От функциональности к эмоциональности: как проходит редизайн hh.ru
Пользователи привыкли воспринимать hh.ru как удобный сервис для поиска вакансий и подбора сотрудников. Но компания уже давно вышла за рамки известного всем джобборда и сейчас транслирует другие идеи. Одна из них — желание быть ближе к аудитории через дружелюбный дизайн. Как редизайн отражает новое позиционирование компании и каким станет сайт совсем скоро, рассказывает Михаил Пономаренко, дизайн-директор hh.ru.
Почему hh.ru нужно было менять
Джобборд не обновлялся давно: последнее изменение интерфейса было в 2018 году. Тогда меняли шапку сервиса, но это сложно назвать серьёзным переосмыслением дизайна.
Главная причина редизайна — желание выйти за рамки привычного джобборда. Мы решили поменять формат коммуникации с пользователями. И тот дизайн, что был с нами долгие годы, уже не отражал стратегической цели и ценностей hh.ru.
Многие привыкли к навигации на нашем сайте, но всё же некоторые разделы были сильно перегружены. Мы хотели сделать так, чтобы дизайн помогал легче ориентироваться в сервисе. Ну и в целом важно было сделать продукт не только удобным, но и эмоциональным.
Главная цель редизайна — донести новую идею бренда и повысить качество клиентского опыта в интерфейсе. Мы стремимся уйти от образа «строгого дяди в пиджаке» и стать более дружелюбной платформой.
Вторая причина — изменение рынка. Сейчас пользователи не хотят, чтобы «по ту сторону экрана» сидел эксперт и сухим языком пояснял, куда нужно нажимать для отклика на вакансию. Нам было важно поменять коммуникацию на более человечную и эмоциональную.
Также мы учитывали мнение пользователей. Мы получали обратную связь по работе сервиса, которая показывала: в текущем дизайне всем уже тесно, он не отвечает запросам аудитории. Многие наши решения основаны именно на этом.
С чего начали процесс редизайна
Карта пути пользователя (UJM) продукта hh.ru
Первое, что мы сделали, — изучили User Flow и сложившиеся паттерны поведения пользователей. Это дало понимание, какие элементы интерфейса нужно улучшить в первую очередь. Сначала сфокусировались на основном флоу джобборда. Там весь функционал hh.ru: от поиска работы до общения с работодателями. На основе данных мы сформировали целевое видение продукта — то, каким он должен стать через пять лет.
В редизайне выделили два стрима — продукт и бренд. Сначала мы сосредоточились на интерфейсе, чтобы улучшить опыт пользователя и сфокусироваться на продукте. А уже после перешли к бренду, чтобы формировать эмоциональную связь с аудиторией.
В результате мы с командой собрали несколько разных концепций и затем выбрали из них одну под рабочим названием «Магритт». Остановились на ней по нескольким критериям.
Сначала провели UX-тесты, где пользователи сравнили новые идеи с текущим интерфейсом. Затем оценили, насколько концепция подходит для стратегии бренда и вписывается в бюджет. Финальное слово осталось за командой — каждый голосовал и выбирал, с чем хотел бы работать.
Самое сложное было придумать единый процесс, который даст возможность всей команде прийти к общему результату. А ещё согласоваться с другими департаментами. Но у нас это получилось.
Как уже сейчас изменился функционал hh.ru
В этом году планируем завершить переход на новую дизайн-систему с обновлением всех элементов интерфейса. Вот ключевые изменения.
Флоу джобборда работодателя
Самые заметные изменения — на главной странице работодателя. Теперь она лучше адаптируется под разные сегменты бизнеса. Получился своего рода рабочий стол, на котором пользователь видит нужные разделы и карточки, где можно совершить целевое действие, не уходя на другие страницы.
Также изменения коснулись страницы «Мои вакансии» и билдера. Мы добавили функционал, который позволяет быстрее создавать вакансии, отслеживать отклики и фильтровать резюме. То есть теперь работодатель экономит время при поиске сотрудников.
Флоу джобборда соискателей
Тут подход был немного другой: мы решили сделать опыт аудитории более свежим и эмоциональным. Поиск работы в целом для многих стресс — и тут наш дружелюбный интерфейс помогает человеку чувствовать себя комфортнее.
Элементы интерфейса
Элементы интерфейса приобрели более мягкие черты, это коснулось всех компонентов дизайн-системы: атомов, палитры цветов, паттернов поведения компонентов и страниц. Это дало ощущение «дружелюбности» в look & feel всего продукта.
Типографика
Наш старый конденсированный шрифт хорошо справлялся с функциональными задачами. Он легко помогал тексту поместиться на небольшой карточке и направлял пользователя. Но при этом создавалось впечатление, что сервис далеко от аудитории. В рамках редизайна мы разработали для сервиса и бренда новый более живой гротеск — hh sans: функциональный и со своим характером.
Теперь у нас не сухие разделы с откликами и резюме, а более приятные для восприятия страницы на семи языках.
Дизайн наслаивается на смыслы, которые компания хочет донести до пользователей, и добавляет эмоции. Поэтому все изменения помогают пользователям посмотреть на HeadHunter немного с другого угла. Как на сервис, с которым комфортно решать свои задачи.
Что изменилось в айдентике бренда
Мы изменили лого, палитру, tone of voice коммуникации в бренде и продукте, а также стилистику иллюстраций. Эти обновления «выкатываем» постепенно — смотрим в общей картине и дорабатываем, если нужно. Изменения уже доступны на hh.ru, расскажем о них подробнее.
Логотип. Мы отказались от агрессивного красного и выбрали более дружелюбный оттенок. Визуально это не так заметно, но прекрасно работает на уровне ощущений. Шайба логотипа сохранилась, но теперь она несёт другой смысл. Вместе с «увесистой» типографикой она выглядит более выразительно и отражает наш ToV.
Типографика. Мы разработали единый шрифт для коммуникационных задач и для интерфейса. При этом в коммуникации используем более яркий, с мягким характером.
Иллюстрации. Сервис hh.ru стал более человечным, в том числе благодаря новым иллюстрациям. Мы создали персонажей — они будут помогать пользователям решать конкретные задачи. Например, один из персонажей будет появляться вместе с ошибками в сервисе. Он мягко объяснит, почему что-то не сработало, и соберёт с аудитории обратную связь.
Мы хотим, чтобы иллюстрации работали как конструктор для сборки необходимого сюжета. Их основная функция — находясь в интерфейсе, быть в контексте задачи пользователя и помогать успешно её решить.
Фотоматериалы. Появились гайды по фото- и видеоматериалам, их основная ценность — ориентированность на человека. Гайды позволяют идентифицировать принадлежность к бренду и айдентике.
Интерактивные элементы. Мы добавили новые графические формы, иконки и тултипы, чтобы пользователям было удобнее ориентироваться на страницах. Ещё одна задача этих элементов — смягчать серьёзность взаимодействия с сервисом. Возможно, пользователи это и не заметят сразу, но будут чувствовать интуитивно, что сервис стал ближе.
Что стоит ждать на hh.ru в будущем
Редизайн с точки зрения продукта — стратегическая задача, которая требует времени. Поэтому изменений будет гораздо больше. Мы не хотим сделать редизайн один раз и забыть про него — теперь это часть нашей культуры. Вот что мы ещё планируем реализовать.
Новый флоу. Мы хотим избавить продукт от всего лишнего. А ещё нам важно, чтобы пользователи тратили меньше времени на поиск разделов и функционала.
Функция профиля. Это будет полноценный новый раздел. Он позволит отображать карьерный путь соискателей более гибко, а работодателям даст возможность быстрее находить кандидатов.
Обновлённая главная страница для работодателей. Она станет более информативной и удобной, чтобы работодатели сразу видели все ключевые функции. А ещё в ней будет возможность кастомизации — пользователи смогут настроить рабочий стол под себя.
Пошаговый онбординг. Проведём соискателей через все этапы заполнения профиля, поиска вакансий и откликов, чтобы первые шаги на платформе были простыми и понятными.
Для работодателей также реализуем пошаговый билдер, глобальный и локальный поиск, редизайн прайса, чатов и откликов. У соискателей обновится главная страница, изменится флоу отклика.
Всё это будет внедряться постепенно. Что-то мы уже реализовали в 2024 году, а что-то сделаем в 2025-м.