Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Эта статья — мой план большими мазками, который поможет прийти от стадии «без опыта» до стадии «уверенный джун+» или «middle-» и выйти на работу. Тут много ссылок на материалы, которым я доверяю и могу рекомендовать

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Я занимаюсь дизайном уже больше 5 лет. За это время я довольно сильно вырос в грейде и хорошо прокачал дизайн-экспертизу. Если бы у меня забрали весь мой опыт и сказали «ДЕЛАЙ ЗАНОВО» — я бы сделал именно так

Погнали!

Короткое саммари для ленивых и для торопыг:

  • определиться, а надо ли в дизайн
  • определиться, в какой именно дизайн надо
  • окружить себя контекстом
  • пойти в дизайн-школу (опционально, но эффективно)
  • читать дизайн-литературу
  • смотреть видео и читать статьи
  • активно использовать AI
  • найти ментора (опционально)
  • сделать поиск работы своей второй работой
  • воспользоваться карьерной поддержкой (опционально)

А теперь по порядку и подробно

Базовая база: пойми, а нужно ли в дизайн, и если да, то в какой?

Думает, зачем ему в дизайн
Думает, зачем ему в дизайн

Прежде всего, стоит разобраться, а точно ли тебе нужно в дизайн? Ты точно понимаешь, чем ты хочешь заниматься? Стоит задать себе вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Какие сферы жизни меня вдохновляют?
  • Больше нравится физический опыт или цифровой?

Если после этих вопросов где-то мелькает связь с дизайном (и не появилось желание пойти курьером, на завод или риелтором) — можно двигаться дальше.

Направлений в дизайне очень много:

  • графический
  • веб
  • продуктовый/UI/UX
  • индустриальный
  • интерьерный
  • моушн
  • гейм
  • ландшафт и т.д.

Чтобы выбрать — надо пробовать. Пока что я говорю не про поиск работы, а про «поделать ручками», потому что дизайн в начале пути — всегда ремесло. Чтобы как-то пощупать направления, достаточно:

  • Нарисовать логотип
  • Сделать макет комнаты
  • Создать макет простого сайта
  • Спроектировать обертку для своей любимой шоколадкии т.д

Тут, разумеется, начнется первое знакомство с софтом. Например Figma, Blender и любые другие среды, в которых работают дизайнеры. Поиск этих инструментов довольно органично встроен в задачу (условно, через поиск по фразе «как сделать...» или «в чем сделать...»). Сперва что-то красивое, наверное, не получится, ведь раньше тебе не приходилось этого делать — и это нормально! Главное понять, нравится ли сам процесс

Предположим, что тебе понравилось и мы идем дальше. Мы будем говорить о продуктовом и UX/UI дизайне (просто потому что туда я уже попал и понимаю, о чем речь). Важно сказать, что я здесь намеренно не разделяю продуктовый и UX/UI дизайн, потому что большая часть компетенций эти специалистов пересекается

Окружи себя контекстом

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Знаешь, когда учишь язык, рекомендуют перевести все интерфейсы на этот язык, смотреть сериалы, слушать песни и т.д?. Вот с дизайном то же самое

Нужно начать читать телеграм каналы и новостные ресурсы, где речь постоянно идет о дизайне. Подборка, что я сам читал и читаю:

  • vc.ru (дизайн-рубрика)
  • DSGNERS — большое медиа для дизайнеров
  • Хабр — больше про технический и продуктовый дизайн, в деталях
  • Medium — оч много материалов на разные темы (можно найти специализированные сообщества типа UX Collective и Дизайн Кабак, работает с VPN)
  • Бюро Горбунова (советы) — склад полезных советов и материалов, особенно пригодились мне на старте
  • Skillbox — медиа от онлайн-площадки
  • Нетология — еще медиа от онлайн-площадки
  • Яндекс Практикум — и еще, много не бывает
  • Wannabe — статьи про продукт и про дизайн от сильной команды
  • UPROCK — большая база статей от большой дизайн-школы

Если хочешь бежать быстрее — иди в школу, где есть фидбек (желательно живой)

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Дизайнеру, чтобы делать свою работу качественно, нужно уметь работать с большим количеством вещей, среди которых:

  • типографика
  • сетка
  • композиция
  • референсы
  • сторителлинг (+ написание текстов)
  • коммуникация
  • проектирование сценариев
  • прототипирование и т.д.

Люди растут намного быстрее, когда они состоят в сильном сообществе. Там всегда есть кто-то опытнее тебя. Тот, кто сможет указать на ошибки и на способы их исправления. Именно поэтому дизайнеры, которые учатся по книжкам/статьям/бесплатным видео всегда будут медленнее тех, кто осознано пошел учиться в дизайн-школу с фидбеком.

Я не рекламирую школы, а лишь делюсь опытом, который заимел, столкнувшись с каждой из них

1. UPROCK School. Я учился там 5 лет назад, и решился на покупку курса по двум причинам. Во-первых, фидбек давал действующий арт-директор студии (привет, Женя). Во-вторых, там были скидки! (но они там есть всегда, хаха). После трех месяцев фриланса для меня это было настоящим открытием, потому что я получил ту самую базу, без которой рисовал страшные корявые интерфейсы и сайты. Сейчас для меня эта школа стала конвейером, который штампует дизайнеров. Судя по отзывам дизайнеров из окружения — качество фидбека и ревью упало. Но это все еще какая-то база, если у вас ее нет. Важно сказать, что UPROCK я закончил за 2-3 месяца — это быстрее среднего

2. Яндекс.Практикум. Я нанимал в свою команду несколько дизайнеров после практикума, и их качество было довольно хорошим для джун-позиции (особенно на роли продуктового дизайнера). Ребята дают крепкую базу, но извините, от 9 до 12 месяцев — для меня слишком долго в современном мире. Качество фидбека в яндексе — сносное, но слишком мягкое. Есть регламенты, как давать фидбек, ревьюверы тренируются, но фидбек должен быть честным, а не приукрашенным

3. WANNABE. Авторский не масс-маркет курс, на котором я учился 4 года назад. Честный, порой жесткий фидбек, куча инструментов, каких нет в предыдущих школах. Нешаблонное обучение и огромное включение арт-дира в ревью твоей работы. Мне было очень тяжело совмещать курс с работой (тогда он шел в формате интенсива 1 месяц, сейчас выглядит попроще). Кусучая цена, но стоит своих денег

Другие школы тоже есть, но я не готов их рекомендовать, потому что опыта взаимодействия с ними у меня не было или был не самый лучший

Если бы я выбирал сейчас — то последовательность была бы такой (чтобы погрузиться и потом полноценно учиться)

  • бесплатные вводные уроки в практикуме
  • записи вебинаров в uprock
  • курс wannabe

Книги для дизайнеров

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Я могу порекомендовать несколько прикладных книжек. Все они про разные, все в какой-то степени полезные. Выбирайте:

  • «Не заставляйте меня думать», Стив Круг — книга уже в возрасте, но основы оттуда все еще по бОльшей части релевантны
  • «Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодейстия», Алан Купер — несколько изданий, рекомендую последнее как самое актуальное
  • «Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся», Скотт Беркун
  • «Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах», Майкл Джанда
  • «Модульные системы в графическом дизайне», Йозеф Мюллер-Брокманн
  • «Этой кнопке нужен текст», Кирилл Егерев
  • «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?», Фитцпатрик Роб (не только дизайнерам полезно)

Разумеется, это не все, но если вы до сюда дошли — вы справитесь с тем, чтобы найти нужную литературу (статей с подборками много)

Видео-материалы

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Можно просто пойти на youtube, вбить «ux ui дизайн» и смотреть очень много видосов, из которых добрая половина — вода.

У меня есть всего 2 канала, которые я смотрю стабильно — это каналы Руслана Шарипова и Bang Bang Education. Наверняка есть еще много полезных каналов, но просто на текущем этапе я не знаю о них, и возможно в комментариях кто-то что-то порекомендует новичкам

Еще я стремлюсь участвовать в онлайн-мероприятиях от wannabe — и как зритель, и как спикер.

Площадки с менторами

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Ментор может отлично помочь, когда у вас есть база, но какая-то из компетенций развита недостаточно. Мое личное мнение — нормальная дизайн-школа и без ментора даст вам базу, с которой можно трудоустроиться (если не лениться в процессе обучения)

Но все же, запросы могут быть разные, поэтому ментора я бы посоветовал искать на таких площадках:

Использование AI

Уже сейчас нейросети закрывают большой пул задач для дизайнеров, и используют их как джуны, так и сениоры. Можно сильно сократить себе время на изучение материалов (например, составлять с помощью AI план освоения какого-то навыка) и на рутину (например, анализировать результаты исследований или проектировать страницы)

На vc.ru, хабре, dsgnrs очень много материалов, в которых есть примеры использования нейросетей (хотя не все достойны внимания), поэтому базово можно разобраться, в какие части своей работы уже можно подключить AI. Мы с братом перелопатили кучу статей и сделали выжимку в виде гайда по AI для дизайнеров (для тех, кто до сих пор не юзает AI и не знает, как начать)

Кстати, все картинки в этой статье сделала нейронка Recraft

Поиск работы

Как стать UX/UI или продуктовым дизайнером и устроиться на работу

Это одна из самых сложных вещей, когда дизайн-база у вас уже сформирована, а опыта пока нет. Здесь есть несколько вариантов, что можно поделать

Бесплатный вариант (и который сработал для меня) — это просто искать работу, пока не наймут. Плюс, очевидно, в том, что не придется тратить деньги. А минус — непонятно, как быстро получится найти работу: поиск может занять от 1 до 12 месяцев, а может вы вообще ее не найдете (так бывает, суровая правда)

Если вы окажетесь fit для вакансии — вас могут нанять довольно быстро. Я рекомендую разбирать как можно больше вариантов и писать хорошие сопроводительные, которые выставят вас с лучшей стороны

Поиск работы должен стать вашей второй работой

Всем говорю эту заезженную фразу, но мне пока не надоело

Платные варианты: купить карьерную поддержку или специализированные курсы по поиску работы

Из курсов знаю «Оффер, привет» (лично знаком с Антоном, сам участвовал в создании контента для блока про whiteboard)

Карьерная поддержка помогает в поиске вакансий и откликах, и порой позиционируется как «доведем за руку до оффера». Это может быть хорошим преимуществом перед теми, кто такой опцией не пользуется. Из известных мне с положительными отзывами:

Опять же, есть и другие сервисы, но для меня эти на слуху

Моя личное мнение, не претендую на истину: скептически отношусь к стажировкам, потому что там бешеная конкуренция. Стажерских и джун-позиций появляется не супер-много, а основная масса выпускников школ находится именно на этом уровне. Именно поэтому важно иметь крепкую базу, чтобы можно было авансом претендовать на middle-позицию — так вы сможете выделиться среди соискателей. Но будет тяжело, не сомневайтесь

Заключение

Стать дизайнером можно, и это не будет тяжело. А вот чтобы стать хорошим дизайнером — придется постараться. В общем-то, как и в любой другой сфере.

Спасибо!

Больше про дизайн и продукты — у меня в канале t.me/designtwist

7
3 комментария