Как прошла ярмарка современного искусства |catalog|

С 6 по 8 декабря в Москве прошла третья ярмарка современного искусства catalog, организованная Ассоциацией галерей. Расскажу и покажу от первого лица, как это было.

В этот раз в ярмарке приняли участие 55 галерей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока. Места между участниками распределились жеребьевкой. Каждый стенд должен представить минимум одного нового художника.

Ярмарка catalog показалась мне очень удобной для посетителей. По масштабу она уступает cosmoscow, и это скорее плюс: на Cosmoscow в этом году легко было потеряться. Рекламы на catalog меньше, она менее навязчива, что радует.

Организация оставила приятное впечатление: доступен аудиогид через «Яндекс.Книги», у входа на первом этаже стоит девушка, готовая помочь с навигацией, а по громкоговорителям объявляют экскурсии для всех желающих. Чувствуется, что о тебе позаботились.

Сначала я быстро прошлась по ярмарке самостоятельно, а затем присоединилась к экскурсионной группе. За два часа мы с группой успели обойти все стенды. Основную часть экскурсии вела гид, иногда она просила представителей галерей рассказать подробнее о своих экспозициях. Почти все охотно соглашались и общались доброжелательно. На некоторых стендах сами художники, такие как Евгений Чес и Ирина Епифанова, рассказывали о своих работах, что добавляло особой атмосферы.

Поймала себя на мысли, что всё чаще начинаю узнавать художников по их стилю, в особенности тех, у кого были проблемы с законом, но не только. Например, на стенде Askeri Gallery заметила несколько работ Даниила Соболева (три фото выше), которые показались мне знакомыми. Вспомнила, что раньше видела работы Даниила (фамилию не помнила) благодаря нашей общей подруге. Написала ей, чтобы уточнить, тот ли это Даниил, и оказалось, что да. Совсем недавно моя подруга посещала вернисаж художника в той же Askeri Gallery.

На стенде «11.12» (7 фото выше), одном из моих любимых, были представлены работы Василия Слонова – неваляшки и кирпичи-лягушки. Экскурсовод отметила, что судьба у художника непростая, так как у него были проблемы с правоохранительными органами из-за одной из его неваляшек. Я сразу вспомнила, что писала об этом в подборке новостей здесь, и ненадолго перехватила инициативу у экскурсовода, чтобы рассказать об этом деле подробнее.

После экскурсии я сделала паузу на ланч, чтобы немного передохнуть, привести мысли в порядок и затем снова пройтись по ярмарке. В итоге я провела там около пяти часов. Благо билет не ограничивал время пребывания. На cosmoscow такой расслабленности не было: билеты продавались на определённые временные слоты с интервалами по два часа. Это создавало впечатление, что после истечения времени тебя могут попросить уйти. Хотя этого не случилось, само ощущение ограниченности времени навевало спешку, а я этого совсем не люблю.

Я пришла на catalog с целью насладиться прекрасным и выделить для себя самые интересные галереи и художников. Во время третьего обхода ярмарки я с особой тщательностью записывала в блокнот всё, что привлекло моё внимание. Мои старания заметил художник Михаил Чулов, который, кажется, оценил мой энтузиазм. В итоге я отметила для себя 18 галерей и 47 художников и творческих объединений, которые хочу изучить подробнее в будущем. Но перечислять этот внушительный список полностью не буду.

Было забавно замечать, как одна галерея, которая мне уже понравилась, положительно отзывалась о другой, тоже попавшей в мой список. Например, на стенде Elohovskiy Gallery (6 фото выше) была представлена интересная тема свободы и клеток: керамика, настоящие решётки, остроумные объекты с кирпичами и топорами – всё это выглядело завораживающе. На этом стенде сотрудники обсуждали, что Fineart Gallery отлично представлена, и как всегда держит высокий уровень.

Я с этим полностью согласна: Fineart Gallery (8 фото выше) меня тоже впечатлила. Именно там Евгений Чес лично рассказал о своих работах, а из других мне также запомнились «С любовью» Тимофея Смирнова, переливающаяся «Космическая королева» Кати Белевской, напоминающая Марию-Антуанетту, и шелкографии Маши Янковской, чью книгу я сейчас читаю. Пересматривая сделанные на ярмарке фотографии, я осознала, что отметила для себя гораздо больше интересных работ, чем успела записать в блокнот.

На ярмарке особенно выделялись две основные темы. Первая – предновогодняя атмосфера и игрушки, что неудивительно, ведь праздник уже близко. Вторая – объединённая природно-археологическая тематика, которая отсылала к естественным формам и древним мотивам.

По первой теме мне понравились (4 фото выше):

  • Весь стильный стенд Объединения: новогодние украшения белого и серебристых цветов на синей стене, тематические картины в голубых тонах
  • Объекты из серии «НИИ Игрушки» Карины Вагаповой и Динары Минкашевой (представлены в секции молодых художников Fresh Talents)
  • «Жизнь удалась» Василия Галактионова, где русская кукла плавает в бассейне, словно на картине Дэвида Хокни (Art Object Gallery)
  • Фотография ёлки Шимона Окштейна на стенде ART&BRUT Gallery, украшенной игрушками-отсылками к работам Джеффа Кунса

Вторая тема ближе мне по духу, и особенно откликнулась природная составляющая (10 фото выше):

  • Морская тематика Pogodina Gallery: лисы в воде Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, псевдомозаичная морена Анатолия Ганкевича, работы Юлии Кернер
  • Фотографии: небо Лидии Руссковой-Хасаи и работы Полины Рукавичкиной (Flor et Lavr Gallery)
  • Красивое изображение заката в картине с подписью «Иногда кажется, что можно разметить Небо, не прикасаясь» на стенде галереи «Пальто», где все работы были прекрасны, а девушка на стенде была очень грустна
  • Картина Юлии Вирко «Логово льва», где статую льва в парке окружают обезьяны
  • Природа в исполнении разных художников в галерее Totibadze
  • Работы природной тематики на стенде 159F, например, олень и капли дождя Антона и Артема Матвеевых

Самые эстетичные галереи с первого взгляда: голубо-коралловая Deep List, фиолетовая Высота (2 фото выше). Радует, когда галереи отходят от традиции выставляться на белых стенах.

Этими галереями и художниками не исчерпывается прекрасное, что было catalog. Заметила интересную деталь: фотографии от СМИ и крупных блогеров, посещающих мероприятие за день до официального открытия, показывают не совсем то, что увидит посетитель на самом открытии. Часть произведений уже продается до начала ярмарки, и их место занимают другие работы. Иногда это сильно меняет впечатление.

Как прошла ярмарка современного искусства |catalog|

Уточнила у экскурсовода, не «отменили» ли какие-то работы уже при открытии ярмарки, она уверяла, что нет. Это ещё одно отличие от ярмарок blazar и cosmoscow, где убрали работы «Малышек 18:22» и Ирины Затуловской.

Если вы планируете посетить арт-ярмарку в будущем и вам нужны советы, держите:

  • Обязательно плотно покушайте перед визитом, чтобы не отвлекаться на урчащий живот. Хотя на территории обычно есть закуски, полноценного обеда не всегда можно ожидать.
  • Выделите достаточно времени для посещения (у меня ушло 5 часов). Лучше не планировать на этот день ничего другого.
  • Ярмарки обычно длятся несколько дней, например, с пятницы по воскресенье. По возможности, посетите ярмарку в будний день, когда меньше людей, так вам будет комфортнее. Если работаете посменно или можете взять отгул, это будет отличная возможность.
  • Чтобы полностью погрузиться в атмосферу, пройдитесь по всем стендам хотя бы дважды: сначала быстро для первого общего впечатления, а затем более вдумчиво, останавливаясь у тех работ и галерей, которые вас особенно заинтересовали.
  • Делайте перерывы, чтобы не перегрузить восприятие. Лучший способ – выпить горячий напиток и посмотреть в пустую стену, чтобы перезарядиться и вернуться с новым взглядом.
  • На ярмарках обычно есть образовательная программа: лекции или дискуссии. Посмотрите заранее какие, что вам интересно, чтобы не пропустить.

Больше интересного про искусство в моём тг-канале «Art Actually | Реальное искусство»:

2
Начать дискуссию