Как освещение взаимодействует с архитектурой?
«Архитектор не должен быть профессионалом во всем, но он должен понимать, как что работает. В этом смысле, наука о свете - часть приблизительного знания такого же, как и знания конструкции, как знания строительных материалов, знания технологий строительного производства. Но для того, чтобы сделать свет как следует, полноценно решить вопросы освещения, конечно, нужны профессионалы»
Приведённая выше цитата – фрагмент интервью архитектора Евгения Асса институту Марш. С его тезисом действительно сложно поспорить. Гармоничное сочетание направленного, скрытого, рассеивающегося света, а также декоративной подсветки и фоновой заливки называется световым дизайном.
Начнём с самого примитивного - просто выставить свет в лоб. Подобное расположение сводит к минимуму форму и объём. Вот пара примеров: Миланский кафедральный собор и Триумфальная арка в Москве.
Несмотря на простоту метода, с заливающим светом следует работать аккуратнее, так как чрезмерное его использование может уничтожить тени, превратить объём в плоскость. Наглядный пример – монумент «Родина-мать зовёт!» (Волгоград), у которого недавно поменяли освещение.
Как подчеркнуть особенности?
Акцентное освещение: создание ритма и выделение цветом. Данный способ гораздо интересней и комплексный предыдущего. Это мы можем увидеть в проекте студии brandston partnership inc. – отель Grand Hyatt Lijiang в Лицзяне. Расположение источников света на углах крыш домов не случайно: так архитектура перекликается с вершинами гор, гармонирует с окружающим ландшафтом.
Ещё два примера подобной иллюминации: бывшее здание суда округа Фейет, Лексингтон, США (светодизайн разработан студией Illuminationworks) и Академия РАН в Москве.
Первое – историческое здание, реконструированное в многофункциональный центр из офисов и торговых залов. Сдержанные световые эффекты подчёркивают отреставрированный романский экстерьер.
В последнем грамотно используется цветовой акцент, игра на контрасте тёплого и холодного согласовывается с таким же приёмом сочетания материалов самого здания: металла под золото и камня.
Следующий способ взаимодействия - Выделение
Акцент делается уже не на деталях, а на объекте в целом: отличное от окружения освещение делает здание особенным и превращает его в точку притяжения. Это можно сделать двумя способами – выделяя общий объём здания или используя яркие цвета.
Первый уместен, если сооружение имеет выразительную форму, как, например, бывший железнодорожный, ныне пешеходный мост в штате Айова, освещение которого повторяет его силуэт – квадратные формы, расположенные по спирали. Чаще всего для таких целей, как и в примере, используется светодиодная лента. Такой свет создаёт геометричный рисунок фасада.
Пример качественной работы с цветом можно найти в работе студии Speirs Major над освещением старого завода «Бетлехем Стил» в Америке. Светодизайнеры используют красный и синий, как бы напоминая о двух процессах: нагревании печи и остывании станков. Яркая иллюминация делает здание доминантой, агитирует обратить внимание на промышленное прошлое Америки.
Рассмотрим и объекты, которые нельзя представить без их особенного освещения. Чаще всего, если свет является полноценной частью архитектуры, то это продумано ещё на этапе проектирования здания.
Первое из таких мест - Метро в Стокгольме. Именно такой образ был в голове у светодизайнера Дэвида Свенсона, когда он придумывал гигантский подвесной неоновый светильник для одной из новых станций метрополитена Стокгольма.
А что на счёт магазина Ports 1961 в Шанхае? Он сам - гигантский светильник. По заявлению архитекторов, форма здания вдохновлена айсбергом, свободно плавающим в океане. Здание будто сформировано окружающей средой, а фасад демонстрирует трансформацию формы, материала и технологии. Разумеется, в столь комплексном проекте, освещение, которое является неотъемлемой частью как идеи в целом, так и фасада в частности, продумывается заранее.
Переоценить роль света в формировании пространства сложно. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку архитектора.
Автор статьи: Бессонова Дарья
Была ли эта статья полезной?
Сохрани, чтобы не потерять!
_______________________________
Желаете записаться или узнать подробнее о курсах, пишите нам: https://vk.cc/ckcHtK
Посмотреть отзывы выпускников можно здесь: https://vk.com/topic-57893773_36484173
Посмотреть видео-отзывы можно здесь: https://vk.com/video/playlist/-57893773_2
Наш metaGPT: задавай любые вопросы и наш бот с удовольствием ответит: https://t.me/GPTmeta_bot