Концепция редизайна автомобильного концерна «Автотор»: три точки приложения усилий
Если зарубежный автомобильный брендинг пытается идти в новое, что не всегда удачно, то российский будто замер 15 лет назад, а то и больше. Всё продвижение сосредоточено на конкретных моделях автомобилей, дизайн же самих заводов чаще всего похож на историю Золушки в самом начале. При этом, даже простое «причесывание», могло бы сильно улучшить восприятие. Покажем это на примере автоконцерна Автотор.
Аналитика отрасли
В рамках внутреннего обучения дизайнеров мы собрали краткую аналитику по автомобильной отрасли России. Проанализировали видимую часть айдентики и коммуникаций: сайты, стенды на отраслевых мероприятиях, соцсети и поддержание фирменного стиля в них. Немного погрустили от отношения к имиджу некоторых компаний, порадовались за редкие приятные исключения.
Если сузить аналитику исключительно до сравнения логотипов, то и здесь видна разница подходов. Некоторые знаки аккуратны и выглядят актуально, несмотря на свою простоту. Это говорит о том, что в нашей стране это консервативная сфера и супер-вау-решения будут восприняты в штыки.
Это значит, чтобы усилить бренд и улучшить его восприятие, нужны достаточно простые шаги = точки приложения усилий.
Мы взяли калининградский завод «Автотор» в качестве подопытного для этого эксперимента
Основная проблема: отсутствие структуры и правил айдентики
Для начала мы изучили всё, что есть у «Автотора» в открытом пространстве.
Компания производит разные бренды автомобилей на своей производственной площадке, например, это BAIC, KAIYI, JETOUR. Кроме того, есть два собственных бренда — это Амбертрак, который выпускает грузовые автомобили с дизельными двигателями, и Амберавто, легковой электромобиль. Для каждого автомобильного бренда создан собственный сайт с достаточной имиджевой презентацией.
Сам завод активно ведёт спецпроекты, занимается социальной политикой, имеет собственную футбольную команду. Это можно отследить по социальным сетям компании в Телеграме и Вконтакте. На сайте размещены новости, где информация частично дублируется. Продуманных визуальных коммуникаций в соцсетях и на сайте нет.
Разница в цвете, а иногда и в форме знаков, говорит о том, что нет брендбука, зафиксированных правил применения, либо им не следуют. Также компании необходим зонтичный бренд, т.к. есть суббренды, например, «Автотор Арена».
Точка 1: знак и цвет
Для начала можно доработать и упростить логотип концерна. Сейчас в нём считывается истинно калинградский символ — старинные Бранденбургские ворота. При этом тонкие поперечные линии создают визуальный шум и размывают форму.
Шрифтовая часть из тонкой антиквы кажется слишком простой.
Дизайнеры предложили знаку «признаться» в собственной надёжности, упростили сам символ и сделали его сбалансированным. Под стать знаку разработали шрифтовое решение в современном ключе: массивное, приквадраченное, с чуть скошенными торцами горизонтальных штрихов. Знак может стать хорошим аватаром, фавиконом или иконкой для приложения.
Сам цвет оставили красным, как символ активности и силы, а в пару к нему добавили глубокий графитовый, способный показать серьёзность бренда.
Точка 2: кей-вижуал, как способ раскрыть идентичность
Отображение бренда — это не только логотип или красивые смыслы в миссии. Но и способность структурно и последовательно показывать свои продукты, достижения и активности.
Сейчас эта часть опирается исключительно на фотоконтент. Фактически, повод для гордости остаётся спрятанным.
Кей-вижуал может решить проблему с разной подачей выпускаемых брендов и позволит говорить от собственного лица. Это особенно актуально после выпуска собственного электромобиля.
Ключевое изображение бренда также транслирует уверенность, строгость и масштаб компании и может быть развит в коммуникации для социальных сетей.
Точка 3: масштабирование и немного контроля
«То, что создано для брендбука, остается в брендбуке»
Что может быть проще, бери готовые файлы, инструкции и создавай сотни макетов, но нет. Чтобы процесс был управляемым, необходимо на этапе разработки заложить максимально простые правила, продумать использование не только в цифре, но и в альтернативных материалах.
Навряд ли даже крупная компания будет заказывать футболки, ручки и кепки эксклюзивного оттенка. Нужно подумать об этом на этапе проектирования, чтобы затем избежать «адаптаций под реальность» другими дизайнерами.
Кроме того, потребуется изрядная доля контроля над реализацией концепта и выпуском «в жизнь», по крайней мере, в первый год-два.
Именно в этот промежуток происходит ключевое развитие визуальных коммуникаций бренда по новым стандартам. Разрабатываются выставочные стенды, буклеты, сайт, соцсети, формируется имиджевое присутствие, а сотрудники учатся понимать «куда смотреть».
Заключение
Мы прекрасно отдаем себе отчет, насколько трудоёмок в реализации такой «небольшой» редизайн, какие ресурсы для этого требуются. Иногда закономерно возникает вопрос: «Если всё настолько сложно, может быть стоить подольше протянуть, а потом снести всё кувалдой нового брендинга, как это сделал Jaguar?»
Для российского рынка настолько масштабные перемены, конечно, ту мач, но вот мягко меняться, чтобы усиливать себя и громче о себе заявлять на фоне выпуска новых продуктов — вполне рабочий сценарий.
Вся работа над концепцией проведена в рамках внутреннего обучения. Все права на результат принадлежат OLOVO.AGENCY.
Да, можно сделать круче и ярче, и мы точно знаем «как», а ещё знаем почему именно такой вариант и как он может в итоге работать.
Оловянный Телеграм с историями про дизайн, мотивацию и управление:
Сайт OLOVO: