История 18+ про дизайн для алкоголя
Меня зовут Дмитрий Панфилов. Начнем с того, что я дизайнер. И… алкоголик. Мне кажется, сложно делать что-то и не углубляться в сам продукт, не пробовать его и не ценить.
Небольшая история про то, чем интересен мир упаковки для алкоголя, как пагубное «увлечение» стало началом для работы в этом сегменте и почему мы продолжаем этим заниматься.
Запоев у меня не случается (хотя пьяных историй хоть отбавляй), но выпить вина, хорошего пива или кальвадоса, виски – это да. И конечно, употреблять – это одно удовольствие, но другое, не менее значимое, – выбирать напиток на полке.
Порой я могу потратить целый час, просто чтобы поизучать ассортимент в магазине, покрутить в руках и посмотреть на форму бутылки, на этикетку. И ничего не купить. Частенько хожу в алкомаркеты как в музей.
Сейчас дизайн для алкоголя — одно из важных направлений в брендинге агентства. Но все начиналось именно из «пристрастия». Мне понятен сам продукт, я вижу красоту и возможности упаковки. Для меня дизайн алкоголя это эстетство и еще интересно наблюдать за рамками категорий и где-то стараться расширить их. В определенный момент я решил — почему бы не делать то, что нравится и поставил себе целью найти заказчиков, которым было бы интересно тоже, что и мне.
Очень нравится, когда находится что-то выбивающееся из стандартного образа напитка. Нравится угадывать замысел дизайнера. Но еще большее удовольствие – сравнивать ощущение от бутылки и от содержимого.
Иногда происходят несостыковки – хороший напиток, а упаковка не очень. Но чаще, наоборот, если этикетка красивая, и видно, что над ней потрудились, значит, и продукт будет неплохой
Так происходит потому, я убежден, что если уж производитель заморочился с этикеткой, то и самому напитку наверняка уделил не меньше внимания.
Некоторые предпочитают модное Vivino, но я больше склонен выбирать именно по этикетке. Обычно этот принцип меня не подводит. Кроме того, приятно держать в руках красивую бутылку и при этом пить вкусное вино – двойное удовольствие.
Я, как и многие, наверное, «надрачиваю» на дизайн от Stranger & Stranger – это такие мастодонты в области алкогольной красоты и эстетики. Раз в несколько дней захожу к ним на сайт (чтобы поплакать!) и просто полюбоваться красотой, которую они делают. Не преувеличу, если скажу: каждая их упаковка – произведение искусства. Детали, идеи, проработка и подача – все это вместе очень мотивирует.
Поэтому когда вижу что-то, к чему они приложили руку, обязательно покупаю. К сожалению, в наших краях не так часто встретишь их проекты.
Один из заметных 19 Crimes – вино для австралийской винодельни. Концепция бренда и этикетки выделяют их продукцию на полке. Брутальные лица, на одной этикетке вовсе исцарапанное лицо. Некоторым такое может быть не по душе, но мне зашло. Тем более что концепция очень глубокая – в ней отражены боль и становление Австралии.
19 преступлений, за которые ссылали в Австралию, по большей части были политическими. Так вот, каждая этикетка – это история жизни изображенного на ней героя, которого сослали по одному из таких обвинений. Плюсом идет дополненная реальность, когда герои на этикетках оживают и рассказывают свою историю.
В России тоже есть студии, специализирующиеся на дизайне алкоголя (но их не так много), например, студия Uniqa. Сильная команда, за их работой приятно наблюдать. Всё делают очень профессионально, многие упаковки есть в моей коллекции. Кажется они сделали дизайн для доброй половины алкогольной полки.
Еще KingBee, которые недавно выпустили клевый дизайн для водки Orthodox и для винодельни «Узунов»… Нижегородские unblvbl – чего только стоит литая латунная этикетка для дистилята из портера и еловых лап — «Уёлки». Да и сам напиток тоже экстраординарный. Слежу за ребятам из 43 OZ - студия из Кишенева, делают много хорошего и качественного дизайна. Есть еще интересные студии, которые умеют в дизайн алкоголя…
Так же очень импонируют работы азиатских дизайнеров, которые в корне могут быть не похожи на то, что делается в России, Европе или Америке.
Дизайн алкоголя отдельная и обширная тема, в которой сочетаются история, технологии. Он может быть очень захватывающим и не похожим. Некоторые образцы напоминают скульптуры, другие радуют искусной типографикой, иные сумасбродны. Это мир, в который можно погружаться и погружаться.
Пожалуй можно будет сделать отдельную обзорную статью, в которой посмотреть на то, чем мы вдохновляемся в студии. И к чему стремимся.
Нам тоже нравится заниматься упаковкой для алкоголя и на то есть несколько причин.
Во-первых, в дизайне алкоголя предполагается большая работа со смыслами. Лучшие образцы дизайна это увлекательная концептуальная работа, умный визуальный сторителлинг, все это может раскрыть бренд и сам продукт с необычной стороны.
Во-вторых, в этой сфере востребованы различные способы печати и нанесения, которые могут больше нигде не применяться и не сочетаться. Плюс это работа с формой. Что уже интересно само по себе! Окунуться в эту историю, придумать, как будет выглядеть в реальности тот или иной прием на этикетке…
В-третьих — для того, чтобы создать хорошую упаковку надо работать с очень разными специалистами — иллюстраторами, препрессерами, технологами, копирайтерами. Больше понимать и чувствовать шрифты. Уложить много всего в небольшом формате этикетки. В процессе работы над каждым дизайном мы все время узнаем и понимаем, что-то новое. Порой это заставляет оглядываться на прошлые работы и думать, что вот там-то точно можно было бы лучше…
В-четвертых, именно здесь очень важна сама упаковка, потому что именно она и продает! Запрет на рекламу алкоголя делает этикетку ключевым способом обратить внимание покупателя на продукт.
Есть еще пятый и немаловажный пункт. В этой сфере не так много студий, кто делает качественный и интересный продукт, а алкоголя (увы наверное) в нашей стране производится и продается порядком. Это значит, что есть шанс найти себя в этой нише.
Конечно, в дизайне для этого сегмента есть и моральная составляющая. Мы много пьем — в основном дешевого и не очень качественного алкоголя. И тут дизайнер, как бы поощряет, помогает продать. Люди вряд ли перестанут пить, но пусть они хотя бы выбирают более качественные продукты, которым мы помогаем стать приятней и заметней. Мы видим свою миссию в том, чтобы сделать этот рынок более эстетичным.
В начале, когда мы презентовали один из первых проектов — упаковку для игристого вина Muscat, одно из изданий рецензировавших нашу работу заключило, что мы «Флагман сомнительного свойства». Все потому, что упаковка взяла за основу цвет одного из лидеров сегмента — Veuve Clicquot. Мы расстраивались, потому что отчасти это была правда, но и еще потому, что хотели сделать и что-то свое. Придумали для этикетки форму многогранника. Тем не менее — продукт в этой упаковке до сих пор продается, а мы решили добиваться большей оригинальности в своей работе. Но, конечно ставя во главу угла коммерческие задачи клиента.
У нас есть несколько проектов, за которые мне не стыдно. Один из них – это The Blue Dog. Крафтовый кальвадос, выпущенный ултралимитированным тиражом в 53 бутылки. С ним мы основательно заморочились!
Родили название, которое, уверен, каждому скажет о чем-то своем. Придумали и нарисовали четырехглазую собаку, написали стихотворение. Сделали этикетку, которая сильно отличается от традиционной для кальвадосов. Напечатали её высокой печатью на хлопковой бумаге. Крышку украсили отлитой из латуни головой нашей собачки. Ну и в завершение сделали металлический кейс для бутылки.
Получился отличный увесистый и брутальный подарочный набор для коллекционера или для того, у кого уже есть всё.
Еще, не так давно, создали концепцию и этикетку для вина от Chateau Tamagne, интерпретирующую идеи супрематизма. Мы решили, что самое лучшее украшение для вина – это само вино, поэтому оставили в этикетке пространство, в котором виден напиток. Этикетка всего лишь обрамляет.
Мы постарались обойтись в оформлении минимальными средствами, чтобы как можно меньше отвлекать от самого содержимого. Да, как-то об этой работе написал товарищ Загмайстер в своем инстаграме…
Ну и, конечно, несколько этикеток для ставропольского завода «Стрижамент». Это знаковый производитель для края, чьи настойки и бальзамы уже давно являются символами региона. Политика производителя тоже очень импонирует — они производят только качественные напитки и им важна эстетическая составляющая. Серия настоек «Старый доктор», которую мы сделали для «Стрижамента» была в 2017 году в топе Forbes.
Strizh Black – реинкарнация знаменитого бальзама «Стрижамент». Это тот случай, когда получилось лучше, чем предполагали. Я имею в виду и сам напиток, который (прямо скажем) мало, кого оставляет равнодушным, и про бумажную этикетку, которую мы дополнили печатью по стеклу.
Эти два напитка уже несколько лет пользуются заслуженной популярностью, особенно в качестве сувениров из Ставрополя. Для «Стрижамента» ещё делали много чего, но, пожалуй, для обзорной экскурсии достаточно.
Много работали и над дизайном для пива, но это так же требует отдельного рассказа. Там свои категории, веяния и традиции. Пивная история кажется сейчас хорошо развивается и появляется много интересных образцов от локальных брендов.
В общем, дизайн алкоголя – это наше студийное.
Все эти штучки, шрифты и детальки, тонкости препресса, тактильные ощущения от этикетки и бутылки – вот это вот все, что заводит и от чего глаза горят. Есть к чему стремиться, много чего хочется. Периодически ощущаем себя маленькими детьми играющими в любимые игрушки. Перед тобой огромный мир, полный новых и интересных вещей, которые еще надо понять и изучить.
Приходя очередной раз в музей/алкомаркет, я вижу как все больше этикеток российских производителей становятся эстетичней, изощренней и концептуальней. Это значит, что качественный дизайн все больше востребован у покупателей, а следовательно и у производителей. Рынок образовывается, улучшается. Это приятно. В этом есть общая заслуга всех студий, дизайнеров и агентств, тех кто хочет что-то в нем изменить. И приятно осознавать, что в этом кажется есть пусть небольшая, но и наша заслуга.
Всем чин-чин.
Дмитрий Панфилов
Брендинговое агентство PNFLV
Ну вообще про вино, чем сдержанней этикетка, тем больше шансов на качество!
Кажется. Но есть момент - много дешевого экспорта эксплуатирует стилистику "классической" этикетки. Все эти гравюрные винодельни, шрифты с засечками и монограммы. У наших примерно тоже самое, но более коряво выходит - дешевая заграница выглядит лучше. А по качеству вопрос. Поэтому - для глубокого изучения темы - надо разбираться в вине, сортах и годах. А для не глубокого пока хватает того, есть ли там какая-то мысль.
Статья- мое почтение!
Дим, работаю сам в ретейле алкоголя, в основном вино. Так вот есть отдельная категория покупателей, которые ходят исключительно за Mucho Mas. Испанец из верхней грани ежедневных вин.
Очень часто слышу и самому импонирует этикетка, что скажешь? После статьи, теперь думаю, что ребята хотели как и ты с Шато Тамань.
Да возможно. Но этикетки подобного плана встречаются все таки чаще. Покупал как то в Испании евровое вино в супермаркете - так вот там вся этикетка состояла из названия напечатанного напечатанного на клочке бумаги. как дуд-то талон из троллейбуса. К этой идее можно подходить с разных сторон. Все таки какой-то намек на супрематистскую концепцию у нас присутствует и это, как кажется отличает проект для Шато Тамань. И спасибо за отзыв)
Всё очень интересно. Смутило только про алкоголизм :) Для того, чтобы быть сомелье или виноделом - необязательно становиться алкоголиком, а для того, чтобы быть дизайнером - и подавно :)) Берегите себя, ребят :)
Конечно, вы правы. Про алкоголизм - все весьма относительно. Сейчас с употреблением больше издалека. Просто как основа для начала - лично для меня что есть то есть. Стадии алкоголизма бывают разные - у меня была та, что выпиваю раз в неделю. А раз в месяц просыпаюсь с похмельем) Тем не менее - я очень против любых пристрастий. Меня оно навело на мысль о том, куда направить энергию)
Приятная легко читаемая статья. За Стрижамент отдельное спасибо 🙂