Работа со светом в 3D визуализации
Работа визуализатора, во многом, похожа на работу фотографа. Оба специалиста работают с камерой, композицией и светом. О последнем мастерстве сегодня и пойдёт речь.
Правильно выставленная иллюминация - половина успешной работы (ибо именно от этого параметра зависит реалистичность конечного варианта). Но как же выставить свет правильно? Ответ - поиск референсов. Например, ведущий художник по освещению в Dreamworks Бенжамин Венанси советует для изучения освещения больше знакомиться с живописью, кино и особенно с фотографией.
Не торопитесь расставлять освещение в своей сцене. Для начала найдите референсы с похожей концепцией и атмосферой, которая должна присутствовать в вашем итоговом рендере. Для точного копирования света следует измерить диапазон яркости: самый светлый и самый тёмный участок картинки. После остаётся только максимально точно передать это на своей визуализации. Менее точный вариант – просто ориентироваться на понравившееся изображение на глаз.
Quality of light (качество света)
По каким параметрам нужно выбирать референс и что определить для себя изначально?
Первое – яркость или интенсивность рендера. Если просто, то это количество белого цвета на вашем изображении.
Следом идёт цветовая гамма. Хороший приём работы с тональностью света – игра на контрасте: использование в сцене как тёплого света, так и холодного как, например, на визуализации Groningen Central Station. Также логично, что тёплый свет создаёт более атмосферный рендер, а холодный придаёт монументальности, брутальности. Самобытности рендеру придаёт добавление цветного света, но вводить его следует, только если это обусловлено сценой, например, если есть витражные окна.
Другой параметр - мягкость края тени, которая подразумевает чёткость или размытость. С помощью чётких теней можно создавать световые узоры и подчёркивать важные объекты, а рассеянное освещение придаёт цельности рендеру. Интереснее всего совмещать в визуализации источники света с разной мягкостью края тени.
Чем больше источник, тем более размытую тень он создаёт. Также, чем ближе к 1 параметр directionality, тем контрастнее получается свет.
Также важной характеристикой является направление света. Правильная ориентация источника освещения работает на руку динамике всего изображения, задаёт движение в композиции.
Например, на фотографии Александра Лапина «Велосипеды» (представлена ниже), тени от окон направлены в сторону движения мальчиков на велосипедах и это создаёт общий вектор движения работы. А на представленной визуализации поток света продолжает движение домов по спирали.
Нельзя не отметить и паттерн – сочетание света и теней, создающих индивидуальный узор. Его использование придаёт уникальность работе, может создавать ритм или добавлять атмосферности.
Три типа экспозиции
В 1930-х годах Ансель Адамс разработал метод определения оптимальной экспозиции в фотографии для упрощения работы с экспонометром в плёночной камере. На системе и основывается следующее разделение экспозиции на три варианта:
1. Недоэкспонированная - есть светлый объект, есть полностью чёрные объекты. Этот вариант подходит для отсеивания лишних элементов в сцене или создания силуэта.
2. Среднеэкспонированная – наименее контрастный вариант, все объекты в сцене умеренно освещены. Приведём самый наглядный пример из живописи Клода Моне (несмотря на то, что его картины появились гораздо раньше этой теории), изгнавший чёрный цвет из своей палитры.
3. Переэкспонированная - есть части, полностью уходящие в белый. Обратно предыдущему варианту, пример данного типа – интерьер с полностью засвеченным окном. Такой вариант в исполнении легче, чем проработка заоконного пространства, но является универсальным и смотрится реалистично.
Нужно помнить, что каждый тип экспозиции имеет свою функцию и право на существование. Например, в сцене дневного интерьера, как мы уже заметили, будет уместно смотреться переэкспонированное окно, при том, что акцент будет на самом дизайне. Но эта же сцена с недоэкспонированной экспозицией будет чересчур затемнять интерьер, что сделает рендер бессмысленным.
Парочка советов:
При использовании связки Corona Sun+Corona Sky не нужно регулировать яркость в их свойствах. Постарайтесь настроить яркость с помощью Exposure, не регулируя параметр Intensity в солнце.
Если возникают сложности с освещением какой-то части объекта, которую нужно выделить, нужно просто сделать материал (именно этого элемента) более тёплым по тону.
Голливудский треугольник - метод освещения, который позволяет делать комплексные осветительные аранжировки в 3-хмерных сценах. Он является наиболее характерным для освещения отдельных объектов, предоставляя художникам множество возможностей для настройки. В данном методе используются 3 источника света:
- Ключевой свет - выявляет форму, отбрасывает тени так, чтобы форма была максимально выразительной
2. Заполняющий свет - подсвечивает с другой стороны
3. Контровый свет - светит с задней стороны, за главным объектом: отделяет форму переднего плана от заднего. Также отражение света от объекта может быть аналогом контрового света.
На самом деле, вариаций треугольника бесконечное множество и приведённый выше пример - лишь базис для создания более сложных и комплексных композиций.
Плановость
Голливудский треугольник – всего лишь один из приёмов, который обязан взять себе на вооружение 3д визуализатор. Следующее, о чём поговорим – создание плановости. Ещё из истории живописи мы знаем, насколько в изображении важна роль планов.
В общем, выделяют условно три: передний, средний и задний. И общее правило, чтобы кадр получался интересным — стараться чередовать их освещенность. То есть, куда вам нужно направить внимание зрителя — на том плане и стоит акцентировать внимание с помощью света.
Посмотрим на один пример из живописи – работу Куинджи «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь». На картине акцент на средний план создаётся за счёт его освещения и темноты переднего и заднего планов.
Плановость в визуализациях повсеместно используют для создания глубины картинки, как, например, на представленной работе Николая Антончика и Александра Дробовика. Задний план уходит в дымку, передний затемнён, а средний резко освещён.
Полезное упражнение
В течение двух лет французский художник Клод Моне писал Руанский собор в разное время суток. В итоге у него вышла серия работ, включающая в себя 30 картин с одинаковым ракурсом, но разным освещением. Если ищете действительно эффективное упражнение для развития навыков в визуализации, то попробуйте пойти по стопам Моне. Изобразите одну сцену с разными вариантами освещения: в ночное время, в дождливую погоду, на закате солнца и так далее. Как, например, это сделано на представленных ниже визуализациях. Смотря на серию изображений собора, удивляешься, как сильно световые вариации меняют взгляд на объект, погружают в особую атмосферу.
Теперь, зная основные приёмы расстановки света в рендере, смело можете приступать к новой визуализации!
Автор статьи: Бессонова Дарья
Была ли эта статья полезной?
Сохрани, чтобы не потерять!
_______________________________
Желаете записаться или узнать подробнее о курсах, пишите нам: https://vk.cc/ckcHtK
Посмотреть отзывы выпускников можно здесь: https://vk.com/topic-57893773_36484173
Посмотреть видео-отзывы можно здесь: https://vk.com/video/playlist/-57893773_2
Наш metaGPT: задавай любые вопросы и наш бот с удовольствием ответит: https://t.me/GPTmeta_bot