Как я отказалась от перфекционизма и полюбила свой сайт-портфолио
Увы, но сегодня я не поддержу стереотип о том, что у классных сеньористых дизайнеров годами не обновляются сайты-портфолио. Свою текущую версию я собрала в январе 2024 с расчётом на долгую мне службу и главное, регулярное и простое пополнение новыми кейсами, шотами и статьями, чем я и продолжаю заниматься почти год спустя. В ближайшие пару лет я не планирую его кардинально переделывать или не дай бог, создавать с нуля, потому что мне наконец-то удалось побороть свой перфекционизм и сделать для себя удобный инструмент, выполняющий свою задачу презентации меня как дизайнера, который также удобно и легко поддерживать.
Хотелось бы сказать, что создание сайта-портфолио — это классная возможность для дизайнера реализовать все хотелки и свистоперделки, которые ему не давали сделать на работе, но на самом деле всё не так просто. Одно дело, создавать креатив для другого человека или людей, у которых чаще всего есть определенное и адекватное понимание красоты и удобства, под которые более чем реально подстроится. Совершенно другое — работа с самим собой как заказчиком. Худший тандем из возможных.
«Ты, заказчик» не может определиться в каком стиле он хочет сайт, потому что ему одновременно нравятся несколько противоположных примеров, и вообще он «и сам, своего рода, дизайнер». Естественно, он перфекционист и не будет удовлетворен MVP версией. Вполне может сказать отказаться от всех текущих наработок и начать всё заново, потому что увидел пример сайта крутого дизайнера из Apple, который ему теперь нравится больше. И конечно же, за все твои труды он ничего тебе не заплатит, но при этому не забудет о возможности поманипулировать чувством вины, что он не сможет откликнуться на классную вакансию, потому что исполнитель не сделал сайт вовремя.
«Ты, исполнитель» так и не понял, что хотел заказчик, поэтому делает странный микс из стилей, пытаясь угодить всем абсурдным имеющимся желаниям. Исполнитель регулярно срывает сроки, потому что занимается этим только в свободное от основной работы время. Мотивация тоже на нуле, потому что цель в виде «благодаря сайту заказчик сможет получить работу», довольно абстрактна и тяжело достижима.
Единственный способ получить хороший и выполняющий свою задачу сайт-портфолио, кроется в самой формулировке «выполняющий свою задачу». К сайту-портфолио нужно отнестись как к диджитал-продукту, со своими задачами, пользователями, и соответственно, пойти по стандартному дизайн-процессу:
1. Исследование
Прежде чем приступить к работе, нужно провести небольшое исследование о том как потенциальные пользователи (т.е. нанимающие менеджеры) смотрят сайты-портфолио. Описала как во времена работы лидом в Домклик сама смотрела на чужие портфолио:
- Хочу как можно быстрее, найти проект, который меня заинтересует
- Превью проектов должны показывать немного интерфейса, чтобы я быстрее поняла UI навыки и насколько опыт релевантен моей вакансии
- Чаще всего мне важен сам факт наличия определенных этапов дизайн-процесса
- Не буду и не хочу читать много текста. Хочу смотреть картинки, интерфейсы и инфографику
- Хочу однозначно понимать результат работы дизайнера: с чего мы начали и что мы получили в итоге
- Обычно я просматриваю первые 2 проекта, если они оба мне не понравились, то сразу «нет»
- Если я не слышала о продукте, то хочу понимать его текущий статус: существует и развивается, только концепт, разработка, больше не поддерживается
- Смотреть полотно экранов из Figma скучно и неинтересно
На мои мысли, при желании, можно ориентироваться, я думаю они всё таки довольно усреднённые. Но как и в любом другом исследовании, создавать продукт на основе мнения одного человека — не очень правильно.
2. Определяем задачу
Для себя я поставила следующую задачу: Создать не сложный в разработке и лёгкий в поддержке сайт-портфолио, который расскажет обо мне как о дизайнере, моих проектах, активностях и карьере. При этом положительно запомнится и даст максимум пользы для нанимающих менеджеров.
3. Идеи
Только на этом этапе стоит обращаться к референсам, чтобы избежать перенасыщения красотой прежде, чем осознать, что вообще собираешься делать. Придя к чужим портфолио на этом этапе, на них можно смотреть уже как на примеры того какими разными способами можно реализовать свою задачу.
Мне хорошо помогло разом открыть разные сайты-портфолио и наскриншотить всё, что мне в каждом их них нравится: структура сайта, оформление проекта, стилистика, типографика, вёрстка, анимации и тд. Подмечались и выписывались все детали. После того как из противоречащих друг другу подходов выбирался од��н победитель, оставалось лишь объединить это всё в разные концепты-франкенштейны и посмотреть уже детальнее, что из объединённых подходов хорошо матчится друг с другом, а что плохо.
Я также старалась избегать примеров, которые как мне казалось, с моими навыками будет слишком долго или невозможно разработать, потому что опять же, задачи «создать самый крутой сайт-портфолио в России» и не стояло. Нужно было красиво, дёшево и быстро (желательно за 2 недели).
4. Прототип
Детальный прототип помог мне окончательно убедится в юзабельности такого сайта и проверки того, насколько он действительно отвечает поставленным мною целям. Можно также показать и дать попробовать друзьям-дизайнерам.
5. Наполнение проектов
Мне нужно было минимум 2 больших кейс-стади, где были бы все этапы дизайн-процесса и детали продуктовой разработки. Считаю, что заниматься именно «написанием» проектов лучше в каком-нибудь текстовом редакторе типа Notion, поскольку он создаёт возможность абстрагироваться от визуала и сосредоточится именно на наполнении. Сделала вот такой шаблончик по написанию будущих проектов.
6. Разработка
Многим этот этап кажется самым сложным и поэтому в конечном итоге выбирают Notion или Behance, но лично мне не хватает гибкости и возможности осуществить одну из поставленных задач, а именно запомниться. Поэтому для себя я выбрала Webflow, инструмент, который как мне кажется, отлично балансирует между «низкоуровневостью» и простотой использования. По сути это сайт-конструктор с визуальной вёрсткой, что позволяет мне реализовать почти любые свои фантазии по анимации и интерактиву на сайте.
Предыдущий мой сайт-портфолио тоже был на Webflow, но со временем его стало невозможно поддерживать из-за моей косячной вёрстки. Поэтому к новому сайту я пришла уже более подготовленной уроками с ютуба и понимание того как делать «красиво и чисто». Закомпонентила всё, что собиралась переиспользовать, создала разные шаблоны, упростила сложное и получила тот результат, что имею до сих пор.
7. Тестирование
Сайт свёрстан, наполнен и опубликован. Осталось повесить на него метрики и следить за тем как он справляется со своей задачей. Уже писала об этом большой материал, всё еще рекомендую и настаиваю, что это лучший метод итеративного и адекватного улучшения своего сайта.
Пооткликавшись на интересующие меня вакансии и поняв, что нанимающие менеджеры заходят и обычно возвращаются с приглашения на собеседования, я удостоверилась, что сайт свою функцию выполняет, а значит можно успокоиться и сосредоточиться на поддержке.
8. Поддержка
Я ежедневно «подглядываю» за посетителями в вебвизоре, это мой своеобразный guilty pleasure. Как и любому другому дизайнеру, мне банально нравится смотреть как моим продуктом пользуются. Но также это и мой основной источник идей для будущих доработок на сайте, ведь я прямом эфире вижу как пользователи с чем-то не справляются или что-то не находят. Все идеи и доработки я заношу в свою доску с задачами по сайту в Notion, и занимаюсь ими когда есть время и силы.
Могу даже сказать, что потихоньку дорабатывать уже существующий и работающий сайт гораздо приятнее, чем создавать новый с нуля. Это уже не воспринимается как схлёстывание внутренних заказчика и исполнителя, а скорее как возможность побаловаться и улучшить что-то уже и так хорошее.
Сайт-портфолио — это не самое главное
Довольно много дизайнеров (да и я тоже когда-то) начинают в первую очередь сомневаться в своих навыках, проектах и портфолио после безрезультатных поисков работы. Сайт-портфолио это, конечно, важно, но это далеко не единственное, что решает получите вы работу или нет, и для собственного эмоционального спокойствия, рекомендую после каждого отказа вспоминать все возможные причины:
- Вакансия уже закрылась, но HR забыли её скрыть
- Вы не влезаете по деньгам на ставку, предусмотренную компанией на эту должность
- Есть кандидаты дешевле с такими же навыками
- У вас мало лет опыта
- Вы оверквалифайд для должности
- У вас нерелеватный опыт для вакансии
- У вас слабые софт-скиллы (если перед отказом был собес с HR)
- В резюме есть признаки jobhopping (много смен компаний в короткие промежутки времени)
- Нанимающему менеджеру не понравилось как сделан сайт-портфолио (не отрицаю, что такие причины тоже бывают)
- Нанимающему менеджеру не понравился UI в проектах
- У вас нет портфолио вообще
Спасибо за прочтение! Больше постов в моём телеграм канале Дизайн Диктатура