Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Мы в JetStyle ориентированы на создание цифровых сервисов и продуктов. Но зачастую возникают задачи, которые нужно закрыть быстро и без привлечения разработчиков. Например, если мы тестируем гипотезу для MVP или собираем лендинг. Тогда вполне рабочее решение — использовать такой сервис как Webflow, который позволяет все собрать силами дизайнера.

Что из себя представляет Webflow?

Webflow — конструктор продвинутого уровня, в нем можно верстать корпоративные сайты, интернет-магазины, продуктовые лендинги и другие одностраничники, а также блоги и портфолио. У него много возможностей по сравнению со скромной функциональностью других конструкторов. При этом дизайнеру не понадобится помощь разработчика для создания сайта. А вот без базовых знаний HTML и CSS обойтись не получится.

Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Webflow состоит из трех компонентов: инструмента для веб-дизайна без кода, CMS и хостинга. Конструктор местами напоминает Adobe Photoshop: есть визуальный интерфейс для верстки, элементы отображаются в виде слоев, похожа стилизация, только в Webflow позиции управляются разными настройками, а не курсором. В интерфейсе дизайнер может добавлять, позиционировать и стилизовать элементы, а система самостоятельно генерирует разметку и весь другой необходимый код.

Тарифные планы

Сервисом можно пользоваться бесплатно, но есть ограничения:

  • можно создать не более двух проектов,
  • нельзя вставлять кастомный код (CSS стили, скрипты и т. д.),
  • нельзя экспортировать код.

Если вы хотите полную функциональность или планируете регулярно пользоваться конструктором, то нужно заплатить за аккаунт, с которого можно будет создавать проекты. А для того, чтобы у определенного проекта был свой домен и админка, нужно дополнительно заплатить за хостинг.

На минимальном тарифе аккаунт и хостинг стоят по $16, если платить сразу за год, и $20 при помесячной оплате. На таком тарифе можно создавать до 100 страниц на сайте. Как правило, он закрывает потребности для большинства проектов, будь то блог, портфолио, корпоративный сайт или даже интернет-магазин.

В Webflow есть функциональность, позволяющая сделать полноценный интернет-магазин, — Webflow Ecommerce. У него отдельные от основных тарифные планы.

Особенности и ограничения

Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Гибкое использование кода

В отличие от более простых аналогов — Tilda, Readymag, WordPress, Wix — в Webflow есть много способов использования собственного кода, что позволяет создавать любые необходимые элементы и их поведение на странице, в том числе интегрировать это в CMS. Это дает возможность гибко работать с кодом человеку, который не является разработчиком.

Большой выбор шаблонов и анимации

В Webflow есть платные готовые шаблоны. А еще большой анимационный блок с возможностью импорта ключей из Adobe After Effects и интуитивный интерфейс. С помощью анимационного блока и вставки кастомного кода можно делать почти любую трендовую сложную анимацию.

Адаптивные настройки элементов

По умолчанию в конструкторе есть вьюпорты: десктоп, планшет, горизонтальная и вертикальная мобильные версии. Все настройки каждого элемента тянутся с десктопа на остальные разрешения: изменили ширину блока на десктопе — она изменится везде. Но если изменить настройку на каком-то вьюпорте, то десктопная настройка уже не будет влиять на настройку в этом вьюпорте. А еще здесь не всегда есть возможность посмотреть превью изменений: режим просмотра включается и показывает рабочий сайт, но во многих случаях он не показывает работающий кастомный код.

Лимиты на количество пользователей

Другая особенность — аккаунтом может управлять три человека, которые добавляются в администраторы. При этом нельзя пользоваться одним аккаунтом одновременно с разных устройств. Еще есть ограничение по визитам — до 100 000 на один хостинг.

Что еще нужно знать

1. Если у вас хостинг не на Webflow, а клиент просит выгрузить код из конструктора к себе, то визуального редактора не будет, останется просто код. В работе придется задействовать разработчиков, и потеряется главное преимущество конструктора.

2. Если все же перенести сайт с Webflow на другой хостинг, исчезнет возможность пользоваться CMS и редактировать сайт через админку.

3. Конструктор не поддерживает сторонние сертификаты, только официальный от Webflow. Можно попытаться настроить это через прокси-сервер, но для этого потребуется привлечь программиста.

Функциональные возможности

Webflow поддерживает большое количество интеграций со сторонними сервисами. Это позволяет добавлять сайту функциональность интернет-магазина, CRM-систему, инструменты SMS- и email-рассылок и другие полезные возможности.

Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Мультиязычность

В Webflow нет инструмента по работе с мультиязычностью, смена языка делается кастомным кодом. Для одного из наших проектов мы нашли готовое решение, которое закрывало наши потребности, — мгновенное переключение языков без создания дополнительных страниц. Если вам понадобится сделать на сайте отдельные языковые страницы, лучше заранее поискать информацию на форумах.

Интернет-магазин

Если говорить о функциональности интернет-магазина, у Webflow много преимуществ по сравнению с другими конструкторами. То, чего в WordPress или Wix пришлось бы добиваться большими усилиями и с помощью разработчиков, здесь можно настроить относительно быстро и просто.

Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

В Webflow Ecommerce есть все необходимое для онлайн-продаж: управление товаром и остатками, пользовательские корзины, переписка с клиентами, а также самостоятельное оформление заказа. Можно настроить каждую деталь интернет-магазина: витрину, корзину, форму заказа, сетку продуктов и страницы оплаты, уведомления о покупке. А еще товары можно массово экспортировать и импортировать в формате CSV — не придется добавлять их по одному.

Создание CMS

Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Webflow — это конструктор, в нем часто приходится что-то костылить. Например, здесь есть такое понятие, как коллекция — по сути это шаблонная страница. Через нее мы настраиваем все поля, которые можно редактировать в админке. Поскольку в CMS Webflow слишком много тонкостей, кратко опишем основные.

С чего начинать делать CMS?

Сначала мы создаем коллекцию — пустую страницу. В коллекцию можно добавлять до 30 полей: изменение текста, заголовков, загрузка картинок, галерей и т.д.

После того, как коллекция в CMS настроена, переходим к верстке страниц. В интерфейсе Webflow это реализовано почти так же, как в Figma и Photoshop — просто берем и копируем все элементы на странице и вставляем их внутрь коллекции.

Структура сайта

Если говорить о структуре, сайт выглядит следующим образом:

  • есть рабочая зона, это поле редактора,
  • справа — поле настройки конкретного элемента,
  • слева находятся:
    - панель добавления элементов (список всего, из чего собирается сайт в Webflow),
    - панель символов (символ — аналог «компонента» в Figma),
    - «навигатор» (список слоев),
    - страницы сайта,
    - панель CMS (список созданных «коллекций»),
    - панель Ecommerce (для работы с магазином),
    - Assets — все добавленные мультимедиа (картинки, видео, документы, файлы анимации Lottie),
    - настройки (раздел бэкапов).
Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Поля в интерфейсе конструктора

В интерфейсе мы можем настроить все необходимое для работы контент-менеджера. Ограничение Webflow — до 30 полей:

  • Plain text — просто текст,
  • Rich text — списки, жирный, курсив и т. д.,
  • заголовки H1–H6, вставка мультимедиа и подписей к ним,
  • Image — картинки,
  • Multi image — настройка галереи (речь не о слайд-галерее — нужно нажать на картинку, чтобы ее увеличить, и закрыть, чтобы открыть другую),
  • Video,
  • Link,
  • Email,
  • Phones,
  • Number,
  • Date/Time,
  • различные переключатели: Swift, Color, Options, форма добавления File.
Работа с Webflow: зачем он нужен дизайнеру и как его правильно готовить

Варианты использования конструктора

Webflow можно использовать для выполнения небольших операций внутри дизайнерских задач.

Передача анимации разработчику

Когда для лендинга дизайнер придумал крутую анимацию (как двигается или скроллится тот или иной элемент, что происходит, когда пользователь куда-то жмет и т. д.), и нужно донести идею до разработчика — идем в конструктор, быстро верстаем с помощью инструментов Webflow придуманную анимацию и отдаем разработчику ссылку на страницу с этой анимацией. Разработчик вживую увидит, что он должен сделать в проекте. Ему можно даже передать готовый код, если аккаунт оплачен и код можно выгрузить. Для этой цели, конечно, можно использовать редактор интерактивных прототипов Principle — он отдает видеоанимации. Но Webflow отдает «живую» анимацию в коде и стоит меньше.

Живая демонстрация клиенту

Есть проект, и нужно показать клиенту результат (промежуточный или конечный — демо). В проекте есть несколько экранов, состояний и переходы между ними, или просто есть анимация.

Для понятного клиенту демо мы можем собрать имитацию реальной страницы в Webflow — сделать анимации и линковку между элементами и экранами. То есть не описывать словами и не показывать примерные варианты, а дать результат, максимально приближенный к реальности. Конечно, имеется в виду грубая сборка без проработки всех деталей, в которой:

  • статичные части страницы можно вставлять как картинки на фон,
  • кликабельные элементы тоже можно вставлять как картинки,
  • можно не соблюдать такие правила верстки, как наименования классов, элементов, правильные настройки стилей, потому что они необходимы только в рабочем проекте.

Такую имитацию можно сделать относительно быстро, и клиент получит привычную ссылку на сайт для просмотра.

Для этих целей можно использовать Figma, где тоже можно слинковать все экраны и состояния, но анимацию в некоторых случаях в ней сделать не получится — для отображения простых состояний (вроде наведения на кнопку и нажатия) требуется дублировать много экранов, а в самой линковке (если экранов много) можно запутаться.

Выводы и рекомендации

Итак, есть ли смысл дизайнеру учиться делать сайты на Webflow?

Конструктор предлагает много возможностей, поэтому как минимум его инструменты стоит попробовать. Особенно, если есть проекты, где необходима админка.

Ценности вебфлоу тем меньше, чем сложнее нужен сайт и чем меньше навыков и знаний верстки у дизайнера.
С другой стороны, работа с вебфлоу позволит дизайнеру лучше понимать разработчиков.

Для некоторых проектов мы выбираем Webflow, потому что на этом конструкторе можно кастомизировать дизайн и удешевить производство — создать сайт без помощи разработчиков и управлять контентом из админки. То есть быстро и за относительно небольшие деньги сделать рабочий проект. Это удобно, например, когда у клиента есть MVP, и ему нужен лендинг для быстрой проверки гипотез.

Будем рады, если вы поделитесь с нами своими находками и опытом использования Webflow.

4343
10 комментариев

Очень не люблю верстать, но приходится. Решил попробовать webflow, нужно было чтобы редактор генерировал более менее читаемый код, в отличии от всяких тильд. В итоге пришел к тому что верстаю я быстрее чем рисую в этом редакторе. Он малость  топорный, пока найдешь нужный параметр, быстрее это уже в css прописать, либо классом цсс фреймворка. Этот комбайн скорее подходит для лёгоньких домашних страничек. 

5
Ответить

Спасибо. Передумал использовать WebFlow. Сэкономили мне время.

2
Ответить

Пробовал, прикольно. Не зашло. Зашел Oxygen Builder на WordPress.

2
Ответить

Российские платежные системы можно подключить?

Ответить

нет...)

1
Ответить

я вроде встречал подобные десктопные комплексы

Ответить

Подскажите какие.

Ответить