтегазовой компании мы разработали платформу для геолого-экономической оценки проектов. Сложные расчеты, которые раньше занимали сотни Excel-файлов, теперь выполняются на одной платформе. Мы провели исследования, чтобы понять ментальные модели пользователей и создать привычные и удобные интерфейсы.
Это выглядит примерно так:
Затем ментальные модели прорабатывались и превращались в несколько вариантов интерфейсов (обычно от двух до пяти, в зависимости от сложности задачи и требований), чтобы совместно с пользователями протестировать их жизнеспособность. Подобный подход позволял выявить, какой дизайн лучше соответствует пользовательским привычкам и ожиданиям. Итоговое решение выбиралось на основе обратной связи, что помогало сделать интерфейс максимально удобным.
Например, мы сделали процесс настройки расчета таким же удобным, как в Excel. Для пользователей, привыкших к Excel, переход к нашему продукту оказался плавным, что сократило кривую обучения и улучшило продуктивность. Знакомый интерфейс позволил им использовать свои знания и быстро осваивать новые функции.
Следовать привычке хорошо, но как ее создать?
Все начинается с эмпатии: глубокое понимание потребностей, мотивации и болевых точек пользователей позволяет нам создавать опыт, который не просто удовлетворяет, но и превосходит их ожидания. Для этого мы регулярно обновляем знания, опираясь на последние исследования, и непрерывно тестируем наши варианты дизайна, чтобы находить оптимальные решения.
Например, при фильтрации данных в Excel большинство сначала снимает галочку напротив опции «Выделить все», а затем вручную отмечает нужные пункты. В нашем решении мы решили сделать фильтрацию проще и убрали лишний шаг.
На первых тестах пользователи путались, так как доработка ломала их устоявшуюся привычку. Однако позже они оценили новый подход. Более того, функция «Выделить все» осталась полезной — мы связали ее с настройкой фильтров по нескольким столбцам сразу. Это пример того, как тесты помогают не только понять пользователей, но и найти баланс между привычным и удобным.
Без профессиональной интуиции тоже не обойтись. Когда Sony разрабатывала Walkman, многие в компании выражали сомнения в том, что людям понравится носить устройство исключительно для прослушивания музыки. Логика подсказывала, что это слишком узкий сценарий использования, но команда Sony доверилась интуиции и глубокой эмпатии. Разработчики Walkman понимали, что потребители хотят сделать музыку частью своей повседневной жизни, и предложили не просто продукт, а новую привычку — возможность слушать любимые треки где угодно.
Walkman стал настоящим культурным феноменом, изменившим наше восприятие технологий. Это пример того, как интуиция в сочетании с эмпатией и знаниями способна создавать инновации, которые становятся неотъемлемой частью жизни пользователей.