Как применить гештальтпсихологию в графическом дизайне
Человек мыслит шаблонами, и это не всегда плохо. Наш мозг использует накопленные в детстве визуальные образы на протяжении всей жизни, достраивая картинку вокруг «на автомате». Благодаря этому механизму мы неосознанно видим в облаке сердечко, а в пене морской волны — барашков.
Эта справочная статья будет полезна начинающим дизайнерам, коммуникаторам и специалистам, которые работают с пользовательским опытом.
Мы знаем, как действует этот механизм благодаря гештальтпсихологии. Это группа принципов визуального восприятия, созданные в 1920-х годах немецкими психологами Кристианом фон Эренфельсом, Максом Вертгеймером, Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой.
Применительно к дизайну теория гештальта объясняет стремление людей объединить визуальные элементы в группы. Существует несколько ключевых принципов, лежащих в основе гештальта. Они помогают понять связь между визуальными коммуникациями, психологией человека и возможностями контроля восприятия дизайна.
Возникновение
Люди сначала идентифицируют элементы по их общей форме. Узнаваемый контур быстрее находит отклик в сознании пользователей, поэтому и проще воспринимается.
Овеществление
Мозг с легкостью узнаёт объект, даже когда он не дорисован. Можно исключать части контура до тех пор, пока человек в состоянии выявить близкое совпадение с «шаблоном», который уже есть в его памяти.
Метастабильность
Все знают эти загадки, когда в одном рисунке оказывается два персонажа или два сюжета. Мозг не способен видеть оба предмета сразу, поэтому быстро перемещаемся между альтернативами. Одно в любом случае окажется доминирующим и перекроет второе.
Инвариантность
Простые объекты распознаются независимо от их вращения, перемещения и масштаба.
Благодаря этим открытиям были сформулированы 6 принципов, которые используют визуальные коммуникации. Они нужны для того, чтобы сделать процесс восприятия информации более простым и точным.
1. Близость
Элементы воспринимаются как связанные, если расположены близко друг к другу. Так пользователь понимает, как соотносятся между собой смысловой блок, изображения, текст и другие элементы.
2. Общая область
Всё, что находится в одной области, рассматривается как единое целое. Общая область усиливает иерархию и повышает сканируемость дизайна.
3. Схожесть
Элементы со схожим дизайном (форма, размер, цвет) кажутся более связанными, чем те, которые выглядят по-разному. Этот принцип помогает классифицировать объекты в пределах группы и связывать их между собой по значению или функции.
4. Симметрия
Симметрия создает ощущение комфорта и позволяет сосредоточиться на том, что действительно важно.
5. Продолжение
Элементы, располагающиеся по прямой или плавно изогнутой линии, воспринимаются как сгруппированные в отличие от тех, что выстроены по ломанной линии. Чем плавнее линия, тем проще элементы складываются в единую фигуру, потому что мозг предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления.
6. Общая судьба
Неважно, как далеко друг от друга располагаются объекты и насколько они разные: если они вместе движутся или изменяются, то человек воспринимает их как взаимосвязанные. Этот эффект работает, даже когда нет явного движения, а есть только намёк на него (например, показано направление).
Визуальные коммуникации опираются на научные теории о психологии человеческого восприятия, в том числе и на теорию гештальта. Принципы этой теории позволяют во многом управлять пользовательским вниманием, делать дизайн одновременно и запоминающимся, и гуманным.