Архитектура в женских лицах

София Хейден (1868 — 1953)

Архитектура в женских лицах

Была первой женщиной, прошедшей четырёхгодичное обучение по специальности архитектура в Массачусетском технологическом институте.

В 21 год она создаёт свою первую работу. А известна София Хейден становится одним своим проектом, так называемым «Женским зданием», спроектированным для Всемирной выставки в 1892 года.

«Женское здание»
«Женское здание»

Джулия Морган (1872-1957)

Архитектура в женских лицах

Автор более 700 архитектурных проектов в Калифорнии является первой женщиной, которую приняли на архитектурный факультет в национальную высшую школу изящных искусств в Париже. Самый известный её проект, над которым она работала с 1919 по 1947 год — Замок Херста.

Замок Хёрста
Замок Хёрста

Баухаус (1919-1933)

Как же относились к женщинам-творцам в главной школе дизайна начала 20-ого века?

Отлично! В современную архитектурную школу принимали «всех желающих, независимо от пола и возраста». Вальтер Гропиус в «Манифесте» о Баухаусе подчёркивал, что «не должно быть никакой разницы между прекрасным и сильным полом». Но это только в теории.

Число поступивших в вуз женщин в 1919 году превысило количество мужчин. Руководством Баухауса было решено определить большинство студенток на факультет ткачества, поскольку более серьёзные специальности оставались «мужскими». Только единицам удалось отстоять своё право учиться металлообработке, производству мебели и архитектуре. Например: Урсула Шнайдер и Хильде Райс смогли стать дипломированными архитекторами.

Изе и Вальтер Гропиусы
Изе и Вальтер Гропиусы

А кто-то, будучи женщиной, даже имел право голоса на заседаниях Совета мастеров Баухауса. Речь идёт об Изе Гропиус – жене одного из основателей Баухауса Вальтера Гропиуса. Изе не просто помогала. Она жила идеей Баухауса, что подтверждают её слова в интервью 80-х годов: "Идея Баухауса стала моим вторым "я". Как только ты ею заражался, она начинала оказывать влияние на каждый аспект твоей жизни".

Изе Гропиус участвовала во многих проектах школы, например, в создании интерьеров Преподавательского корпуса в Дессау, архитектором которого был Гропиус. А также вела переговоры о перемещении вуза в Дессау.

Гораздо легче воплощать что-то в жизнь, когда рядом с тобой человек, который поддерживает и горит твоей идеей. Так и было в семье Гропиусов. И кто знает, может, без Изе Гропиус Баухаус был бы менее велик.

Может и не таким искусным получился бы Павильон Германии в Барселоне, если бы Мис ван дер Роэ не встретил Лилли Райх. Именно после знакомства архитектор начинает работу над культовыми предметами мебели: вместе с Лилли Райх они создают стул Брно и кресло Барселона.

Лилли Райх и Мис ван дер Роэ работали вместе в течение 13 лет. В это время Мис становится новым директором школы Баухаус, а Лилли Райх – преподавателем дизайна интерьера и мебели, одной из немногих женщин в штате.

Школа прерий

Марион Махони Гриффин (1871-1961)

Архитектура в женских лицах

Одна из первых обладательниц лицензии архитектора. Преимущественно реализовывала свои проекты в Австралии и США. Но известна она не собственными постройками, а работой с Фрэнком Ллойдом Райтом. А именно своим вкладом в его портфолио Васмута (многие искусствоведы считают, что чуть ли не все иллюстрации сделаны Марион Махони) – сборник изображений работ Райта, которыми позже вдохновлялись Ле Корбюзье, Ми сван дер Роэ и другие европейские модернисты.

Что же так привлекло их в акварельных иллюстрациях Махони?

Лёгкость и понятное отражение идеи проектов, что получилось путём сочетания архитектурного взгляда Махони, профессиональной руки и заимствований из японской живописи. Изображения вторят стилю, который был свойственен Райту и Марион – стилю прерий.

После 15 лет работы на Фрэнка Ллойда Райта Махони уезжает в Австралию с мужем Уолтером Гриффином. Там они работают над ещё одним важным проектом в творчестве Марион – в соавторстве разрабатывают план новой столицы - Канберры.

Градостроительный план Канберры
Градостроительный план Канберры
Резиденция Дэвида Амберга, Мичиган, Марион Махони Гриффин, 1909 г.
Резиденция Дэвида Амберга, Мичиган, Марион Махони Гриффин, 1909 г.

Модернизм

Эйлин Грей (1878-1976)

Эйлин Грей в молодости
Эйлин Грей в молодости

Стала одной из первых женщин, принятых в лондонскую школу изобразительных искусств Slade. Забавно, что свою самую известную работу, виллу Е-1027, Эйлин спроектировала не имея архитектурного образования.

В 1938 году тогда еще не признанный Ле Корбюзье расписал белоснежные стены виллы — это стало объявлением тихой войны. Он видел в Грей конкурентку и много позже, став известным архитектором, заполнил пространство вокруг ее дома собственными постройками.

Про виллу Эйлин много писали в начале 30-х годов. Бадовичи посвятил ей полноценный спецвыпуск своего журнала L’Architecture Vivante. Прежде такой чести удостаивались только Корбюзье и Пьер Жаннере.

Айно Аалто (1894-1949) – жена Алвара Аалто

Скандинавский стиль

Архитектура в женских лицах

Семья Аалто спроектировала и построила для себя совместный дом-офис в пригороде Хельсинки, а позже, в том же районе был построен и офис.

В середине 1920-х годов Аалто стали первыми архитекторами в Финляндии, принявшими функционалистский стиль архитектуры, пришедший из Центральной Европы. Данный вектор развития наглядно читается и в самостоятельных работах Айно, например, в финском павильоне на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке , первый приз за которую, однако, получил её муж - Алвар Аалто.

Вилла Майреа, 1939 – совместная работа Айно и Алвара Аалто
Вилла Майреа, 1939 – совместная работа Айно и Алвара Аалто

Маргарете Шютте-Лихоцки (1897-2000)

Архитектура в женских лицах

Была первой женщиной, изучавшей архитектуру в Австрийской школе прикладных искусств (Kunstgewerbeschule) и успешно её окончившей. После выпуска она спроектировала франкфуртскую кухню – прекрасный пример рационализма в домашнем хозяйстве. В одном только Франкфурте в период с 1926 по 1930 год было изготовлено около десяти тысяч подобных кухонь.

Маргарет находилась под большим влиянием стиля "баухаус", её интерьеры, состояли из простых прямых линий. Эта эстетика и стоящие за ней рационализаторские идеи вполне соответствовали духу социального утопизма.

Лина Бо Барди (1914 – 1992)

Архитектура в женских лицах

Успешный архитектор и журналистка. В 1950 году Барди создает журнал Habitat, где освещает темы, связанные с искусством и архитектурой. Параллельно она, уже как архитектор, работает над проектом собственного дома в районе Морумби в Бразилии.

Стеклянный дом в Сан-Паулу
Стеклянный дом в Сан-Паулу

Но её самыми знаменитыми зданиями обычно называют Стеклянный дом в Сан-Паулу, в котором реализован принцип открытости, а также Художественный музей Сан-Паулу. Кульминацией развития собственного стиля Лины Бо Барди был проект Культурного центра SESC Pompeia. Это место стало действительно точкой притяжения, отвечающей запросам большого количества разных частей общества.

Джейн Дрю (1911–1996)

Африканский модернизм

Джейн Дрю и Максвелл Фрай, 1945
Джейн Дрю и Максвелл Фрай, 1945

Вошла в число главных деятелей движения модернизма в Британии. Известна же своими проектами социальных, общественных и административных объектов в Африке, Индии, на Ближнем Востоке.

Вместе со своим мужем Максвеллом Фраем и Ле Корбюзье Джейн Дрю принимала участие в проектировании города Чандигарх, новой столицы штата Пенджаб. По генеральному плану город разбит на самодостаточные сектора, где в пределах 10-минутной ходьбы есть практически всё необходимое. Архитектура представляет собой сочетание индийских традиций и модернизма. Сегодня Чандигарх с населением более миллиона человек считается одним из самых чистых и удобных городов Индии.

В 1998 была учреждена премия имени Джейн Дрю, которой награждаются женщины-архитекторы, проявляющие в своей работе инновационность, разнообразие и социальную сопричастность.

От деконструктивизма к параметризму

Заха Хадид (1950-2016)

Архитектура в женских лицах

В начале своей карьеры работает в бюро у Рема Колхаса. А в 1980 открывает своё. Первый проект – пожарная часть мебельной компании Vitra, который был реализован только в 1993 году. На раннем этапе творчество Захи Хадид можно резонно назвать бумажной архитектурой, поскольку её идеи были слишком смелыми для реализации и для восприятия людей – множество проектов были сделаны в стол.

Пожарная часть компании Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия
Пожарная часть компании Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия

Поворотной точкой стал Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннат, первый её проект в США. В 2004 Заха Хадид становится первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию а также один из самых востребованных архитекторов современности.

Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США (1997—2003)
Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, США (1997—2003)

Стиль Захи Хадид никогда не включал в себя излишества. Изначально она вдохновлялась авангардистами, к примеру, Малевичем – это был чистый конструктивизм. Позже она отходит от острых углов в сторону плавности линий.

В 2000-е годы архитектура Хадид становится сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Вместе с Патриком Шумахером, исполнительным директором студии ZHA, они развивают алгоритмический дизайн и цифровое проектирование. Результатом их работы становится новый архитектурный стиль – параметризм.

Galaxy SOHO в Пекине – один из последних проектов Захи Хадид
Galaxy SOHO в Пекине – один из последних проектов Захи Хадид

Современность

Одиль Декк

Архитектура в женских лицах

Экстравагантная женщина, лауреат престижных архитектурных премий, создающая сумасбродные и яркие проекты. Красный и черный – её цвета фавориты - мгновенно привлекают внимание к проектам. Но при всём своём бунтарстве Одиль Декк всегда ставит на первое место человека, прежде всего создаёт удобное пространство.

Кадзуё Сэдзима: SANAA

Архитектура в женских лицах

В 1995 году совместно с Рюэ Нисидзава основала мастерскую SANAA. В 2010 они становятся лауреатами Притцкеровской премии.

Проекты SANAA можно считать полноценной частью японской культуры, поскольку в них есть доля странности и эпатажности, которая идеально пересекается с лёгкостью и трепетным отношением к природе и окружению – эти качества свойственны большинству японских творений, будь то фильм, мультик или картина.

Забавно, что бюро часто заказывают именно проекты музеев (объект, который чаще других зданий является полем для экспериментов). Это говорит о том, что Кадзуё Сэдзима и её партнёр профессионалы архитектурного эксперимента.

Ивон Фарелл и Шелли Макнамара: бюро Grafton Architects

Архитектура в женских лицах

В 2020 году стали лауреатами Притцкеровской премии. А история их бюро Grafton Architects началась более сорока лет назад. Одна из главных заповдей их студии – желание вынести комфорт человека на первый план, что в современном мире стало тенденцией в сфере проектирования пространств.

Их первый зарубежный проект был реализован в Милане: Университет Луиджи Боккони, построенный в 2008 году, был удостоен звания “Лучшее здание в мире”. Также они были удостоены премии Джейн Дрю.

Нери Оксман

«Сейчас мы находимся в особом волнующем моменте, когда можем сами создавать природу.»

Архитектура в женских лицах

Профессор Массачусетского технологического института. А также дизайнер, экспериментатор, архитектор. В 2009 году была в списке ICON «20 самых влиятельных архитекторов, определяющих наше будущее».

Как же она дошла до таких высот в мире искусства и науки?

Три года служила в армии Израиля. Пару лет училась на медицинском факультете. Откуда в итоге ушла в архитектуру. Также получила докторскую степень по философии. А позже начала преподавательскую деятельность.

Сейчас она руководит исследовательской группой «Mediated Matter» при Массачусетском технологическом институте, которая занимается цифровым дизайном и новыми технологиями производства. В сотрудничестве с В. Крэйгом Картером Нери разработала алгоритмы (имитирующие естественные модели и процессы) для создания уникальных скульптур, которые можно выполнить только с использованием 3D печати. Один из таких проектов - Aguahoja I.

Aguahoja I. Нери Оксман и Mediated Matter Group, 2018. Фото: The Mediated Matter Group. Courtesy, The Mediated Matter Group
Aguahoja I. Нери Оксман и Mediated Matter Group, 2018. Фото: The Mediated Matter Group. Courtesy, The Mediated Matter Group

Самый, пожалуй, интересный проект Оксман - центральная часть экспозиции «Шелковый павильон II» — проект архитектурного сооружения, использующий способность тутовых шелкопрядов синтезировать шелк. Был создан каркас из нержавеющей стали, на который поместили 17000 шелкопрядов. 10 дней они трудились над созданием покрытия.

Silk Pavilion
Silk Pavilion

Женщины в истории архитектуры

Архитектура в женских лицах

Автор статьи: Бессонова Дарья

Была ли эта статья полезной?

Сохрани, чтобы не потерять!

_______________________________

Желаете записаться или узнать подробнее о курсах, пишите нам: https://vk.cc/ckcHtK

Посмотреть отзывы выпускников можно здесь: https://vk.com/topic-57893773_36484173

Посмотреть видео-отзывы можно здесь: https://vk.com/video/playlist/-57893773_2

Наш metaGPT: задавай любые вопросы и наш бот с удовольствием ответит: https://t.me/GPTmeta_bot

Начать дискуссию