Это знак: как и зачем мы обновили лого Яндекс Практикума
Привет! Я Маша Печкуренко, арт-директор Яндекс Практикума. Мы запустили новый логотип — букву «П» заменила несимметричная звёздочка, она же знак загрузки бесценного опыта. Как мы поняли, что пора что-то менять, как искали новое визуальное решение и почему остановились именно на таком варианте — рассказываю в этой статье.
Зачем понадобился новый логотип
12 февраля 2019 года Практикум начинался с идеи создать доступное и практичное образование в IT, которое помогает жить ту жизнь, которую хочется. Эта идея и сейчас наш главный ориентир во всём — в подходе к продукту, в развитии бренда, в каждой отдельной коммуникации. Однако за 6 лет мы выросли с пяти курсов по программированию и аналитике данных до 150+ по разным цифровым специальностям. Начали обучать не только с нуля, но и помогать расти в профессии. Мы выпустили 100 000+ студентов и многое поняли о том, каким должно быть образование для взрослых.
В 2019-м пиксельная буква «П» была уместна — метафора и графика соответствовали духу технологичного образовательного стартапа. Но к 2024 году потребность в новом лого стала явно ощутимой из-за изменений в бизнесе и, как следствие, в бренде.
Практикум начинался как образование, которое меняет жизнь. Сегодня — это учёба, которая не меняет жизнь единожды, а сопровождает человека на всём жизненном пути, помогая решать самые разные задачи. Учиться, добиваться успеха, бросать, пробовать что-то другое, ошибаться, радоваться небольшим победам, идти в своём темпе — в новом лого нам важно было честно показать весь путь, а не только две его точки, «начало» и «успех».
Проверка «П» на прочность
Мы начали с тестирования возможностей существующего логотипа: можно ли сделать что-то новое на этой базе, есть ли потенциал у «П»?
Первым делом провели исследование — спросили аудиторию: с чем у вас ассоциируется этот логотип? Результаты показали, что люди не считывают нужных нам метафор. В основном пиксельный знак ассоциируется с компьютерными играми или даже просто с играми — многие увидели городки или тетрис. Нам важно было среди ассоциаций найти позитивные и вдохновляющие образы, которые будут попадать в позиционирование.
Какие выводы мы сделали:
- Лого не отражает бренд и продукты Практикума на сегодняшний день;
- Практикум теперь работает в странах СНГ — наши коммуникации вышли за пределы русского языка, а значит, привязка к русской букве уменьшает наши шансы быть понятыми;
- пиксельная «П» ограничивает нас в развитии визуального стиля: мы уже перешли к сложной графике, которая не сочетается со старым лого;
- метафоричная ёмкость «П» исчерпаема: как бы мы ни искали свежие интерпретации, для нового Практикума нужна совершенно новая, другая форма.
Логотип без привязки к букве давал нам больше возможностей для передачи разных ассоциаций — широкого спектра курсов для разной целевой аудитории, человечного и технологичного духа бренда Практикума.
Коллаборация двух дизайн-команд
Новый лого — амбициозная задача, для решения которой нужны и важны разные точки зрения. Поэтому мы привлекли к этому проекту дизайнеров с мощной экспертизой в брендинге и шрифте Мишу Иванова и Никиту Сапожкова.
Работа шла по спринтам. Каждую неделю Миша и Никита приносили свои наработки, мы вместе с внутренней дизайнерской командой Практикума «примеряли» их на текущие коммуникации, чтобы увидеть, насколько новый знак встраивается в айдентику и отражает нужное нам позиционирование. Получилась продуктивная коллаборация двух команд: внешние эксперты приносили что-то очень нетипичное для нас, а мы, как хранители бренд-идентичности, пытались развить это уже на конкретных примерах.
Одним из направлений была идея контролсов — физических объектов, которые помогают человеку «настраивать» любые параметры: громкость, яркость, всю свою жизнь. Вариант с градиентом натолкнул нас на мысль о бесконечном обновлении, цикличности и ступенчатости образования. Идея оказалась очень универсальной и богатой на метафоры — это и было нужно.
Знак загрузки, звезда, снежинка
Основная концепция нового лого — это постоянное циклическое развитие, неравномерные и неидеальные шаги на пути к самому себе, к своей учебной цели.
Практикум — про доказательное образование, мы применяем проверенные методики и исследуем данные, чтобы разобраться, как сделать опыт студентов лучше. На данных мы видим, что учёба — это пики и спады мотивации, это сложный и совсем не линейный путь. Мы постоянно чему-то учимся, иногда сами этого не замечая, — в течение своей жизни каждый из нас множество раз возвращается на этот круг и начинает непростой путь к новым знаниям с одного маленького шага.
Нам было важно отразить человечный характер бренда, найти действительно вдохновляющий студентов символ.
Мы постарались дать место ошибкам как нормальной части человеческого развития. Именно поэтому линии в знаке располагаются не статично и симметрично, а отклонены от осей и находятся в динамике. У каждого может быть своё количество шагов, своя толщина линий — в этом красота и гибкость найденной формы.
Новый знак получился технологичным, но при этом неровным, неправильным. Нам нравится его неидеальность и подлинность — именно такие качества мы ценим в наших студентах
Новый знак в экосистеме Яндекса
Практикум — часть Яндекса, а новый знак — часть логотипа Практикума, поэтому нам важна была сочетаемость с другими элементами брендинга.
Мы намеренно остались в монохромной гамме — не стали поддаваться тенденции последних лет и добавлять в лого цвет. Для Практикума важно сохранять честные отношения с аудиторией: учёба — это не развлечение, это правда очень непросто, но мы знаем, что нужно для результата, и поможем его добиться.
Впереди ещё большой путь по развитию выбранного направления и обновлению всех носителей, но сегодня важно сказать огромное спасибо всем, кто причастен к этому обновлению!
Приглашённые эксперты: Никита Сапожков и Миша Иванов.
Команда со стороны Практикума: директор по маркетингу Ника Дмитриева, арт-директор Мария Печкуренко, продюсер Анна Гришина, продюсер Наталья Белова, дизайнер Юлия Дивид, дизайнер Веста Попова, дизайнер Анна Макарова, дизайнер Павел Скоринов.