Как прокачать насмотренность с помощью лучших презентаций российских компаний

Привет! На связи Ольга Араз, основатель студии визуальных коммуникаций «В.Смысле». Сегодня расскажу, что такое насмотренность в дизайне, зачем её развивать и какие презентации помогут вам в этом.

Как прокачать насмотренность с помощью лучших презентаций российских компаний

Что такое насмотренность в дизайне и как её развить?

Насмотренность — это способность не просто воспринимать визуальную информацию, но и понимать, как она работает. Для дизайнеров и всех, кто работает с визуальными материалами, это критически важно.
Например, мы за пару секунд можем понять, что слайд РосАгро не очень, а главное — почему. И, соответственно, как его можно было бы улучшить.

Слайд перегружен мелкими цифрами и диаграммами, из-за чего его сложно воспринимать. <i>Источник: РосАгро, Презентация для инвесторов, 2021.</i>
Слайд перегружен мелкими цифрами и диаграммами, из-за чего его сложно воспринимать. Источник: РосАгро, Презентация для инвесторов, 2021.

Насмотренность формируется через постоянное изучение и разбор чужих дизайнерских решений. Чем больше вы просматриваете примеров, тем быстрее начинаете замечать удачные решения, избегать ошибок и находить лучший способ донести смысл.
Развитая насмотренность делает процесс создания презентаций проще. Вы быстрее понимаете, как показать данные, какие элементы и где использовать, чтобы информация цепляла и была понятна.

Какие презентации полезно смотреть для развития насмотренности?

Чтобы развить насмотренность в дизайне, важно смотреть такие материалы, которые делают акцент на структуре, смысловой составляющей и профессиональной визуализации. Это:

  • Годовые отчёты компаний— содержат много информации, концептуальных схем и анализа.
  • Стратегии развития- в таких презентациях важно правильно передать смыслы.
  • Презентации для инвесторов— в них не только доносят факты, но и убеждают, что у компании есть потенциал.
  • ESG-отчёты— устойчивое развитие отражается в визуальной концепции таких отчётов.
  • Финансовые отчёты — компании редко уделяют внимание оформлению финансовых данных, но если делают это, то демонстрируют отличные примеры визуализации цифр.

Избегайте простых коммерческих предложений и питчей в несколько слайдов — они больше про привлечение внимания, а не про анализ и глубокие смыслы.

Почему российские компании — отличные примеры для развития насмотренности?

Мы привыкли равняться на иностранные компании, считая, что у них всё лучше — продукция, технологии, методики. Но в сфере визуальных коммуникаций стоит ориентироваться именно на российские компании.
Мы регулярно изучаем десятки презентаций крупных компаний из разных стран и отраслей, поэтому точно знаем, о чём говорим.
Зарубежные компании отдают предпочтение большому количеству текста с минимальной визуализацией, у них нечему учиться.

Ежегодный отчёт компании Walmart выглядит откровенно скучно. Тут разве что английский можно подтянуть. <i>Источник: Walmart, “Annual report”, 2024.</i>
Ежегодный отчёт компании Walmart выглядит откровенно скучно. Тут разве что английский можно подтянуть. Источник: Walmart, “Annual report”, 2024.

В то время как российские компании активно используют современные подходы в дизайне и визуализации для донесения смыслов.
Для сравнения — пример из презентации Х5 Group, содержащий аналогичную Walmart информацию о каналах.

Как прокачать насмотренность с помощью лучших презентаций российских компаний
Почувствуйте разницу. <i>Источник: Х5, Презентация для инвесторов, 2024.</i>
Почувствуйте разницу. Источник: Х5, Презентация для инвесторов, 2024.

А еще подсмотреть удачные решения можно у российских компаний в самых разных сферах — от технологий до добычи и переработки.

Неидеальный слайд, но ТМК удалось наглядно показать сферы применения своей продукции. <i>Источник: ТМК, Презентация для инвесторов, 2024.</i>
Неидеальный слайд, но ТМК удалось наглядно показать сферы применения своей продукции. Источник: ТМК, Презентация для инвесторов, 2024.

Конечно, у зарубежных компаний тоже есть приятные исключения, например, Vodafone.

Не то, чтобы супер-креативно, но посмотреть можно. <i>Источник: Vodafone annual report, 2024.</i>
Не то, чтобы супер-креативно, но посмотреть можно. Источник: Vodafone annual report, 2024.

Но хороших зарубежных примеров — единицы. А отечественных - десятки.

Наверное, поэтому к нам всё чаще обращаются клиенты из-за рубежа. Вкус, насмотренность, талантливые дизайнеры и стремление задавать тренды — вот почему выбирают российских исполнителей для важных визуальных коммуникаций.

Ольга Араз, основатель студии "В.Смысле"

Как правильно анализировать презентации для развития насмотренности?

Советуем анализировать и презентацию целиком, и каждый отдельный слайд.

Как выглядит композиция элементов на слайде?

  • Сколько информации на одном слайде?
  • Как распределена информация на слайде?
У Мечела много текста. Чтобы его было не скучно читать, его разбили на логические блоки, часть из них выделили серыми подложками. Также добавили фотографии и блок с цифрой. Текст сверстан в газетном стиле. <i>Источник: Мечел, Годовой отчет, 2022.</i>
У Мечела много текста. Чтобы его было не скучно читать, его разбили на логические блоки, часть из них выделили серыми подложками. Также добавили фотографии и блок с цифрой. Текст сверстан в газетном стиле. Источник: Мечел, Годовой отчет, 2022.
Роснефть умело скомбинировала иллюстрацию и текст. Все выглядит гармонично, хотя информации много. <i>Источник: Роснефть, Годовой отчет, 2023.</i>
Роснефть умело скомбинировала иллюстрацию и текст. Все выглядит гармонично, хотя информации много. Источник: Роснефть, Годовой отчет, 2023.

Как представлена информация?

  • Правильно ли используются цвета и начертания шрифтов?
  • Каково соотношение текста и графических элементов?
Иллюстрации и иконки добавили эмоций слайду. Однако одновременное использование и нумерации и иконок создает визуальный шум. <i>Источник: S7, ESG отчет, 2022.</i>
Иллюстрации и иконки добавили эмоций слайду. Однако одновременное использование и нумерации и иконок создает визуальный шум. Источник: S7, ESG отчет, 2022.
ВТБ использует корпоративные цвета в сочетании с универсальным серым. Смотрится органично. <i>Источник: ВТБ, Презентация для инвесторов, 2021.</i>
ВТБ использует корпоративные цвета в сочетании с универсальным серым. Смотрится органично. Источник: ВТБ, Презентация для инвесторов, 2021.

Как поданы цифры?

  • Как оформлены графики и таблицы?
  • Как представлен большой объем данных?
Северcталь вместо таблиц и графиков использовали крупные цифры для демонстрации ключевых финансовых результатов. <i>Источник: Северсталь, Отчет об устойчивом развитии, 2023.</i>
Северcталь вместо таблиц и графиков использовали крупные цифры для демонстрации ключевых финансовых результатов. Источник: Северсталь, Отчет об устойчивом развитии, 2023.
Если хочется креатива, можно подсмотреть у Норникеля оригинальное решение по оформлению круговой диаграммы. <i>Источник: Норникель, Годовой отчет, 2024.</i>
Если хочется креатива, можно подсмотреть у Норникеля оригинальное решение по оформлению круговой диаграммы. Источник: Норникель, Годовой отчет, 2024.

Работа с акцентами

  • Как выделены ключевые моменты?
  • Не перегружен ли слайд акцентами?
Ростелеком выделил ключевые показатели цветной плашкой, но сочетание цветов вызывает вопросики. Лучше бы сделали цифры белыми. <i>Источник: Ростелеком, Презентация для инвесторов, 2024.</i>
Ростелеком выделил ключевые показатели цветной плашкой, но сочетание цветов вызывает вопросики. Лучше бы сделали цифры белыми. Источник: Ростелеком, Презентация для инвесторов, 2024.

Логика и структура

  • Как выстроена структура презентации?
  • Есть ли логический переход от одного блока к другому?
  • Является ли презентация последовательной и понятной?
Магнит вверху слайда трекерами обозначает, в каком разделе читатель сейчас находится. <i>Источник: Магнит, Презентация для инвесторов, 2024. </i>
Магнит вверху слайда трекерами обозначает, в каком разделе читатель сейчас находится. Источник: Магнит, Презентация для инвесторов, 2024. 
Начало раздела можно оформить в классической форме. <i>Источник: Сбербанк, Стратегия 2023, 2020.</i>
Начало раздела можно оформить в классической форме. Источник: Сбербанк, Стратегия 2023, 2020.
Или более креативно. У авиакомпании Сибирь на разделительный слайд добавлен ключевые идеи раздела. <i>Источник: S7, ESG отчет, 2022.</i>
Или более креативно. У авиакомпании Сибирь на разделительный слайд добавлен ключевые идеи раздела. Источник: S7, ESG отчет, 2022.

Эмоциональный отклик

  • Какие элементы вызывают эмоции?
  • Как презентация удерживает внимание аудитории?
Х5 использует зеленые листики и колоски по всей презентации для удержания внимания. <i>Источник: Х5, Отчет об устойчивом развитии, 2022.</i>
Х5 использует зеленые листики и колоски по всей презентации для удержания внимания. Источник: Х5, Отчет об устойчивом развитии, 2022.
Х5 вообще мастера эмоций. В другом отчете используют фотографии реальных людей, которым со всей душой помогают реальные продавцы. <i>Источник: Х5, Презентация для инвесторов, 2024.</i>
Х5 вообще мастера эмоций. В другом отчете используют фотографии реальных людей, которым со всей душой помогают реальные продавцы. Источник: Х5, Презентация для инвесторов, 2024.

Ну и главное — делимся своей обновленной коллекцией презентаций

Мы собрали около сотни действительно классных презентаций в разных жанрах — от стратегий до ESG-отчётов. А ещё разложили всё по папкам, чтобы вам было проще ориентироваться.

Из новых материалов советуем обратить внимание на:

Полюс, Презентация для инвесторов, декабрь 2024. Пример визуализации сложной технической информации в добывающей отрасли. Смотреть.

Группа М.Видео-Эльдорадо, Отчёт за 1 полугодие 2024. Как использовать акценты и цвета для привлечения внимания. Смотреть.

Аэрофлот, Финансовые результаты за 9 месяцев 2024. Как структурировать разнородную информацию. Смотреть.

X5 Group, Презентация для инвесторов 2024. Сочетание аналитики и эмоционального контента. Смотреть.

Яндекс, Итоги 3 квартала 2024. Умелая работа с большими объёмами данных. Смотреть.

Развивайте насмотренность, анализируйте лучшие практики и улучшайте свои презентации!

В студии "В.Смысле" мы помогаем бизнесу создавать яркие и убедительные презентации, проводим эффективные тренинги и разрабатываем стратегии. Работаем как с крупными компаниями, так и со стартапами. Мы верим, что каждая идея заслуживает быть услышанной и понятой. Именно поэтому мы фокусируемся на создании материалов, которые не просто рассказывают, а убеждают через чёткие, продуманные и визуально сильные решения.

О своём опыте, проектах и результатах рассказываем в телеграм-канале.

1
Начать дискуссию