Это знак: как и зачем мы обновили лого Яндекс Практикума

Привет! Я Маша Печкуренко, арт-директор Яндекс Практикума. Мы запустили новый логотип — букву «П» заменила несимметричная звёздочка, она же знак загрузки бесценного опыта. Как мы поняли, что пора что-то менять, как искали новое визуальное решение и почему остановились именно на таком варианте — рассказываю в этой статье.

Это знак: как и зачем мы обновили лого Яндекс Практикума
Маша Печкуренко
арт-директор Яндекс Практикума

Зачем понадобился новый логотип

12 февраля 2019 года Практикум начинался с идеи создать доступное и практичное образование в IT, которое помогает жить ту жизнь, которую хочется. Эта идея и сейчас наш главный ориентир во всём — в подходе к продукту, в развитии бренда, в каждой отдельной коммуникации. Однако за 6 лет мы выросли с пяти курсов по программированию и аналитике данных до 150+ по разным цифровым специальностям. Начали обучать не только с нуля, но и помогать расти в профессии. Мы выпустили 100 000+ студентов и многое поняли о том, каким должно быть образование для взрослых.

В 2019-м пиксельная буква «П» была уместна — метафора и графика соответствовали духу технологичного образовательного стартапа. Но к 2024 году потребность в новом лого стала явно ощутимой из-за изменений в бизнесе и, как следствие, в бренде.

Визуал — это язык, через который бизнес передаёт свои ценности аудитории. Логотип, как важная точка соприкосновения, должен точно отражать бренд-позиционирование.
Визуал — это язык, через который бизнес передаёт свои ценности аудитории. Логотип, как важная точка соприкосновения, должен точно отражать бренд-позиционирование.

Практикум начинался как образование, которое меняет жизнь. Сегодня — это учёба, которая не меняет жизнь единожды, а сопровождает человека на всём жизненном пути, помогая решать самые разные задачи. Учиться, добиваться успеха, бросать, пробовать что-то другое, ошибаться, радоваться небольшим победам, идти в своём темпе — в новом лого нам важно было честно показать весь путь, а не только две его точки, «начало» и «успех».

Проверка «П» на прочность

Мы начали с тестирования возможностей существующего логотипа: можно ли сделать что-то новое на этой базе, есть ли потенциал у «П»?

Первым делом провели исследование — спросили аудиторию: с чем у вас ассоциируется этот логотип? Результаты показали, что люди не считывают нужных нам метафор. В основном пиксельный знак ассоциируется с компьютерными играми или даже просто с играми — многие увидели городки или тетрис. Нам важно было среди ассоциаций найти позитивные и вдохновляющие образы, которые будут попадать в позиционирование.

Это знак: как и зачем мы обновили лого Яндекс Практикума

Какие выводы мы сделали:

  • Лого не отражает бренд и продукты Практикума на сегодняшний день;
  • Практикум теперь работает в странах СНГ — наши коммуникации вышли за пределы русского языка, а значит, привязка к русской букве уменьшает наши шансы быть понятыми;
  • пиксельная «П» ограничивает нас в развитии визуального стиля: мы уже перешли к сложной графике, которая не сочетается со старым лого;
  • метафоричная ёмкость «П» исчерпаема: как бы мы ни искали свежие интерпретации, для нового Практикума нужна совершенно новая, другая форма.

Логотип без привязки к букве давал нам больше возможностей для передачи разных ассоциаций — широкого спектра курсов для разной целевой аудитории, человечного и технологичного духа бренда Практикума.

Коллаборация двух дизайн-команд

Новый лого — амбициозная задача, для решения которой нужны и важны разные точки зрения. Поэтому мы привлекли к этому проекту дизайнеров с мощной экспертизой в брендинге и шрифте Мишу Иванова и Никиту Сапожкова.

Работа шла по спринтам. Каждую неделю Миша и Никита приносили свои наработки, мы вместе с внутренней дизайнерской командой Практикума «примеряли» их на текущие коммуникации, чтобы увидеть, насколько новый знак встраивается в айдентику и отражает нужное нам позиционирование. Получилась продуктивная коллаборация двух команд: внешние эксперты приносили что-то очень нетипичное для нас, а мы, как хранители бренд-идентичности, пытались развить это уже на конкретных примерах.

Это знак: как и зачем мы обновили лого Яндекс Практикума

Одним из направлений была идея контролсов — физических объектов, которые помогают человеку «настраивать» любые параметры: громкость, яркость, всю свою жизнь. Вариант с градиентом натолкнул нас на мысль о бесконечном обновлении, цикличности и ступенчатости образования. Идея оказалась очень универсальной и богатой на метафоры — это и было нужно.

Знак загрузки, звезда, снежинка

Основная концепция нового лого — это постоянное циклическое развитие, неравномерные и неидеальные шаги на пути к самому себе, к своей учебной цели.

Практикум — про доказательное образование, мы применяем проверенные методики и исследуем данные, чтобы разобраться, как сделать опыт студентов лучше. На данных мы видим, что учёба — это пики и спады мотивации, это сложный и совсем не линейный путь. Мы постоянно чему-то учимся, иногда сами этого не замечая, — в течение своей жизни каждый из нас множество раз возвращается на этот круг и начинает непростой путь к новым знаниям с одного маленького шага.

Это знак: как и зачем мы обновили лого Яндекс Практикума

Нам было важно отразить человечный характер бренда, найти действительно вдохновляющий студентов символ.

Мы постарались дать место ошибкам как нормальной части человеческого развития. Именно поэтому линии в знаке располагаются не статично и симметрично, а отклонены от осей и находятся в динамике. У каждого может быть своё количество шагов, своя толщина линий — в этом красота и гибкость найденной формы.

Новый знак получился технологичным, но при этом неровным, неправильным. Нам нравится его неидеальность и подлинность — именно такие качества мы ценим в наших студентах

Новый знак в экосистеме Яндекса

Практикум — часть Яндекса, а новый знак — часть логотипа Практикума, поэтому нам важна была сочетаемость с другими элементами брендинга.

Квадратная форма иконки отсылает к иконке приложения и удобной образовательной платформе Практикума
Квадратная форма иконки отсылает к иконке приложения и удобной образовательной платформе Практикума

Мы намеренно остались в монохромной гамме — не стали поддаваться тенденции последних лет и добавлять в лого цвет. Для Практикума важно сохранять честные отношения с аудиторией: учёба — это не развлечение, это правда очень непросто, но мы знаем, что нужно для результата, и поможем его добиться.

Впереди ещё большой путь по развитию выбранного направления и обновлению всех носителей, но сегодня важно сказать огромное спасибо всем, кто причастен к этому обновлению!

Приглашённые эксперты: Никита Сапожков и Миша Иванов.

Команда со стороны Практикума: директор по маркетингу Ника Дмитриева, арт-директор Мария Печкуренко, продюсер Анна Гришина, продюсер Наталья Белова, дизайнер Юлия Дивид, дизайнер Веста Попова, дизайнер Анна Макарова, дизайнер Павел Скоринов.

12
6 комментариев